Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Андрей Голобоков: Морское взаимодействие – 2015, часть вторая: из Новороссийска во Владивосток

7 сентября 2015
Распечатать

Нынешний год богат на встречи России и Китая на разных уровнях. В июле 2015 года в российской Уфе поочередно прошли Саммиты БРИКС и ШОС. А уже в следующем месяце в акватории залива Петра Великого состоялись вторые за этот год учения «Морское Взаимодействие-2015 (2)». Первый этап учений проходил в Средиземном море в мае 2015 г. и также был логическим развитием серии российско-китайских тренировок в этом регионе.

 

Главным отличием августовских маневров от средиземноморского «Морского Взаимодействия» стала их наземная составляющая. Впервые на территории России в Южном Приморье совместно высадились около полутысячи морских пехотинцев и четыре десятка бронетранспортеров ВМФ РФ и ВМС НОАК. Впрочем, совместную высадку десанта совместно с нашими морпехами Китай проводил еще в 2005 году на Шаньдунском полуострове. А двумя годами позднее подразделения ВДВ двух стран отработали взаимодействие с воздуха на чебаркульском полигоне Челябинской области, во время «Мирной Миссии - 2007».

 

Тем не менее, растущий масштаб и частота проведения совместных тематических морских учений России и Китая становятся все очевиднее. От окончания первого до начала второго этапа «Морского Взаимодействия - 2015» прошло всего три месяца. Будучи в этот раз ближе к родным берегам, Китай нарастил состав боевой группировки до семи кораблей: 2 эсминца, 2 сторожевых корабля, 2 десантных корабля и судно снабжения; а также усилил группировку штурмовой и десантной авиацией и бронетехникой. От России, как от принимающей стороны было представлено около 15 больших и малых кораблей, подлодок и судов обеспечения, подразделения морской пехоты, бронетранспортеры БТР-80 и т. д.

 

 

Примечательно, что по своей специфике второй этап российско-китайских учений 2015 года во многом напоминает «Мирную Миссию - 2005». Как и десять лет назад под Циндао, в августе 2015 г. корабли обеих сторон выбивали «силы противника», закрепившегося на отдельной территории, окружая его  на разных участках побережья с привлечением авиации и наземных подразделений. Правда, тематика учений все же отличается: в 2005 г. легендой тренировок было разъединение конфликтующих сторон и обеспечение порядка у границ условного государства, в котором возникли этнические разногласия. В августе 2015 условной целью участников совместных тренировок стал отвод гражданского населения из зоны конфликта по выделенному «коридору безопасности». Кроме того, учения 2005 года были заметно масштабнее: только один Китай представил на «Мирной Миссии» 60 надводных кораблей и подводных лодок и около 8000 военнослужащих.

 

 

В  западной прессе пока довольно сдержанно комментируют проведенные  в акватории Японского моря августовские маневры. Однако, как показывает практика, ни одно крупное учение России и Китая не обходится без аналогичных маневров США и их союзников. Так, практически одновременно со вторым «Морским Взаимодействием-2015», в Южной Корее под флагом «командования ООН» прошли очередные военные учения "Ыльчи — Фридом гардиен". Похожие по тематике на российско-китайские (высадка десанта на побережье, освобождение территории от условного противника при поддержке с воздуха), они были заметно масштабнее их – в маневрах участвовало около 80 тыс. военнослужащих США и Республики Корея, военные Франции, Дании, Великобритании, Канады, и т. д.  

 

Фактическая цель союзнических учений на Корейском полуострове не изменилась - отработка силового сценария при внезапной эскалации обстановки у границ Северной Кореи. В сравнении с российско-китайскими маневрами, частота и интенсивность учений, проводимых американцами в АТР также нарастает. Еще в июле 2015 г. США провели военно-морские учения «Talisman Saber» с ВМС Австралии, Японии и Новой Зеландии, на которых помимо прочего отрабатывались действия амфибийных и сухопутных сил, десантирование с воздуха и практические учебно-боевые стрельбы. Совместные учения с Южной Кореей США проводят еще интенсивнее - в 2015 году прошло уже три серии совместных тренировок (ранее в первой половине марта 2015 г. США провели с южнокорейцами штабные учения Key Resolve и маневры Foal Eagle).

 

Учитывая напряженную обстановку, сложившуюся на Корейском полуострове после августовского обмена угрозами КНДР и Южной Кореи, а также продолжающие охлаждаться отношения России с Западом интенсификацию военных учений (и у США с союзниками и у России с Китаем) можно назвать логичным шагом, направленным на поддержание стратегического паритета между сторонами. При этом высадка десанта на морское побережье стала практически трендом, определившим на конец лета 2015 года характер военно-морских учений на Азиатско-тихоокеанском театре.

 

Помимо внешнего эффекта, «Морское Взаимодействие - 2015» имеет для ее участников и внутреннее значение. Для России уже традиционно наращивать к концу года интенсивность военных тренировок (только в августе ВС РФ провели почти 80 учений, включая штабные тренировки с органами военного управления, антитеррористические и антикризисные учения). Маневры с Китаем – это и проверка готовности сил флота к действиям в составе полноценной корабельной группировки, и совершенствование морской и летной выучки экипажей кораблей и судов, и возможность оценить, как изменились десантные навыки китайских ВМС за последние 10 лет.

 

 

Для Китая «Морское Взаимодействие – 2015 (2)» - это также повод проверить, а заодно и продемонстрировать изменившиеся возможности своей ударной и десантной морских составляющих. ВМС НОАК уже много лет посылает на учения современные боевые корабли (например, судно снабжения НОАК «Тайху» вошло в состав флота в 2013 г.) и в преддверии военного парада НОАК в Пекине в честь 70-летия победы  постаралось продемонстрировать потенциал военно-морских сил верховному руководству страны.

 

 

Фотографии с сайта topwar.ru.

 

Автор: Андрей Голобоков, кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и права Владивостокского государственного университета

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся