Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Ярослав Шевченко: Sukhoi Superjet – высокотехнологический взлет для Дальнего Востока?

26 Марта 2016
Распечатать

Российский Дальний Восток традиционно играет роль сырьевой периферии. Львиную долю его внешней торговли составляет экспорт сырьевых ресурсов (более 84%, по сравнению с долей экспорта продукции машиностроения - 0,5% [1]). Есть ли у региона шанс подняться вверх в международном разделении труда?

 

В последнее время много говорится о необходимости ускоренного подъема Дальнего Востока, о важности развития потенциала его городов и промышленных центров. В послании к Федеральному Собранию В.В.Путин выделил Комсомольск-на-Амуре как один из главных центров развития Дальневосточного федерального округа. «Еще одним динамичным центром Дальнего Востока должен стать и Комсомольск-на-Амуре…Город с легендарной историей, с современной высокотехнологичной промышленностью, выпускающей востребованную гражданскую продукцию и успешно работающей на ВПК», – подчеркнул Президент. Пожалуй, самым известным высокотехнологическим гражданским продуктом, выпускающимся сегодня на Дальнем Востоке, является ближнемагистральный авиалайнер “Sukhoi Superjet – 100”. Его производитель – Авиационный завод имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. Именно с ним во многом связаны надежды на превращение Дальнего Востока в регион, который дает миру не только сырье, но и самую передовую наукоемкую продукцию.  

 

 

В начале XXI века гиганты авиапроизводства, Boeing и Airbus, сконцентрировались на выпуске дальнемагистральных авиалайнеров, освободив нишу производства менее крупных моделей для других компаний. Ближнемагистральный пассажирский самолет решили производить и в России. С самого начала разработок подразумевалось установить широкую кооперацию с зарубежными компаниями, что обеспечило бы конкурентоспособность самолета. Первый полет был совершен в 2008 году. В 2011 SSJ – 100 был отдан в активную эксплуатацию, с передачей первого лайнера армянской компании «Armavia». На сегодняшний день построено 100 единиц, 60 из которых переданы российским и зарубежным заказчикам [7].  

 

Если говорить о «целевом рынке» российского самолета, то наиболее перспективным направлением можно считать страны Азии и СНГ, где из-за густонаселенности и относительно небольших размеров территории, ближнемагистральные полёты получили широкое распространение. Низкая стоимость SSJ-100 по сравнению с главными конкурентами делает самолет более привлекательным для приобретения развивающимися странами [2]. При невысокой стоимости авиалайнер не уступает по основным характеристикам своим конкурентам, а где-то и превосходит их. Самолет использует новейшие конструкторские и производственные технологии, которые обеспечивают ему высокую топливную эффективность, комфортность полета, сопоставимую по уровню с магистральными самолетами; возможность перелета на увеличенные дистанции при невысоких операционных затратах [3]. Вдобавок к этому, азиатские страны не испытывают открытой неприязни к нашей стране и не следуют антироссийской политике, что может гарантировать сотрудничество в перспективе.

 

Есть ли у проекта недостатки? Можно с уверенностью сказать, что все они корнями уходят в его «импортную» основу. На привлечение западных консультантов и покупку иностранных комплектующих, отвечающих международным стандартам качества, была затрачена сумма в 4 млрд. долларов, которая обусловила тяжелейшую долговую нагрузку. Компания-производитель рассчитывает, что количество проданных единиц достигнет 595 к 2031 г., позволив окупить проект, но для выхода на прибыльность нужно 600-700. Эксперты сходятся во мнении, что первая цифра стала бы удачей для проекта, но при сегодняшних заказах, самолету потребуется 30-40 лет, чтобы достичь ее.

 

Слабым местом проекта является угроза санкций, которые могут привести к остановке сервисного обслуживания самолета за рубежом. Производящей компании в сжатые сроки нужно организовать кооперацию с альтернативными поставщикам или, в духе политики импортозамещения, использовать отечественные комплектующие. Практика показывает, что это может грозить серьезными проблемами с получением международных сертификаций безопасности и качества [4,5,6].

 

Обилие проблем свидетельствует о том, что у проекта очень непростое будущее. Но нельзя отрицать, что он конкурентоспособен. Это подтверждается интересом со стороны авиакомпаний России, Ирландии, Лаоса, Индонезии и Мексики. Ведутся переговоры о поставках в Египет, Таиланд и Камбоджу, также планируется привлечь КНР в качестве стратегического партнера по реализации авиалайнера на рынках стран-соседей [7]. При грамотной реализации отечественный проект сможет стать настоящим прорывом гражданской авиаотрасли и укрепить экономические позиции российского Дальнего Востока.

 

Автор: Ярослав Шевченко, студент Восточного Института – Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета, yarik.27@mail.ru

______________________________

1.http://dvtu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=18551:-2015-&catid=63:stat-vnesh-torg-cat&Itemid=282 2.http://superjet100.info/compare

3.http://www.scac.ru/ru/products/sukhoi-superjet100/

4.http://intertrends.ru/forty-second/Afyan_42.pdf  5.https://www.vedomosti.ru/business/news/2016/01/25/625295-mak-chasti-polnomochii-ssj-100

6.https://www.vedomosti.ru/business/news/2016/03/03/632403-vlm-otkazalas-superjet

7. http://superjet.wikidot.com/register

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся