Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Сальваторе Бабонес: Война санкций - начать легче, чем закончить

8 ноября 2014
Распечатать

3 июля 1988 года рейс 655 компании «Iran Air» был сбит над Персидским заливом американским военным крейсером «Vincennes». Все 290 человек, находившихся на борту, погибли. Гражданский самолет был сбит в воздушном пространстве Ирана во время совершения очередного запланированного рейса по зарегистрированному летному маршруту. Инцидент случился более чем в 10 тысячах километров от территории США.

 

Не было никаких международных призывов к санкциям против Соединенных Штатов. Американских бизнесменов не наказали, а государственным лицам не запретили въезд. Капитан крейсера «Vincennes» был награжден, а не наказан. И хотя США в конце концов признали ответственность за трагедию, они не извинились.

 

Это противоречит американской же реакции на сбитый Советским Союзом рейс 007 «Корейских авиалиний» четырьмя годами ранее, 1 сентября 1983 года. Корейский лайнер отклонился от курса более чем на 500 километров и дважды пролетел над советской территорией, включая закрытое военное пространство. Он был сбит советским истребителем, погибли все 269 человек, находившихся на борту.

 

В ответ НАТО развернула дополнительные ядерные ракеты в Западной Европе. Хотя гражданская компания «Аэрофлот» не сыграла роли в этом инциденте, ее полеты в США были отменены, а офисы закрыты. Приостановились культурные и научные обмены. Официальные санкции против «Аэрофлота» действовали еще примерно 3 года.

 

Данные примеры показывают, что американская внешняя политика не основывается на общих моральных принципах, таких как уважение человеческой жизни и продвижение свободы, демократии, верховенства права. Американская внешняя политика основана на национальных интересах США. А если говорить конкретнее, то на интересах влиятельных американцев.

 

Таким образом, когда малазийский самолет рейса 017 был 17 июля 2014 года сбит над Восточной Украиной, Соединенные Штаты незамедлительно возложили вину на Россию. Правда же состоит в том, что ни один представитель американского правительства не знает точно, кто ответственен за гибель 298 людей. Но истина не существенна, когда дело касается внешней политики.

 

Инцидент с рейсом 017 был использован американским правительством для получения твердой общественной поддержки экономическим санкциям в отношении России. Москва подверглась международным экономическим санкциям после своей «аннексии» Крыма 21 марта 2014 г. Позднее эти санкции ужесточились и вызвали ответные российские санкции в отношении США и их союзников.

 

России следует ожидать, что эти санкции продлятся очень долго. США наложили санкции на Иран в 1979 г. и Кубу в 1960 г. Антикубинские санкции сохраняются несмотря на то, что угроза безопасности в лице базировавшихся на кубинской земле советских войск исчезла больше чем 50 лет назад.

 

Американские санкции в отношении Кубы особенно показательны для понимания американской внешней политики. Очевидно, что в 2014 году Куба не угрожает Соединенным Штатам. Возможно даже, что санкции в отношении Кубы не отвечают американским национальным интересам, поскольку они осложняют отношения между США и Латинской Америкой, в то же время не принося никаких иных стратегических преимуществ.

 

США сохраняют санкции в адрес Кубы не потому, что они служат американским национальным интересам, а потому что они служат интересам влиятельных американцев. Вслед за высылкой из Кубы или эмиграцией многие представители кубинской элиты стали американскими гражданами, образовав экономическую и электоральную базу в южной Флориде.

 

Эти немногие «кубинские американцы» с их семьями в значительной степени диктуют американскую политику  к этому в других отношениях совершенно незначительному карибскому острову с населением 11 миллионов человек. Кубинское правительство действительно критикуют за отсутствие представления о нем и нестабильную ситуацию по соблюдению прав человека. Но Соединенные Штаты ведут бизнес со странами, многие из которых имеют репутацию еще хуже.

 

Это главный элемент в международных делах, вспоминая известный афоризм о том, что у государств нет друзей, а есть интересы. Менее краткая, но более точная максима может быть в том, что страны преследуют интересы своих наиболее влиятельных граждан. Люди имеют личные интересы и используют свои страны, чтобы продвигать их. Государства не люди, и ошибочно относиться к ним, будто бы это так.

 

В 1920-х наибольший страх богатым и влиятельным американцам внушал мировой коммунизм. Правительство США соответственно заняло явную анти-советскую позицию во внешней политике. Но, когда в начале 1940-х выживание СССР стало ключевым для Америки и американцев, США наладили программу большой военной поддержки.

 

К концу войны США вернулись к предшествовавшему анти-советскому курсу. Советская коммунистическая система предоставляла минимальные возможности для американских инвестиций, а внешняя политика СССР подрывала американские вложения в третьи страны. Неудивительно, что в 1991 году Соединенные Штаты твердо поддержали распад Советского Союза.

 

Независимая Россия сначала приветствовала американские вложения, и США были твердым сторонником России на международной арене. Настолько, что пригласили Москву присоединиться к «Группе Восьми» - клубу ведущих мировых держав. Но когда Россия стала менее открытой для американских инвесторов в 2000-х, поддержка США в ее отношении существенно уменьшилась.

 

В 2014 году, когда большая часть западных инвестиций в Россию идет из Европы, влиятельные американцы не имеют большого интереса поддерживать российскую экономику, делая ее сильнее. В частности, банк с самыми тесными политическими связями в Вашингтоне - Goldman Sachs – стал в последние годы удивительно неуспешен в России.

 

Когда Goldman делал большие деньги в России в 1990-х, российско-американские экономические отношения были очень сильны. Российская прибыль Goldman и американские отношения с Россией начали одновременно ухудшаться в 2000-х. Ко времени, когда Министерство экономики России пригласило Goldman в качестве советника по связям с общественностью, этого  было уже недостаточно и слишком поздно.

 

Соединенные Штаты никогда и не собирались поддерживать российское присоединение Крыма и продолжающееся вовлечение в украинские дела. Но тот факт, что очень немногие богатые и влиятельные американцы извлекают выгоду из экономического развития сегодняшней России, сделал ответ американских властей гораздо более агрессивным, чем он мог быть в ином случае.

 

Американские и европейские санкции, наложенные на Китай в 1989 году, были быстро сняты в начале 1990-х из-за настойчивого лоббирования западными бизнесменами. В Китае просто могло быть заработано слишком много денег, чтобы позволить правам человека встать на их пути. А вот Россия в 2014 находится не в столь выгодном положении.

 

Москва несомненно имеет возможности, чтобы устоять перед западными санкциями, особенно с учетом того, что европейские санкции, похоже, не продлятся долго. Но Россия должна быть готова столкнуться с продолжительной кампанией нарастающего американского давления. Поскольку многие крупные европейские предприниматели ведут дела в США, американские санкции в итоге отразятся и на них.

 

Как подтверждает американский режим санкций в отношении Ирана и Кубы, санкции очень легко вводятся, но их практически невозможно затем снять. Если только украинский кризис не разрешится очень скоро, России следует приготовиться к санкциям на десятилетия вперед. Даже если Россия помирится с Украиной,  война санкций с Америкой растянется на долгое время вперед, на неопределенный срок, возможно даже навсегда.

 

Автор: Сальваторе Бабонес, доцент социологии и общественной политики, Университет Сиднея; приглашенный профессор, Дальневосточный федеральный университет

 

Перевод выполнил Илья Синенко, аспирант кафедры международных отношений Школы региональных и международных исследований ДВФУ

 

Статья на английском языке.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся