Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Андрей Губин: Как не потерять большего в погоне за малым - российско-японское взаимодействие в условиях санкций

2 Октября 2014
Распечатать

Япония с недавнего времени демонстрирует уверенный рост как по товарообороту, так и по объемам инвестиционной деятельности в России и дальневосточных регионах. Во многом это стало возможным благодаря наладившимся отношениям лидеров двух государств и устоявшемуся пониманию в Токио, что Россия – важный партнёр, потенциал сотрудничества с которым гораздо привлекательнее, чем эфемерная возможность решения «старого» конфликта вокруг спорных островов.

 

Вопреки расхожему мнению об ограниченности политического диалога Москвы и Токио только территориальным спором, взаимодействие выстраивается по широкому спектру вопросов, и в последнее время развивается в свете меняющихся глобальной и региональной ситуациям. Крайне показательно, что в Брюсселе на встрече «Большой семерки» в июне 2014 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ посетовал на отсутствие Владимира Путина и выразил надежду на то, что Россия будет участвовать в решении важнейших мировых вопросов, тогда как «страна восходящего солнца», в свою очередь, нацелена на продолжение конструктивного диалога с Россией[1]. Вероятно, российско-японские отношения продолжат выстраиваться в этой связи в двустороннем формате, в том числе, по схеме «2+2» -  встреча министров обороны и иностранных дел двух стран.

 

В начале ноября 2013 года состоялся первый раунд  межминистерских консультаций в новом формате, согласно личной договорённости, достигнутой между президентом РФ В. Путиным и японским премьер-министром С. Абэ в апреле того же года. Как отметил, глава российского МИД С. Лавров, «в решении наших лидеров отразилось их стремление предать российско-японским отношениям характер стратегического партнёрства, укрепить взаимное доверия, расширить сотрудничество по вопросам глобальной и  региональной безопасности».[2] Стоит отметить, что идея провести переговоры в данном формате была предложена японской стороной, до этого Токио практиковал подобные встречи только с Вашингтоном и Канберрой. Глава японского МИД Ф. Кисида, между тем, заметил, что «в японской политике в сфере безопасности по-прежнему главное место занимает японо-американский союз, тем не менее, углубление сотрудничества в сфере безопасности между Японией и Россией, как главными игроками Восточной Азии, внесет вклад в дела стабильности региона».[3]

 

Среди важных итогов встречи «2+2» договорённость о регулярных экспертных консультациях по кибербезопасности для выработки единых для всех правил поведения в информационном пространстве. Также оборонные ведомства двух стран начнут консультации по вопросам противоракетной обороны. Для российской стороны создание США глобальной системы ПРО, включая разворачивание некоторых сегментов на территории Японии, а также на кораблях сил самообороны, представляет серьезную озабоченность в связи с возможным нарушением баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

Интересен и один протокольный момент – японский премьер С. Абэ принял российских министров С. Шойгу и С. Лаврова в выходной день в своей частной резиденции. Это свидетельствует о крайне высокой заинтересованности главы японского правительства в развитии всестороннего политического диалога с Россией. Как видится, равноценное и полновесное обсуждение с РФ вопросов регионального и глобального характеров, включая аспекты безопасности, существенно повышает внешнеполитический имидж Японии, как ответственной «средней державы», проводящей сдержанную внешнюю политику. Кроме того, благожелательный тон двусторонних отношений существенно затрудняет и дестабилизационные действия Пекина в Восточно-Китайском море.

 

В конце апреля 2014 года во время своего азиатского турне президент США Б. Обама посетил Токио. Одним из главных заявлений стало подтверждением Вашингтоном обязательств по защите Токио в конфронтации с Пекином относительно спорных островов, который «управляются японской стороной». Помимо этого американский президент поторопил японского премьера с полноценным вступлением в Транс-Тихоокеанское партнёрство, отметив отсутствие прогресса японской стороны в урегулировании тарифов и предоставлении доступа к авторынку. Конечно, обсуждалась и ситуация вокруг Украины, которой в повестке было отведено времени больше, чем даже Северной Корее. С. Абэ, поспешил отметить, что японо-американский альянс надёжен как никогда…[4]

 

Даже несмотря на осуждение со стороны японского правительства вхождения Крыма в состав России, Токио долгое время воздерживался от введения санкций, ограничения носили минимальный характер, и самой неприятной была приостановка переговоров об упрощении взаимных поездок граждан. Держался Токио и какое-то время после апрельского визита Обамы, однако после крушения малазийского «Боинга» над самопровозглашенной Донецкой народной республикой в июле с.г. нажим со стороны американцев существенно усилился, и японцы поддались.

 

В конце июля Токио объявил о введении дополнительных санкций в отношении России: предполагается замораживание активов лиц и организаций, "непосредственно причастных к присоединению Крыма к России и к дестабилизации ситуации на востоке Украины", введены ограничения на импорт крымских товаров. Российский МИД считает решение Японии основанным на ошибочном представлении о реальных причинах происходящего на Украине, более того, оно свидетельствует о несамостоятельной политике страны.[5] 22 августа заместитель министра иностранных дел России И. Моргулов вручил послу Японии в России Т. Хараде список японских подданных, в отношении которых введены ограничения на въезд в нашу страну в порядке ответной меры.[6]

 

Любопытно, что далеко не все японцы поддерживают официальную позицию Токио. Существует даже мнение, что настало время «бунта» Токио против Вашингтона, поскольку движение в русле американской политике оборачивается существенными экономическими и репутационными потерями. Однако, несмотря на очевидную пользу партнёрских отношений с Россией, Япония пока не может пренебречь альянсом с США, в первую очередь ввиду наличия китайской угрозы.[7]

 

В 2013 году Япония заняла седьмое место  в списке среди экономических партнёров России, также достигнут исторический максимум товарооборота между в 33,2 млрд. долларов.[8] При этом, по словам заместителя министра экономического развития России А. Лихачёва, обе страны рассчитывают расширять объемы экономического сотрудничества, чтобы достичь к 2017 году уровня товарооборота в 50 млрд. долларов.

 

Стабильно высокой остаётся и динамика поступления японских инвестиций в российскую экономику. В 2013 года накопленные инвестиции превысили 12 млрд. долларов.

За последние два года существенно улучшился и климат межрегионального сотрудничества. Так, в 2012 году внешнеторговый оборот Приморского края с Японией составил 885 млн. долл., а в 2013 уже превысил 1,87 млрд., инвестиции за год выросли с 14 млн. долл. до 1 миллиарда![9]

 

В марте 2014 года в Токио прошёл VI Российско-Японский инвестиционный форум, организаторами которого выступили Министерство экономического развития России и Министерство экономики, торговли и промышленности Японии. В ходе мероприятия подписаны 12 соглашений и меморандумов в сфере российско-японского сотрудничества на общую сумму более 2,5 млрд. долл.[10] Среди основных проектов: экспорт российского зерна через порты Дальнего Востока; разработка новых энергетических и промышленных технологий в сфере возобновляемых источников энергии на Камчатке; малоэтажное строительство в дальневосточных регионах; запуск мини-ТЭЦ в Приморье. Повестка была продолжена на Петербургском международном экономическом форуме в мае 2014 года, однако российско-японская тематика на нём звучала уже не так ярко, как, например, российско-китайская.

 

Существуют мнения, что наметившаяся тенденция на постепенное снятие Японией ограничений на экономическое сотрудничество с Россией, особенно с ее дальневосточными регионами, включая инвестиционную деятельность, затухнет ввиду ужесточения санкционной политики в отношении нашей страны со стороны США и их союзников. Вместе с тем, японские представители фактически предлагают отделить экономические вопросы от политических, тем более связанных с событиями на Украине.

 

В целом, можно констатировать, что Япония сегодня стоит перед историческим выбором – быть ей самостоятельной ответственной «средней державой», играющей важную роль в решении региональных и глобальных вопросов или же оставаться в орбите США. Сегодня действительно рано говорить о сломе американо-японского военного альянса, хотя учитывая характер развития Сил самообороны Японии и движение за пересмотр толкований Конституции, тенденция наметилась. Однако Токио вполне имеет право самостоятельно формировать повестку двусторонних отношений и определять их формат, о чем свидетельствует значительный прогресс в российско-японском взаимодействии за последние два года ввиду очевидной необходимости сближения двух стран в новых геополитических условиях.

 

Пресловутая китайская угроза – тезис, активно используемый определенными националистически настроенными кругами и в Японии, и в России. Современная позиция Пекина разумна и взвешена, страна постепенно выходит на уровень глобальной державы и озабочена скорее проблемами устойчивого развития, нежели возможностями прямого военного конфликта с соседями. Бесспорно, накладывает свой отпечаток наличие противоречий с США. Вместе с тем, Россия, находясь в режиме стратегического партнёрства с КНР, имеет эффективные средства диалога с китайской стороной и полное взаимопонимание по региональной повестке. Главная опасность сегодня – взаимное недоверие между Россией и Японией, активно культивируемое Вашингтоном, и существенно затрудняющее закрепление уже достигнутых очевидных успехов как в экономике,  так и в сфере безопасности. Не стоит забывать, что от затруднений российско-японских отношений пострадают, прежде всего, шесть миллионов дальневосточников, для которых «страна восходящего солнца» традиционно является привлекательным партнёром и имеет положительный имидж, даже несмотря на сложный исторический опыт.

 

Автор: А.В. Губин, к.п.н., руководитель научных программ Азиатско-тихоокеанского центра Российского института стратегических исследований, доцент Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета. E-mail: andrey.gubin@mail.ru

 

Статья опубликована в специальном выпуске журнала East Russia за сентябрь 2014 года.

 


[1] Синдзо Абэ: Япония будет продолжать диалог с Россией // «Российская газета», 05.06.2014. URL: http://www.rg.ru/2014/06/05/abe-anons.html

[2] Лавров: встреча 2+2 – новый этап в российско-японских отношениях // РИА «Новости», 02.11.2013. URL: http://ria.ru/world/20131102/974349115.html

[3] РФ и Япония встретились в формате 2+2 // «Интерфакс», 02.11.2013. URL: http://www.interfax.ru/world/338547

[4] Pace, Julie. Obama: US would defend Japan in islands dispute // Associated Press The Big Story blog. April 24, 2014. URL: http://bigstory.ap.org/article/obama-opens-4-country-asia-pacific-trip-tokyo

[5] МИД РФ расценил санкции Японии против Москвы как недружественный шаг // РИА «Новости», 29.07.2014. URL: http://ria.ru/world/20140729/1017955401.html

[6] Сообщение МИД России от 22.08.2014 URL: http://www.mid.ru/ brp_4.nsf/newsline/3596E975ED7FF21744257D3C0037EB99

[7] Кобаяси, К. Слабое звено в цепи западных санкций. Российско-японская солидарность в свете украинского кризиса // Российский совет по международным делам. 06.08.2014 URL: /inner/?id_4=4169#top

[8] Япония вышла на 7-е место среди российских экономических партнёров // РИА «Новости», 19.03.2014. URL: http://ria.ru/economy/20140319/1000224009.html

[9] Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае в 2013 году. Статистический бюллетень. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, Владивосток, 2014.

[10] Официальный сайт ПМЭФ-2014. URL: http://forumspb.com/ru/2014/sections/29/materials/216/activities/12

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся