Блог Дениса Минакова

Институциональный кризис : пролог гражданской войны?

26 января 2015
Распечатать

На сегодняшний день существует множество оценок и трактовок того, что стало причиной нынешнего раскола Украины и полноценного вооружённого конфликта на её территории. Традиционно в качестве основной подоплёки в большинстве СМИ выступает внешнеполитическая :  ключ проблемы сводится к противостоянию интересов России и ЕС, России и США. Особенно это заметно на фоне непрекращающихся взаимных обвинений представителей Киева и самопровозглашённых республик в обслуживании внешнеполитических задач третьих стран. Однако данная проблема требует более пристального внимания.

 

Политический протест основывается на множестве факторов. Интересным в этой связи представляется тот факт, почему стали возможны систематические протестные выступления населения Украины , в том числе и вооружённые. Задолго до формирования самопровозглашённых республик на востоке страны (захват органов местной власти в Донецке. Луганске, Славянске) в западных областях произошли аналогичные мероприятия ( штурм Львовской  и Тернопольской облгосадминистрации) Широко известными в мире  стали кадры, на которых  активист Правого Сектора А. Музычко (более известный как Сашко Билый) самовольно руководит заседанием областного Совета и допрашивает прокурора. Подобные проявления во всех регионах Украины являются следствием одного и того же явления – слабости институтов государства и тотального недоверия украинцев к органам власти, вне зависимости от политических предпочтений.

Так, катастрофически низкий уровень доверия населения к институтам фиксировался ещё  на круглом столе в институте социологии НАНУ, материалы которого были опубликованы в «Украинской правде». Согласно этим данным, в 2011 году доверие украинцев к парламенту составляло 1.99 балла по 10-балльной шкале (последнее место среди 26 европейских стран). [1] Доверие к судебно-правовой системе составляло 2.26 балла (последнее место), доверие к милиции – 2.50 балла (последнее место). По уровню доверия политикам (1.85 балла)на тот момент была выше только Греции,(что весьма показательно с учетом прошедшего кризиса в Греции), а по доверию политическим партиям (1.99 балла) опережала лишь Грецию и Хорватию и располагается на одном уровне с Болгарией.

Подобные данные могут ярко свидетельствовать о том, что  процесс демонтажа украинской государственности начался отнюдь не извне, и даже не в момент начал революционных выступлений, а примерно за год до них. Спусковым крючком для организации массовых акций гражданского неповиновения стали события в пгт Врадиевка в Николаевской области.

Тогда, в конце июня 2013 года  одним из подозреваемых в деле об изнасиловании и избиении местной жительницы стал местный милиционер, который очень быстро был освобождён из-под стражи. Несправедливое, по мнению жителей, решение вызвало мощный протест районного масштаба, увенчавшийся штурмом милицейского участка. Тогда стихийный протест перерос в мирный марш протеста в Киев с требованиями   уже к властям республики тщательнее расследовать обстоятельства дела.

 

Данный инцидент подчёркивает, что уровень доверия к институтам власти (милиция, прокуратура) в значительной степени упал не только на всеукраинском, но и на районном и муниципальном уровне Так, согласно материалам предыдущего исследования Института Социологии НАН Украины, лишь 1% населения страны полностью доверял милиции, что сравнимо со статистической погрешностью.[2]В силу этих  обстоятельств складывается логичная картина, которая стала предтечей и Евромайдана, и будущей сецессии некоторых территорий Украины. Систематическое недоверие населения страны к различным институтам власти (парламент, президент, прокуратора, милиция) фиксировалось  во всех регионах, вне зависимости от результатов выборов и политических предпочтений. Более того, недоверие к институтам страны стало систематическим, вне зависимости от уровня  власти (национальный, региональный, муниципальный).Врадиевка стала той поворотной точкой, после которой органы правопорядка Украины стали терять монополию на легитимное насилие. Фактически,  с этого момента началась тотальная делегитимизация всего, что связано с непосредственным исполнением функций полиции и прокуратуры. Этим и объясняется тот факт, что действия «Беркута» на Майдане были бескомпромиссно осуждены внутри Украины, а отдельные политические активисты могли вольготно допрашивать прокуроров и захватывать областные отделы СБУ вместе с оружием.

 

Стихийное вооружение населения –  одно из базовых следствий недоверия к институтам власти. Оно возникает, как правило, в обстановке невозможности поддержания легального насилия  и легитимного правосудия со стороны государства.

В большинстве стран континентальной Европы  эти функции поддерживаются за счёт мощной бюрократической структуры органов правопорядка, взаимосвязанных между собой. В США, на заре развития государственности политические элиты пришли к знаменитой Второй поправке к Конституции именно в тех условиях, когда базовые функции  государства выполнять было необходимо, а государственный аппарат  с полицией и шерифами не мог дотянуться практически до каждого поселенца-колониста на новых, ещё не освоенных территориях. Однако впоследствии стихийное вооружение свободных поселенцев было введено в качестве конституционной нормы,  и стало одним из институтов поддержания правопорядка, наряду с правоохранительными органами  штата и всей федерации.

 

Протестующие во Врадиевке. korrespondent.net

Проблема качества институтов украинского государства заключается в том, что деградировавшая система институтов правопорядка ( наследующая советский функционал в смеси с европейским бюрократизмом)  опустила доверие до критического уровня, после которого граждане на местах стали сами образовывать отряды самообороны и стихийно вооружаться ( на западе – под лозунгом «Революции достоинства», на востоке – в поддержку «народных губернаторов») Сюда же органично  вплетается недоверие к муниципальным и региональным властям, которое и стало основным драйвером массовых выступлений в регионах страны и штурмом правительственных учреждений на местах.

На сегодняшний момент  украинские власти в большей степени озабочены  сносом памятников Ленину, поскольку, по мнению отдельных министров  именно в монументах  содержится ключевой момент тоталитарного наследия, от которого необходимо избавиться. "Государство не будет противодействовать, а наоборот, всячески будет способствовать любым общественным инициативам, которые будут бороться за очищение Украины от этих реликтов тоталитарного прошлого", - отметил министр культуры Кириленко в связи со сносом памятника Ленину в Харькове[3]. Между тем, текущий политический режим  Украины продолжает воспроизводить ещё советские политические институты (однопалатная Верховная Рада, неразвитость муниципалитетов), но при этом транслирует намерение  об интеграции в ЕС.  Остаётся только надеяться, что рано или поздно украинские власти смогут осознать, что груз ключевых проблем лежит не в культурной плоскости .  Никакой последующий Майдан не в состоянии будет их разрешить, если само правительство не сможет принять поэтапный план по реформированию всей политической системы Украины.

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся