Тонкости армянского политического процесса
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Предыстория досрочных парламентских выборов в Армении.
Автор: Ваган Егиазарян, президент общественного движения «Заргацум» (Развитие), эксперт-международник.
Фото: REUTERS/Hayk Baghdasaryan
«Бархатная революция» в Армении стала одним из основных событий 2018 года. Победа демократии в Армении еще долгие годы будет обсуждаться по всему миру, и в качестве уникального примера демократической ненасильственной смены власти в некогда авторитарном государстве, и в качестве самобытного «триггера» множества тенденций, некоторые из которых критически важны и имеют потенциал решающего влияния на архитектуру международных отношений в регионе Южного Кавказа.
23 апреля 2018 г. третий президент Республики Армения Серж Саргсян, избранный буквально несколько дней назад Национальным собранием Армении в качестве премьер-министра страны — главы парламентской республики, подал в отставку под беспрецедентным нажимом сотен тысяч митингующих.
«Бархатная революция» в Армении победила, и начался переходный период, до внеочередных парламентских выборов и формирования новой легитимной законодательной ветви власти.
Организатор и лидер «Бархатной революции» Никол Пашинин 8 мая 2018 г. был избран премьер-министром Армении и сформировал коалиционное правительство, в состав которого вошли представители трех партий парламентской фракции ЕЛК («Гражданский договор», «Светлая Армения» и партия «Республика»), партии «Процветающая Армения» и партии «А. Р. Ф. Дашнакцуцюн». Причем последние две партии на протяжении нескольких лет входили в коалицию и с Республиканской партией Армении, правившей в стране около 20-ти лет, непосредственно до Бархатной Революции.
1 июня 2018 г. Национальное собрание Армении приняло программу переходного правительства Никола Пашиняна. Во втором пункте программы была зафиксирована основная цель переходного правительства, а именно — проведение по-настоящему свободных, справедливых, прозрачных и демократичных выборов в Национальное Собрание Армении и подготовка условий для этого.
Уже 23 сентября были проведены досрочные выборы в городской совет Еревана — Совет старейшин. С уверенным отрывом, как и ожидалось, выиграл блок «Мой шаг» лидера революции Никола Пашиняна. «Мой шаг» получил 81% голосов избирателей или 57 мандатов из возможных 65-ти, обеспечив себя абсолютным и решающим большинством голосов в городском совете столицы Армении. В Совет старейшин Еревана прошла также партия «Процветающая Армения» с 5 мандатами и блок «Луйс» (партии «Светлая Армения» и «Республика») всего с 3 мандатами.
Оглушительный успех блока «Мой шаг» на выборах в Совет старейшин Еревана, нарастающая консолидация контрреволюционных политических сил, проблемы с привлечением иностранных инвестиций, объективное отсутствие быстрых решений по сложнейшему спектру социально-экономической проблематики, тенденция ослабления всенародной эйфории от долгожданной революции, риск весомого падения рейтинга Никола Пашиняна после «зимы» и многие другие факторы в комплексе диктовали необходимость скорейших действий по стабилизации политического поля и утверждения предсказуемой экономической ситуации в стране, а тем самым и защиты политических достижений Бархатной революции. Единственным рецептом стабилизации политического поля в постреволюционной Армении могло стать доведение революции и переходного периода до логического завершения, а именно — проведение досрочных выборов в Национальное собрание Армении и избрание легитимного Парламента не к весне 2019 г., как было зафиксировано в программе переходного правительства, а еще раньше, в декабре 2018 г.
Оппоненты Пашиняна, прекрасно оценивая слабость своих позиций на досрочных декабрьских выборах в Национальное собрание, развернули борьбу в двух направлениях. Во-первых, попытались сохранить действующий состав Национального собрания, а во-вторых, развернули работу против изменений в Избирательный кодекс. Уже 2 октября, в экстренном порядке было инициировано внеочередное заседание Парламента с попыткой провести законопроект об изменении регламента Национального Собрания Армении. Данные изменения должны были сделать технически невозможным запланированный Пашиняном роспуск Парламента по пункту 3 статьи 149 Конституции Армении. В ответ на это, в считанные часы десятки тысяч сторонников Пашиняна блокировали Парламент и во главе со своим лидером вошли на территорию Национального собрания, заняв площадь перед главным входом в центральное здание Парламента. Во время митинга Никол Пашинян прямо на площади уволил министров коалиционного правительства от партии «Процветающая Армения» и «А.Р.Ф. Дашнакцутюн», политических сил, поддержавших законопроект, и начал политические переговоры с оппонентами.
Данному «октябрьскому обострению» последовал недолгий период консультаций с основными политическими силами страны и достижение необходимых договоренностей о пресечении законопроекта об изменениях в регламенте НС Армении. Уже 8 октября в качестве гарантии проведения досрочных парламентских выборов в декабре 2018 г. был подписан меморандум между Николом Пашиняном и Гагиком Царукяном — лидером второй парламентской силы Армении — партии «Процветающая Армения».
Основываясь на данной «подушке безопасности», 16 октября 2018 г. Никол Пашинян подал в отставку с должности премьер-министра страны и тем самым воспользовался конституционной возможностью инициировать роспуск Национального собрания. По Конституции Республики Армении в случае отставки премьер-министра и двух неудачных попыток Национального Собрания избрать нового премьера, назначаются внеочередные парламентские выборы. Уже 1 ноября текущего года Национальное собрание второй раз не избрало нового премьер-министра и тем самым основываясь на пункте 3 статьи 149 Конституции Армении запустило сценарий внеочередных парламентских выборов, назначенных на 9 декабря и подводящих итог «Бархатной революции» и переходного периода в стране.
Параллельно с этим еще 29 октября в Парламенте вторично был отклонен пакет изменений Избирательного кодекса Армении. В итоге РПА сохранила выгодную для себя рейтинговую составляющую действующей избирательной системы, что фактически сохраняет шанс прохода партии в Парламент следующего созыва.
Предвыборный агитационный период согласно действующему Избирательному кодексу Армении был установлен в рекордно короткий 12-дневный срок, с 26 ноября по 7 декабря.
В досрочных парламентских выборах 9 декабря примут участие 11 политических сил — 2 блока и 9 партий: партии «Гражданский договор» и «Миссия» объединенные в блок «Мой шаг», партия «Процветающая Армения», партия «Национальный прогресс», Республиканская партия Армении, партия «Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн», партия «Страна закона», Партия «Христианско-демократическое возрождение», Партия «Светлая Армения», Партия «Выбор гражданина», партии «Республика» и «Свободные демократы», объединившиеся в блок «Мы» и партия «Сасна Црер».
Лейтмотивом данной избирательной кампании является деление политического ландшафта на «белых» и «черных». «Белыми» выступают новые силы, не принадлежавшие к старой власти, а «черными» — три партии бывшей властной коалиции.
Основная полемическая борьба на декабрьских выборах, бесспорно, разворачивается между блоком «Мой шаг» и Республиканской партией Армении. Вторым по накалу противостоянием выступает ярый диспут между партией «Сасна Црер» и блоком «Мой шаг». Остальные партии проводят агитационную кампанию без значимых острых и конфликтных интонаций, пытаясь позиционировать себя в качестве конструктивной оппозиции, с претензией на второе место в Национальном собрании. Яркими и успешными представителями приверженцев «конструктивного пиара» на данных выборах выступают партии «Светлая Армения» и «Процветающая Армения».
Логичная и во многом предсказуемая избирательная кампания в силах преподнести интересные сюрпризы в вопросе второй, третьей и четвертой парламентской силы. С другой стороны, реальная политическая борьба в Армении, как это ни странно, только начинается. Проигрыш новых партий на этих выборах нельзя считать их провалом, напротив наличие «свежих» политических сил — большой успех в процессе становления качественно новой политической культуры в Республике Армения.