Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Олег Сидоров: Якутия – полигон?

31 Мая 2015
Распечатать

Якутия, один из самых богатейших регионов России, да и всей Евразии. Не удивителен интерес к Якутии не только российских инвесторов, но и иностранных, особенно азиатских. На первый взгляд, инвестиции – это хорошо. Но… Все-таки есть это «но».

 

Вкратце о богатствах. Вот например, как пишет ИА «Саханьюс»: «по состоянию на 1 января 2015 года государственным балансом запасов полезных ископаемых по Республике Саха (Якутия) учтено 59 видов минерального и углеводородного сырья более чем в двух тысячах месторождениях, в том числе 455 месторождений (участков) общераспространенных полезных ископаемых. Кроме месторождений на огромной территории республики выявлено свыше 16 тысяч проявлений различных видов минерального и углеводородного сырья»[1].

 

Сырьевой потенциал огромен. Якутия богата также и чистейшей природной водой. Одна река Лена чего стоит. Как использовать во благо эти богатства? Какова будет реальная польза от освоения недровых богатств для самих жителей Якутии?

 

Учитываются ли интересы Якутии и самое главное – экологическая безопасность? Учитывая хрупкость северной природы. Тем более, вопрос не праздный, в связи с заявленным правительством России новым освоением природных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока и ожидаемым приходом азиатских инвесторов, в первую очередь Китая.

 

Поворот российской политики на восток остро поставил и вопросы участия зарубежных стран в крупных проектах, связанных с создаваемыми территориями опережающего экономического развития (ТОСЭР). Меняется и внутренний климат. Например, вот два ярких примера:

Первое, планируемое строительство на берегу реки Лены 3 (!!!) химических заводов по проекту ТОСЭР «Заречье» с участием инвесторов – индийской компании «Global Steel Holdings Limited» и корпорации «Ростех». 

 

Как только стало известно общественности об этом проекте с января ширится экологическое движение за сохранение чистоты реки Лены и против строительства химзаводов. Но голос народа не услышан. Только что, 27 мая, в Якутске прошел многочисленный экологический митинг[2].  Участники митинга справедливо критиковали двух министров Якутии - экономики Валерия Максимова и промышленности Андрея Панова за их настойчивость и упорность в продвижении проекта.

 

Как же реагирует республиканская власть? На только что завершившейся сессии Госсобрания (Ил Тумэн) Глава республики Егор Борисов в частности, сказал: «Может, кому-то просто надо собрать вокруг себя народ, проявить себя? Но я бы обратился к защитникам экологии и окружающей среды: смотрите вокруг себя, начинайте со своего двора, посадите деревья вокруг лицея, в котором Вы работаете, очистите территорию, где вы работаете. Тогда я поверю, что вы настоящие защитники охраны природы»[3].

 

Ну, думаю, комментарии излишни. При этом руководство республики утверждает, что официального проекта завода еще нет. Процитируем опять же главу республики: «Мы не можем принимать решения или какие-то действия, не понимая и не зная, о чем идет речь, у нас как такового предложения и проекта вообще нет. Когда появится что-то конкретное, тогда и начнем работать».

 

Хочется задать риторический вопрос: а не будет ли поздно?

 

Второе. Конфликт зреет и вокруг алмазной компании. Как опять-таки выяснилось на сессии Ил Тумэнэ: «В мае 2015 года реестр акционеров компании «АЛРОСА» передан ЗАО «ВТБ Регистратор». В городе Мирный осталась только точка приема документов. Хотя именно в Мирном находится трудовой коллектив компании, сами акционеры. Следующим шагом может стать смена юридического адреса компании «АЛРОСА»[4]. Вопрос подняла Гульсум Бейсембаева депутат от Мирнинского одномандатного избирательного округа №21, выдвинутая партией «Женщины России».

 

Что же получается? Опять-таки и вправду нет проекта, который можно было бы представить общественности или уповая на отсутствие оного, пытаются таким образом успокоить народ. Если нет проекта этих заводов, откуда тогда появились инвесторы? С одной стороны, руководство страны говорит о том, что крупные компании должны базироваться на местах, в регионах, а с другой … Реальность совершенно другая, чем это видится из Москвы. Думаю, эти два вопроса взаимосвязаны. Закономерен вопрос: Якутия – полигон для дальнейшего раздела и освоения сырьевых богатств страны?

 

Автор: Олег Гаврильевич Сидоров, заведующий кафедрой журналистики Северо-Восточного федерального университета им.М.К. Аммосова (г. Якутск), главный редактор журнала “Илин” (“Восток”), координатор дискуссии “Геополитика Востока. XXI век», http://olegsidorov.org/. Блог http://olegsidorov.ilinjournal.com/, е-mail: ilin_s@mail.ru



[1] Якутия располагает 59 видами минерального и углеводородного сырья // ИА SakhaNews. - 28-05-2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://1sn.ru/140291.html

[2] Митинг: Якутяне предпочитают жить бедно, но здорово // SakhaLife.ru. - 28 мая 2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sakhalife.ru/miting-yakutyane-predpochitayut-zhit-bedno-no-zdorovo/

[3] Митинги протестующих в Якутии против строительства газохимического комбината - пустое сотрясание воздуха // ИА SakhaNews. - 28-05-2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://1sn.ru/140268.html

[4] Прошлый состав Набсовета АЛРОСА проголосовал против интересов Якутии по части реестра акционеров // SakhaLife.ru. - 28 мая 2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sakhalife.ru/proshlyiy-sostav-nabsoveta-alrosa-progolosoval-protiv-interesov-yakutii-po-chasti-reestra-aktsionerov/

 

Поделиться статьей

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся