Дайджест международных публикаций

Хавьер Солана: Создание единой европейской армии маловероятно

16 Апреля 2013
Распечатать

В Европейском союзе остаются нерешенными многие политические вопросы. В частности, возможна ли общая внешняя политика стран Евросоюза? Будет ли создана единая европейская армия? Каковы перспективы вступления в ЕС новых государств? За ответами на эти вопросы мы обратились к Хавьеру Солане, Верховному представителю Европейского союза по общей внешней политике и политике безопасности в 1999–2009 гг.

 


 

– Господин Солана, что, на Ваш взгляд, препятствует выработке общей внешней политики Европейского союза? Возможна ли общая европейская внешняя политика в принципе и что нужно сделать для того, чтобы она появилась?

 

– Я думаю, что общая внешняя политика вполне реальна. На самом деле до экономического кризиса Европейский союз был очень близок к выработке общего внешнеполитического курса. Когда начался кризис, Евросоюзу пришлось прикладывать больше усилий для решения экономических вопросов, что в какой-то степени замедлило движение в направлении выработки более интегрированной внешней политики.
Некоторым членам Европейского союза легче пойти на принятие и проведение общей внешней политики, в других же странах ситуация иная, и им труднее решиться на общеевропейскую внешнюю политику.

 

Я думаю, что сейчас Евросоюз движется в правильном направлении, и нам нужен лидер, который мог бы возглавить это движение. Она или он должны быть достаточно сильными, чтобы поддерживать намерение стран-участниц и убедить их в том, что каждое решение будет более полезным, если будет принято от имени всего Европейского союза, чем от имени двух-трех государств. Мы также хотим иметь голос, который был бы слышен на международной арене.

 

– Считаете ли Вы возможным создание единых вооруженных сил Европейского союза и может ли это произойти в ближайшем будущем? Какие функции они могли бы выполнять?

 

– Это более сложный вопрос. Я думаю, что объединенные вооруженные силы могут существовать, поскольку они более эффективны и ими легче управлять. Не думаю, что речь может идти об армии, марширующей под знаменами Европейского союза, но хорошо управляемые европейские вооруженные силы из разных стран вполне могут быть созданы. Их можно было бы использовать для поддержания мира или осуществления миротворческих миссий в соответствии с мандатом ООН, но не для участия в войнах. У европейских государств уже есть опыт совместного участия в урегулировании конфликтов: мы участвовали в операциях в Африке и в других горячих точках. Европейские войска также могли бы сотрудничать с вооруженными силами под командованием НАТО. Но, повторюсь, необходимость создания европейской армии, которая бы маршировала под знаменами ЕС, вызывает сомнения. Думаю, что в ближайшем будущем этого не случится.

 

– Каково Ваше мнение относительно приема в ЕС новых членов? Произойдет ли это в ближайшем будущем?

 

– Пока на этот вопрос ответить сложно. Потому что одно дело – быть членом Европейского союза и совсем другое – быть частью еврозоны, которая выйдет из кризиса гораздо более сплоченной. Стать членом этой группы, вероятно, будет труднее, поскольку требования к вступлению стран после кризиса будут ужесточены, но это поможет быстрее открыть не только еврозону, но и Европейский союз.

 

Сейчас надо хорошо подумать над тем, как соотнести Европейский союз с еврозоной, представляющей собой очень мощную часть ЕС благодаря единой валюте, которая более наглядно демонстрирует степень достигнутой интеграции. Это еще один момент, над которым необходимо работать в предстоящие годы. Проработка этого вопроса может занять пару лет, и это также может изменить подходы к другим странам, претендующим на вступление в Евросоюз. Внутренним ядром будет еврозона, и, например, Великобритания будет находиться за его пределами, что откроет возможность построения отношений с некоторыми другими странами, например, с Турцией и, возможно, в перспективе с Россией.

 

Беседовала Дарья Хаспекова, программный координатор РСМД.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся