Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Олег Сидоров: Информационная “разорванность” регионов - реальность современной России

7 Апреля 2014
Распечатать

Мы не ведаем, что хорошего, положительного происходит у наших соседей, – такова реальность. К сожалению, да. Вынуждены констатировать. Между регионами Дальнего Востока и Сибири существует информационная “разорванность”. К такому выводу пришли участники круглого стола “Современные PR-практики Сибири и Дальнего Востока”, проходившего в рамках VII Всероссийского фестиваля массовых коммуникаций “Дни PR в Якутии-2014” в городе Якутске в эти дни.

 

А разговор об этом начали два представителя Владивостока, профессионалы в своей области и потому отвечающие за выводы, прозвучавшие в их выступлениях. Это Андрей Калачинский, заместитель проректора по связям с общественностью, информации и рекламе Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса и Руслан Вакулик, руководитель проектов Коммуникационного агентства АГТ-Восток из того же Владивостока.

 

Было также сказано, что в центральной прессе (написав так, я поймал себя на том, что все еще “общероссийские” воспринимаются как “центральные СМИ”, хотя они давно  не оправдывают это свое предназначение, превратившись в узкомосковские) о регионах ничего или только самое худшее: катаклизмы природные, криминал, скандалы, коррупция и проч. Со сказанным невозможно не согласиться. И нашу Якутию не обходит эта “чернуха”. Хорошее замалчивается, будто здесь у нас на Севере и на Дальнем Востоке –пустыня.  Об этом также же говорила и Инна Кабанова, представитель Москвы, главный редактор информационного агентства “Арктика-Инфо”. Был согласен и Владимир Черепанов из Новокузнецка.

 

Якутия все еще: “холод”, “алмазы”, “тундра”, “олени”. Может быть, еще древний “мамонт”.

 

Я вспомнил нашу встречу с коллегами из Владивостока и Санкт-Петербурга, в Сеуле осенью прошлого года. Они тоже говорили о том, что Якутия для них остается некоей неизвестной территорией. До сих пор, несмотря на общедоступность современных коммуникационных технологий, несмотря на то, что вкладываются в продвижение республики в информационном пространстве не только финансовые ресурсы, но и интеллектуальные, и руководством республики, и общественностью, и журналистами.

 

А что же наши СМИ? Пресса местная? К сожалению, они местная, этим все и сказано. Их не цитируют, на наши публикации не ссылаются. С другой стороны, нельзя говорить о том, что у нас не развитая, не профессиональная пресса. Наши гости из-за пределов Якутии, участники научно-практической конференции “Этническая пресса в медиасистеме полиэтнического региона”, прошедшей 20-21 марта в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова, открыли для себя нашу якутскую прессу. Они не ожидали такого разнообразия и профессионализма, креативности от нас, якутян. Да, это факт. И это открытие для них состоялось.

 

Что же делать? Ох уж этот классический российский вопрос! Нужны реальные площадки, как наша конференция или вот этот фестиваль, на которых бы постоянно встречались представители именно коммуникационных и информационных агентств, журналисты и исследователи, практики и люди с креативными идеями, общались и обсуждали идеи и проекты, тогда рождались бы совместные программы.

 

Будем надеяться, что эта весна станет началом таяния льдов, сковавших и мешающих развитию прямых связей между теми, кто влияет и определяет развитие межрегионального информационного поля.

 

Да, помимо того, что практически нет авиасообщения (если и есть то совершенно неудобные для пассажиров) между российскими регионами (летаем через Москву), нет и информационного обмена. Такова реальность современной России. Да, в каждом регионе созданы свои, местные “независимые от центральной медиасистемы региональные географические рынки прессы”, о которых пишет Елена Вартанова[1], один из самых глубоких исследователей современных СМИ. Значит, теперь мы на пороге следующего этапа трансформации медиасистемы и наступит очередь создания межрегионального рынка прессы. Будем надеяться и работать на наступление этого, необходимого всем нам  времени.

 

Автор: Олег Гаврильевич Сидоров, заведующий кафедрой журналистики Северо-Восточного федерального университета им.М.К. Аммосова (г. Якутск), главный редактор журнала “Илин” (“Восток”), координатор дискуссии “Геополитика Востока. XXI век», ilin_s@mail.ru



[1] Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики [Серия: Академические монографии]. – М.: МедиаМир, 2013. – С.64.

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся