Дайджест международных публикаций

Главное достижение Ислама Каримова — мирный Узбекистан

8 Сентября 2016
Распечатать

Основатель коалиции «Солнечный Узбекистан» Санжар Умаров подводит итоги 25-летнего правления Ислама Каримова. Редакция РСМД попросила бывшего оппозиционера поделиться собственным взглядом на политическое будущее Узбекистана.

Каковы итоги деятельности Ислама Каримова на посту президента Узбекистана?

Прежде всего, разрешите отметить, что смерть президента – важное событие в жизни страны и ее граждан. Я уверен, что многие в Узбекистане озабочены будущим своей страны. И я разделяю их чувства, несмотря на то, что я нахожусь в США. Мои мысли и надежды с ними в этот трудный час.

Что касается президента Узбекистана Ислама Каримова, не секрет, что я не разделял многих его взглядов и не поддерживал его политику по многим аспектам. Я заплатил за свою позицию несправедливым осуждением за преступления, которые не совершал, и многими годами нахождения в тюрьме, где я подвергался пыткам. И только благодаря усилиям многих правительств и людей я был освобожден, и мне, наконец, было позволено воссоединиться с семьей. Тем не менее я попробую объективно оценить долгое правление Ислама Каримова.

Cанжар Умаров на заседании Комиссии Конгресса США по правам человека имени Тома Лантоса

Очевидно, что его главное достижение заключается в том, что Узбекистан смог избежать войн за эти годы. В целом страна оставалась стабильной. При трудных постсоветских обстоятельствах это не маленькое дело. Уверен, что граждане Таджикистана это подтвердят.

Однако есть и другая сторона медали: последние 25 лет Узбекистан находился в стагнации. Ислам Каримов не разрешил развиваться политическим институтам, что способствовало бы распространению демократии в Узбекистане и расцвету выдающихся способностей узбекского народа. Люди были запуганы своим правительством и так благодарны миру и спокойствию, что боялись самовыражения. Я думаю, что цена этому была слишком высока. Я верю, что у моих соотечественников и соотечественниц большой потенциал.

Кто может прийти к власти в Узбекистане? Насколько велик риск возникновения политической нестабильности в стране?

Кто может прийти к власти остается неясным. Я надеюсь, что кто бы ни стал президентом, он им станет в результате свободных и справедливых выборов. В течение 27 лет рулевое колесо находилось в руках одного человека, теперь граждане Узбекистана должны сами сказать, кому ими руководить. И самое последнее, в ком они нуждаются, – в ещё одном строгом лидере. 

Сегодня очень важно то, что конституция страны соблюдается, и дело идет к выборам будущего президента. Однако нет гарантии, что так будет продолжаться, и это, я уверен, худшее и наиболее опасное последствие провала создания при Исламе Каримове государственных институтов с предсказуемым функционированием. Я понимаю, почему люди опасаются возможной дестабилизации в этой ситуации. Я от всего сердца надеюсь, что эти страхи беспочвенны, и события будут протекать мирно, согласно законам Узбекистана.

Каких стоит ожидать изменений во внутренней политике страны? Какие проблемы придется решать преемнику И. Каримова?

Перед следующим президентом Узбекистана стоит множество неотложных проблем и вызовов, включая вопросы безопасности, бедность, подавляющий гнет государства над гражданами на всех властных уровнях и широко распространенное чувство, что люди лишены свободы выбора в том, как им жить. Наиболее важный вопрос – это либерализация политической системы, из которой последуют все другие реформы.

Насколько обоснованы опасения, что радикальные исламисты воспользуются ситуацией в стране и укрепят свои позиции?

Исходя из того, что происходит в мире, было бы неверно утверждать, что радикально-исламистские тенденции не представляют угрозы Узбекистану. Такие группы существуют, и они постараются расширить свое влияние. Но следующий президент страны, наряду с необходимыми действиями по защите людей, должен утвердить политику, которая сделает радикализм менее привлекательным.

Если можно дать прогноз, каким будет внешнеполитический курс Узбекистана? В частности, как смена власти в стране отразится на отношениях России и Узбекистана? Как можно сейчас охарактеризовать сотрудничество двух стран, и стоит ли ожидать его укрепления?

Что касается внешних связей Узбекистана и, в частности, двухсторонних отношений с Россией, Ислам Каримов пытался проводить независимый курс для своей страны. Москва и Ташкент не всегда смотрели друг другу в глаза, также Узбекистан иногда имел достаточно напряженные отношения и с Вашингтоном. Уже сейчас сильные мира сего должны понять, что президентская преемственность – это внутреннее дело Узбекистана, которое будет определяться его народом. Ни России, ни Соединенным Штатам ничего не угрожает из Узбекистана, самой густонаселенной страны Центральной Азии, которая настаивает на том, чтобы с ней обращались с уважением, которого она заслуживает. Узбекистан будет учитывать интересы других стран и надеется, что его суверенитет и его собственные интересы, в особенности в области безопасности, экономики и торговли, будут учитываться соответственно.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся