Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Олег Сидоров: Восхищаясь Китаем

17 Мая 2014
Распечатать

Россия вместе с Западом занимается конфликтом вокруг и внутри Украины. А великий Китай как и советовал мудрец, сидя на горе наблюдает за схваткой и вынашивает свои гипер-проекты. Теперь это Китаю вполне по силам.

 

О чем это я? Вот на днях почти все основные якутские СМИ обошли два громких сообщения. Довольно-таки резонансные. Одну передала РБК, другую - NewsRu.com.

 

В чем же дело? Издревле мы все знаем, что главное в функционировании государственного организма, включающей и государственное обустройство в целом и экономику в частности, важны артерии, обеспечивающие приток крови, выпускающие и пропускающие и т.д. Артерии - дороги. Вот и Китай на фоне кризисных мировых политических проблем делает важный шаг, который на самом деле мог бы помирить и все стороны украинского конфликта. Мы ругаемся с народом-братом, ищем подвохи, обвиняем друг друга во всех смертных грехах (фашизм!!!), а они (китайцы) мечтают изменить мир. В том числе и мир наш, северный, дальний, арктический. Их проект непосредственно касается и нас, северян и дальневосточников.

 

Вот первая информация которая так нас задела: Российское правительство рассматривает возможность отказа от финансирования строительства глубоководного порта Тамань и переноса сроков строительства моста через реку Лена в Якутске, чтобы направить освободившиеся средства на развитие Крыма. Об этом сообщает агентство Bloomberg, ссылаясь на письмо советника президента по экономике Андрея Белоусова[1].

 

Дело непростое, а касается геополитики и в целом будущего России, ее интересов и имиджа. Мы то, что? Мы свои, понимаем, подождем. С другой стороны, то, что касается моста через Лену (придется, видимо, называть ее, несбыточной мечтой, ах, как же не хочется так называть!), это было ожидаемо, как только случился Крым.

 

Второе на этом фоне более интересное и, позитивное: Китай рассматривает возможность строительства высокоскоростной железной дороги в США через Восточную Сибирь, Берингов пролив, Аляску и Канаду, сообщает China Daily. Если его удастся реализовать, пассажиры смогут поездом добраться из Китая в США[2].

 

Гигантский проект! Остается только восхититься, имея в виду еще то, что таких проектов вселенского масштаба несколько.

 

Проект железной дороги "Китай - Россия - Аляска - Канада - США" - всего лишь один из четырех международных проектов, которые уже находятся в той или иной стадии разработки. Первый проект - это линия, которая должна пройти из Лондона через Париж, Берлин, Варшаву, Киев и Москву, после чего разделиться на две ветки, одна из которых будет идти через Казахстан в Китай, а вторая - через Восточную Сибирь в Хабаровск. Второй проект должен соединить запад Китая с Германией через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран и Турцию. Третья дорога свяжет юго-запад Китая с Сингапуром через Вьетнам, Камбоджу, Таиланд и Малайзию. Начало строительство последней запланировано в июне” - цитирую опять же NewsRu.com. Добавлю, что другие проекты, запланированы на африканском континенте.

 

Под Беринговым проливом пророют тоннель, самый, самый... По многим параметрам.

 

А что же будет с нашими проектами развития Дальнего Востока, Восточной Сибири и прочими? На фоне китайского супер-проекта все поблекнет? Вопросы можно бесконечно задавать. Но стоит ли? Возможно, этот китайский проект откроет для Дальнего Востока, Якутии и Чукотки невиданные возможности. Только вот когда?

 

Одно ясно, проекты Китая - это инвестиции в будущее, это стимул для экономики, рабочие места, при реализации они коснуться всех, в смысле облегчения жизни простых граждан. В первую очередь, Поднебесной, конечно же. С другой стороны, эти проекты способны объединить силы и умы всех народов, проживающих на этих огромных пространствах. Для нас главное, все же, будут ли и как учтены интересы северян?

 

Автор: Олег Гаврильевич Сидоров, заведующий кафедрой журналистики Северо-Восточного федерального университета им.М.К. Аммосова (г. Якутск), главный редактор журнала “Илин” (“Восток”), координатор дискуссии “Геополитика Востока. XXI век», ilin_s@mail.ru



[1] Порт Тамань и мост через Лену могут не построить из-за Крыма // RBС.ru // Экономика // 13 мая 2014 [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/13/05/2014/923385.shtml

[2] Китай собирается построить железную дорогу из Азии в Америку через Россию // NEWSru.com // Новости в мире // 13 мая 2014 г. [Электронный ресурс] / - Режим доступа://http://newsru.com/world/13may2014/railroad.html

 

Поделиться статьей

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся