Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Олег Сидоров: Остров Русский как символ эпохи ВВП

15 Ноября 2014
Распечатать

Где находится остров Русский? Там, где практически что ни на есть край света, где наша страна «выбегает» на безбрежный тихоокеанский мир. В сознании многих россиян это так. Но остров Русский для современных дальневосточников, прежде всего, ассоциируется с кампусом ДВФУ — Дальневосточного федерального университета. Об этом говорят все щиты и указатели. Суперсовременный и динамичный и в меру самодостаточный кампус ДВФУ в измененном сознании приморца (после 2012 года — года саммита АТЭС) — это и есть остров Русский и новые надежды и перспективы роста. Не только роста, а, может, и даже интеллектуальной и культурной экспансии на весь Азиатско-Тихоокеанский регион. Это символ устремленности путинской России на восток.

 

Саммит и вправду изменил настрой владивостокцев, при том при всем, что нёс и немало издержек и проблем. «Город преобразился, этого не отнять. И это останется. Любо-дорого смотреть на отреставрированные фасады старого города, стоя в пробках», — говорит мне таксист. Ведь еще саммит "подарил" и (аж!) 3 моста — знаменитые теперь на весь мир «Золотой» и «Русский», а еще и через Амурский пролив. Решив тем самым транспортные проблемы и в том числе, связав покрепче и приблизив районы города и сопредельные территории. Говорят, Путин исполнил вековую мечту всех владивостокцев и своих предшественников.

 

Для любого периода в истории Русского государства со времени его возникновения, правители стремились оставить для потомков некие проекты, а значит и свои имена, на века. Увековечить, так сказать, себя. Например, Петр Великий с сотворенным европейским чудом на болотах восточной Балтики — Санкт-Петербургом, или Сталин со своими коллективизацией и индустриализацией, высотками в Москве, вкупе с атомной бомбой. Свободолюбивый Горбачев — перестройкой и новым мышлением, Ельцин с демократией, оказавшейся подспорьем для «дикого» капитализма. А вот Путин (в заголовке - ВВП), второй Президент России, останется в том числе и с идеей модернизации высшего образования, выразившейся в создании системы уровневых вузов — национальных, федеральных и иных. А фасад федеральных, скорее всего, это Дальневосточный федеральный университет. Глядя на условия здешние, тут ничего и не скажешь! Есть чем восхищаться и гордиться.

 

 

Находясь в кампусе ДВФУ — на острове Русском всего лишь два дня - совсем небольшое время, я, тем не менее, успел ощутить этот нерв «веры и развития», пульсирующий и динамичный. А еще и незримую связь со всей Азией и Тихим океаном, омывающим берега не только великой Азии, но и противоположного берега на востоке — Америки.

 

Здесь современность, амбициозность и устремленность в будущее настолько реальны, насколько это может быть в наше время и в России. И ты веришь в успех этого грандиозного дела — системы «десятки» федеральных университетов. Среди которых — и наш Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова, который, к слову сказать, коллеги называют, Якутским.

 

Залив Петра Великого — он и здесь увековечен, как царь, проторивший или указавший дорогу своей империи на восток. Босфор Восточный, Японское море, Тихий океан... - все звучит романтично и увлекающе.

 

Вернемся к ДВФУ. К слову сказать, университет не единственный социальный объект на острове Русском, построен здесь и современный медицинский центр. И планов громадье — в перспективе именно Русский остров должен стать точкой роста для всего региона, крупным центром международного сотрудничества со странами АТР.

 

 

В ДВФУ сегодня обучаются более чем 1500 иностранных студентов. Ведь теперь это один из важнейших показателей для российских университетов. Новый тренд в обсуждениях о будущем высшего образования России — выстроить сеть или добиться быть названными «глобальным университетом». Что такое глобальный университет?

 

Сошлюсь на мнение исполнительного директора благотворительного фонда Потанина Оксаны Орачевой: «Дело не только в привлечении средств для университета или узнаваемости за рубежом, глобальный университет, помимо материального компонента, — это еще совершенно иной опыт получения образования, в том числе и за счет общения студентов из разных стран. Не выходя из местного культурного поля, студент сталкивается с другими взглядами, культурой, жизненным и научным опытом. Также не стоит забывать, что отучившись у нас, иностранцы будут нести частичку нашей культуры и дальше. Впоследствии, если, например, бизнес-интересы выпускников-иностранцев будут связаны с Россией, у них будет более адекватное восприятие нашей страны» (Кто станет глобальным университетом? //Газета «Остров.ру»).

 

 

К слову сказать, Фонд Потанина участвует в проекте Министерства образования и науки России «Программа «5-100». В эту программу, ставящую целью повышение международной конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, вошли на конкурсной основе 15 вузов России. ДВФУ в их числе и благодаря своему сегодняшнему положению имеет все шансы на успех. Одно из главных требований международной оценочной комиссии — вхождение через пять лет в топ 100 лучших университетов мира согласно рейтингу QS World University Ranking. И «5–100» - сокращенное название программы.

 

Остров Русский теперь «живая» часть Владивостока, не как остров, на который отплывали отдыхать, порыбачить или вотчина военных (кстати, у многих россиян в памяти еще тот скандал 1990-х, связанный с голодающими солдатами). Теперь это в прошлом — теперь остров Русский символизирует русский университет, открытый и устремленный в будущее, как и, видимо, вся Российская Федерация. Хотелось бы в это верить.

 

Станут ли ДВФУ и остров Русский тем «окном возможностей» для всей Российской Федерации в АТР, о котором сегодня можно только мечтать?

 

 

В середине парка, разбитого перед центральным корпусом ДВФУ две «обнявшиеся» ели, а на них с высоты лестничной площадки на набережной смотрит маленький дракончик, изготовившийся будто к прыжку. Дракончик — неофициальный символ ДВФУ. Неожиданно? Да. Возможно, для европейца и россиянина из центральной части страны. Но понятный для представителей Востока и АТР. И потому на морском берегу, соединяющем Россию со странами Азии, это гармонично. Ведь, Владивосток, это и есть восток, это окно в Азиатско-Тихоокеанский регион. Хотя «влади» «восток» или «влади востоком» — это, конечно же, колониально, но это уже давняя история. А теперь, в XXI веке, это выражение «влади востоком» получает совершенно другое объяснение. Вот уже на протяжении нескольких десятилетий Восток в лице её азиатских «тигров» и «драконов» (Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань) и Японии с Китаем — это современность, новые технологии, развитие, динамика, самобытность — вот и пора овладевать нам, россиянам, этими возможностями, которые предоставляет восток. А там уважают и почитают дракона как мифологическое животное, как символ удачи и благополучия, величия, силы и мудрости.

 

Усилия и надежды не оказались бы напрасными.

 

Оригинал публикации на федеральном информационном портале SakhaNews

 

Автор: Олег Гаврильевич Сидоров, заведующий кафедрой журналистики Северо-Восточного федерального университета им.М.К. Аммосова (г. Якутск), главный редактор журнала “Илин” (“Восток”), координатор дискуссии “Геополитика Востока. XXI век»,ilin_s@mail.ru

Поделиться статьей

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся