Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Павел Черкашин: Российско-северокорейские отношения на современном этапе и перспективы их развития

24 Августа 2015
Распечатать

Прошедший 2014 год был богат на события, существенно  изменившие международную обстановку в мире. Это касается и российско-северокорейских отношений, которым был придан новый импульс, что подтверждается активизацией визитов в РФ высокопоставленных делегаций КНДР. С февраля прошлого года Россию посетили Председатель Президиума Верховного Народного Собрания (ВНС) КНДР Ким Ен Нам[i], министр внешней торговли КНДР Ли Рен Нам[ii], министр иностранных дел КНДР Ли Су Ен[iii], спецпосланник главы КНДР, член Президиума Политбюро ЦК ТПК Чхве Рён Хэ[iv], Председатель ВНС КНДР Чхве Тхэ Бэк и другие лица.

 

При этом интерес к развитию двустороннего сотрудничества взаимен, о чем свидетельствуют рабочие поездки в Северную Корею министра по развитию Дальнего Востока РФ А.С. Галушка (дважды) и заместителя Председателя Правительства РФ, полномочного представителя Президента РФ в ДВФО Ю.П. Трутнева в марте, апреле и октябре 2014 года[v][vi]. Кроме того, нынешний 2015г. официально объявлен перекрестным Годом Дружбы России и КНДР[vii].

 

Объективно, на текущий момент в отношениях двух стран превалирует политическая составляющая – оба государства противостоят проводимому Вашингтоном внешнеполитическому курсу и находятся под воздействием санкций со стороны государств Запада. Пхеньян, в отличие от Республики Корея, позиционирующей себя в качестве стратегического партнера России, регулярно поддерживает позицию Москвы по широкому спектру проблематики на международной арене, в частности, на заседаниях Организации Объединенных Наций (последний наглядный пример – признание референдума в Крыму). В свою очередь, РФ также отстаивает интересы Северной Кореи вовне, что подтверждается ее позицией в Совбезе ООН по вопросу принятия осуждающей КНДР резолюции по соблюдению прав человека. В декабре 2014 года Москва, как и Китай, выступила против инициированного США документа.

 

Как представляется, в политическом отношении путем укрепления связей с Россией Пхеньян ищет возможность для выхода из международной изоляции и обоснования права действующего режима на существование в качестве полноценного члена международного сообщества  при сохранении провозглашенного курса на параллельное развитие экономики и ядерной программы. Кроме того, дальнейшее расширение контактов с Москвой позволяет КНДР в определенной степени отойти от чрезмерной зависимости страны от Китая.

 

Что касается экономической составляющей мотивации Северной Кореи, то, вероятно, в Пхеньяне осознают актуальную необходимость развития внешних экономических связей для строительства самостоятельного и сильного в плане экономики государства. Взяв за образец Китай и Вьетнам, которые достигли экономического роста путем создания особых экономических зон, в середине 2014 года Пхеньян увеличил количество ОЭЗ на своей территории до 19 и в н.в. стремится привлечь в них зарубежные инвестиции, в том числе и из РФ[viii].

 

Отправной точкой к активизации двустороннего экономического взаимодействия стало решение российских властей, принятое в мае прошлого года, о списании 90% долга Пхеньяна перед СССР, который составлял 10,9 млрд. долларов, и направления оставшихся 10% (около 1 млрд. долларов) в качестве инвестиций в двустороннюю кооперацию на территории КНДР и, в первую очередь, в развитие инфраструктуры[ix].

 

Здесь, прежде всего, нужно упомянуть о громком проекте «Победа», в рамках которого планируется модернизировать сеть северокорейских внутренних железных дорог, общей протяженностью 3,5 тыс. км, в обмен на допуск российских компаний к добыче и переработке минеральных ресурсов КНДР[x]. Однако, следует понимать, что помимо прямых вложений непосредственно в добычу потенциальным инвесторам придется понести дополнительные расходы на геологоразведку, закупку техники, оборудования, реконструкцию и строительство инфраструктурных объектов, дорог, а также обеспечение стабильных поставок электроэнергии (вероятно, путем инвестиций в модернизацию мощностей отдельных прилегающих к месторождениям теплоэлектростанций). Озвученная стоимость проекта в 25 млрд. долларов (пусть и в течение 20 лет) в нынешних реалиях российской экономики уже сама по себе может вызвать вопросы в его реализуемости в ближайшей перспективе.

 

Руководством двух государств заявлены амбициозные планы и в сфере торговли. К 2020 году предполагается довести объем двустороннего товарооборота с нынешних 92,3 млн. до 1 млрд. долларов в год[xi]. В значительной степени способствовать реальному увеличению объемов торговли должны достигнутые в 2014 году договоренности о налаживании сотрудничества между банками РФ и КНДР[xii]. В положительном русле следует воспринимать и готовность северокорейских структур к постепенному переходу на расчеты по внешнеторговым операциям в рублях, что должно вывести двустороннюю торговлю из «серых зон» и привести к использованию современной системы расчетов. Должная реализация указанных мер позволит избежать имеющих место в н.в. излишних финансовых потерь и придаст значительный импульс серьезным экономическим проектам - в первую очередь, реализуемым ОАО «РЖД» на территории КНДР.

 

Проект «Хасан-Раджин» является знаковым, так как именно с ним северокорейская сторона в дальнейшем связывает возможный массовый приход российского бизнеса в КНДР. Наибольшие ожидания связаны с началом эксплуатации железнодорожного участка Хасан-Туманган-Раджин и перспективами использования интермодального перегрузочного комплекса в северокорейском порту Раджин, в том числе с возможностью привлечения к проекту на трехсторонней основе и компаний из Республики Корея (POSCO, Hyundai Merchant Marine, Korail)[xiii]. Положительный опыт кооперации трех стран здесь уже присутствует. В ноябре 2014 г. осуществлена пилотная отгрузка в южнокорейский Пхохан 40 тыс. тонн российского угля, доставленного в Раджин по ж/д переходу «Хасан-Туманган»[xiv]. В период с 16 апреля по 9 мая 2015 года состоялась вторая тестовая отправка (порты Танджин, Кванъян и Борён), ещё порядка 140 тыс. тонн для нужд металлургического производства корпорации POSCO и электрогенерирующих мощностей РК. Заявляется о готовности подписания соглашения об осуществлении подобных операций в дальнейшем на регулярной основе в случае, если южнокорейская сторона останется удовлетворена условиями, результатами и ходом реализации обоих этапов пилотного проекта, что наглядно демонстрирует прослеживающуюся положительную динамику.

 

Подводя итог всему вышесказанному, следует признать, что в текущих условиях экономическое сотрудничество России и КНДР в ближайшем будущем сохранит ограниченный характер. Более того, в сложившейся обстановке крупные экономические проекты двух стран, такие как «Победа», будет крайне проблематично реализовать без привлечения внешних инвестиций, приток которых в Россию в последнее время резко упал в связи с последствиями украинского кризиса. Наиболее оптимальным вариантом решения этой задачи было бы участие южнокорейского капитала, но и здесь встают вопросы политического характера, включая уровень межкорейских взаимоотношений и значительное  влияние США на проводимую Сеулом политику. Сам проект «Победа», в особенности, с учетом обозначенных в начале статьи моментов, носит характер долгосрочного, и начала его реализации следует ожидать только после получения достоверных сведений по интересующим российскую сторону месторождениям и уровню их запасов. При этом потенциальные плюсы от его воплощения в жизнь для России неоспоримы – это укрепление внешнеполитического веса и авторитета Москвы в Северо-Восточной Азии, получение доступа к новым источникам сырья, в т.ч. стратегического назначения, формирование условий и предпосылок для увеличения экспортных возможностей РФ на азиатских рынках, развитие транспортно-логистического потенциала и т.п.

 

Что касается намеченной цели доведения товарооборота между РФ и КНДР до 1 млрд. долларов к 2020 году, то, по мнению автора, ее возможно достигнуть лишь при использовании субсидий, выделяемых за счет средств российского бюджета. С большой степенью вероятности можно предположить, что Пхеньян именно на это и рассчитывает, но в нынешних условиях российской экономической ситуации это представляется маловероятным. Вместе с тем, в случае улучшения кондиций экономики РФ можно будет говорить о расширении возможностей российских компаний по инвестированию и созданию предприятий в свободных экономических зонах КНДР. Этому же должно способствовать открытие корреспондентских счетов в банках двух стран, переход на расчеты в рублях, отход от использования доллара во внешнеэкономических операциях – все эти меры облегчают условия ведения бизнеса с Северной Кореей и выводят двустороннюю торговлю на новую, более высокую ступень развития.

 

Проект «Хасан-Раджин», выступающий положительным примером успешной кооперации России и КНДР, продолжит играть важную роль в сотрудничестве двух государств. А с учетом политической и экономической заинтересованности Республики Корея в участии в нем, если не принимать в расчет фактор американского давления, имеются шансы на успешную кооперацию и в трехстороннем формате. В политическом отношении это в значительной мере способствовало бы нормализации межкорейских взаимоотношений и сформировало бы условия для возобновления диалога двух государств, укрепило позиции Москвы на Корейском полуострове, и, в целом, в Северо-Восточной Азии, а также оказало позитивное воздействие на урегулирование вопросов безопасности в регионе.

 

Последующее развитие ж/д проекта «Хасан-Раджин», являющегося пилотной частью одного из трех «мега-проектов» на Корейском полуострове - соединение Транссибирской и Транскорейской железных дорог, придаст новый импульс реализации двух других – прокладке Транскорейского газопровода и электросетей. Причем, в последнем также уже отмечены определенные положительные сдвиги. Согласно имеющейся информации, в н.в. российскими компаниями активно прорабатываются возможности, в т.ч. и технические, по прокладке линий высоковольтных электропередач до российского п.Хасан и далее к северокорейской СЭЗ Расон[xv].

 

Как представляется, вышеизложенное свидетельствует о масштабности и обстоятельности планов сотрудничества России и КНДР, и их значительных перспективах, однако то, как они будут реализованы в непростых реалиях текущей международной обстановки – покажет только время.

 

Автор: Черкашин Павел Валерьевич, эксперт Лаборатории международных институтов и многостороннего сотрудничества АТР, Восточный институт - Школа региональных и международных исследований ДВФУ, корреспондент ИА «Дейта».

 


[i] «Олимпиаду в Сочи посетит второе лицо в КНДР после Ким Чен Ына» // Новостной портал «Одной строкой» [Электронный ресурс]. URL: http://odnoy-strokoy.ru/?p=35964 [Дата обращения 05.02.14.]

[ii] «Второй мост Дружбы свяжет Россию и КНДР» // Информационный портал «Коммерсант» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2490107 [Дата обращения 10.06.2014.]

[iii] «МИД: РФ и КНДР хотят вывести товарооборот на уровень 1 млрд. долларов»; Интервью с официальным представителем МИД России А.Лукашевичем // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/interview/20140929/1026031385.html [Дата обращения 29.09.2014.]

[iv] «Чхве Рён Хэ вылетел из Пхеньяна для визита в Россию… Ким Ке Гван сопровождает», “北 최룡해, 러시아 방문 위해 평양 출발… 김계관 대동” // Новостное агентство Yonhap [Электронный ресурс]. URL: http://www.yonhapnews.co.kr/bulletin/2014/11/17/0200000000AKR20141117087453009.HTML?from=search [Дата обращения 17.11.2014.]

[v] «Полпред президента по ДФО находится с рабочим визитом в КНДР» // Информационный портал «Амурмедиа» [Электронный ресурс]. URL: http://amurmedia.ru/news/politics/30.04.2014/354547/polpred-prezidenta-po-dfo-nahoditsya-s-rabochim-vizitom-v-kndr.html [Дата обращения 30.04.2014.]

[vi] «Александр Галушка рассказал об итогах визита в КНДР» // Информационно-аналитический портал «Единая Корея» [Электронный ресурс]. URL: http://onekorea.ru/2014/10/29/aleksandr-galushka-rasskazal-ob-itogax-vizita-v-kndr/ [Дата обращения 29.10.2014.]

[vii] «Стартовал Год дружбы России и КНДР», О.Кирьянов // СМИ «Российская газета» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2015/04/14/kndr.html [Дата обращения 14.04.2015.]

[viii] «КНДР всерьез запускает Зоны Экономического Развития… Приоритет Ким Чен Ына», 北 '경제개발구' 본격 시동… 김정은 역점사업 // Информационный портал Naver [Электронный ресурс]. URL: http://news.naver.com/main/read.nhn?mode=LSD&mid=sec&sid1=100&oid=422&aid=0000099012 [Дата обращения 15.01.2015.]

[ix] «Кимам простили долг, Россия спишет долги КНДР» // Информационный портал «Газета.ру» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/business/2014/02/19/5916573.shtml [Дата обращения 19.02.2014.]

[x] «Русская «Победа» в Северной Корее», А.Лабыкин // Информационный портал «Эксперт» [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/2014/10/22/rossijskaya-pobeda-v-kndr/ [Дата обращения 22.10.2014.]

[xi] «Министр: товарооборот России и КНДР может достичь 1 млрд. долларов к 2020 году» // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/economy/20150427/1061116591.html [Дата обращения 27.04.2015.]

[xii] «Россия и КНДР договорились о расчетах в рублях» // Информационный портал «За КНДР» [Электронный ресурс]. URL: http://www.za-kndr.ru/analytics/a-galushka-stavim-zadachu-uvelichit-tovarooborot-s-kndr-do-1-milliarda-dollarov-k-2020-godu/ [Дата обращения 05.06.2014.]

[xiii] «РЖД: Сотрудничество с Азией на фоне санкций имеет особое значение»; Интервью с вице-президентом ОАО «РЖД» А.Салтановым // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/interview/20141106/1031866627.html [Дата обращения 06.11.2014.]

[xiv] «Партия российского угля в 40 тыс. тонн прибыла 29 числа в Пхохан через северокорейский порт Раджин», “러시아 석탄 4만t 北나진항 거쳐 29일 포항에 도착” // Новостное агентство Yonhap [Электронный ресурс]. URL: http://www.yonhapnews.co.kr/bulletin/2014/11/21/0200000000AKR20141121078000043.HTML?from=search [Дата обращения 21.11.2014.]

[xv] «ТЭО строительства энергомоста из России в КНДР будет готово в июне» // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/economy/20150310/1051766557.html [Дата обращения 10.03.2015.]

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся