Блог Дениса Круглова

Что такое ИГИЛ и почему так сложно победить?

30 декабря 2016
Распечатать

Всем известно, что сегодня, на наших глазах, мир вступает в очень нестабильное, турбулентное время. Происходят глобальные миростроительные процессы, связанные с появлением и усилением новых субъектов международных отношений, а также с ослаблением старых, господствующих систем. Параллельно происходит появление принципиально новых трендов, как, например, усиление влияния роли глобального ислама, при чем ваххабитской ориентации. Самым ярким примером этого феномена, безусловно, является Исламское Государство (ИГИЛ, ДАИШ). Это квазигосударство, террористическое по своей сути, привлекло к себе внимание не только тем, что завоевала огромные территории в Сирии и Ираке, кровавыми терактами по всему миру, но и тем, что ИГИЛ создало сеть аффилированных террористических организаций по всему миру (Аш-Шабаш в Сомали, бригады ИГИЛ в ливийском Сирте, Боко Харам в Нигерии), что способствует активной реализации целей, заявленных игиловцами - построения глобального халифата. Более того, против ИГИЛ выступили колоссальные силы: коалиция союзников во главе с США, а также коалиция во главе с Россией (куда также входят Иран и САР), не считая огромного количества местных региональных группировок и стран, которые сражаются против данного, человеконенавистнического "государства". Очевидно, что мировое сообщество понимает и хорошо осознает (особенно после терактов в Европе), что представляет собой Исламское Государство, однако разность интересов игроков, а также отсутствия единого фронта борьбы с джихадистами, ведет к тому, что ИГИЛ продолжает оставаться главной угрозой всему человечеству.

         Что же мы знаем об Исламском Государстве? Известно, что за созданием ИГИЛ стоит группировка "Аль-Каида в Ираке", которая была образована в 2004 году, т.е. через год после вторжения коалиции во главе с США в Ирак. После гибели Абу Хамза Мухаджира с 2010 года ячейку "Аль-Каиды в Ираке" возглавил Абу Бакр аль-Багдади - как мы знаем сейчас - духовный лидер и фактический глава ИГИЛ. Изначально, Исламское государство объявило своей целью создание государства на территории Сирии, Ливии и Ирака (ИГИЛ). Костяк организации составили более 10 радикальных групп, объединившихся вокруг местной ячейки "Аль-Каиды". Ядро ИГИЛ – это бывшие сотрудники политической разведки Саддама Хусейна, а также военные и нацгвардия Ирака, большую часть которых составляли сунниты. Собственно, сами подразделения, т.н. живая сила, состоит из суннитов Ирака и Сирии, а также исламских фундаменталистов, пребывающих практически изо всех мусульманских стран мира, в том числе и из России.

         На "большую политическую сцену" Исламское Государство вышло весной 2014 года, внезапно для всех захватив крупнейший город на севере Ирака Мосул, и затем, успешно продвигаясь на юг, вышло к Багдаду. Параллельно шли бои с курдами, перебрасывались подразделения в Сирию, где ИГИЛ нашел как союзников (фронт Ан-Нусра), так и врагов (в лице основных оппозиционных группировок, формирующихся вокруг Свободной Сирийской Армии и, конечно же, в лице проправительственных сил и Сирийской Арабской Армии). Собственно, именно в Сирии, в городе Ракка, исламисты и разместили свою "столицу". Экспансия продолжалась по всем стратегическим направлениям - так достигалась цель построения Халифата, до тех пор, пока в войну 30 сентября 2015 года не вмешалась Россия, а спустя почти год и Турция.  

         Однако, какова же ситуация на сегодняшний день? Какими успехами могут похвастаться силы, вовлеченные в борьбу с ИГИЛ? Нужно отметить, что стороны ведут активные боевые действия не против ИГИЛ, а против друг друга (битва за Алеппо 2016 года явное тому подтверждение). Очевидным успехом действий ВКС и САР можно назвать сохранение власти режима Асада. Наступление боевиков на Дамаск и приморские районы Латакии, с преимущественно алавитским населением, было остановлено в 2015 году. Затем, в ходе ожесточенных боев, была взята Пальмира. Предпринятые затем попытки прорыва к Ракке - столице Исламского Государства - закончились поражением. Ситуация также осложняется тем, что фронт, который держит Сирийская Арабская Армия и шабиха (ополчение, сражающееся на стороне Асада), неустойчив. Как только происходит успешное наступление под Алеппо, боевики других группировок, как "умеренных" (ССА), так и радикалов (Ан-Нусра), предпринимают собственные операции, которые ведут к прорыву линии фронта и коллапсу наступления на других театрах военных действий. Вступление в открытый конфликт Турции теперь ставит под удар и наиболее боеспособные подразделения курдов (YPG), которые показали пример успешной и героической борьбы против джихадистского государства.

         Что касается Ирака, то коалиция западных союзников здесь также не может похвастаться особыми успехами. Взятие Рамади в декабре 2015 года было последним крупным стратегическим успехом в Ираке, а обещанный летом 2016 года штурм Мосула (второго по величине города Ирака), так и не состоялся. Все те же курды, несмотря на яростные атаки боевиков, медленно, но верно продвигаются вглубь "халифата", однако вступление в войну Турции, может существенно ослабить их боевой потенциал.

         Именно в разобщенности сил, борющихся с ИГИЛ, и кроется главный секрет его живучести.

         Также необходимо понимать, что джихадисты применяют принципиально новую тактику ведения боевых действий - небольшие штурмовые группы, путь которым прокладывают смертники. Использование смертников, которые управляют бронированными машинами со взрывчаткой, является главной составляющей всей стратегии ИГИЛ. И именно поэтому, противостоящим боевикам силам крайне сложно выработать какие-либо эффективные контрмеры борьбы с террористами-смертниками, идущими на верную смерть ради успеха всей операции.

         Кроме того, боевики избегают массового скопления и концентрации своих сил на передовой - действуют в основном мобильные группы, которые используют джипы и легкую бронетехнику. Особую роль в борьбе с бронетехникой отводится системам ПТУР, используя которые, террористы наносят огромные потери сухопутным силам и срывают крупномасштабные наступательные операции, уничтожая танки и БМП солдат САР и бойцов "умеренной оппозиции".

         Более того, на вооружении Исламского Государства находится еще одно страшное оружие - ваххабитская идеология. Создав крайне радикальную идеологию салафизма в лице государственного образования ИГИЛ, которая ратует за возвращение к истинному, изначальному исламу, она стала той самой приманкой, которая привлекает все новые и новые потоки мусульманской молодежи со всего мира. Почему так происходит? Потому что в государствах Большого Востока существуют такие негативные явления, как коррупция, непотизм, огромная социальная стратификация и общее неравенство. Все это ведет к тому, что огромное количество молодых, талантливых и активных людей не могут найти своего места в жизни, а значит, они обращают свой взор туда, где силой оружия можно состояться как личности, добиться социальной справедливости, и, будучи мусульманином, стать воином "истинного ислама" в борьбе с неверными. Многие также понимают, что в ИГИЛ удастся легко найти жену (существует такое понятие как "секс-джихад"), а также обогатиться за счет военных трофеев и откровенных грабежей. Конечно, здесь же немалую роль играют и доллары. Тем не менее, необходимо иметь ввиду, что именно идеология привлекает новых бойцов в стан ИГИЛ, а уже потом валюта. Ибо никакими деньгами нельзя заставить человека сесть за руль заминированного автомобиля и взорваться в расположении врага.

         Отдельно необходимо остановиться на т.н. "мягкой силе", концепцию  которой широко применяют террористы. Боевики вербуют своих сторонников в Европе, США, государствах Азии и Африки. На них работают такие интернет-издания как "Аммак" и "Дабик", выходящие на английском, арабском, русском и французском языках. Особую славу получили видеоролики, выпускаемые Исламским Государством. На них присутствуют не только свирепые и жестокие казни, но и демонстрация учений боевиков, а также восстановление в городах оросительных систем, дорог, мостов, детских площадок и больниц. Все это является красивой картинкой, призванной до бесконечности пополнять ряды террористов. И конечно, на фоне "мягкой силы" ИГИЛ, находится черный флаг, олицетворяющий идеологию крайнего салафизма.

         Завершить доклад необходимо описанием последней причины, которая позволяет ИГИЛ оставаться на плаву и постоянно атаковать. Дело в том, что любая война, любой конфликт - это огромные финансовые вливания. Совершенно ясно, что боевики "халифата" торговали нефтью, памятниками старины и прочим, но этого было бы недостаточно для финансирования и содержания таких территорий и вооруженных сил, которые имеет ИГИЛ. Группировка, несомненно, получает все необходимо (от людских ресурсов до систем вооружений) из-за границы. И здесь кроется ахиллесова пята террористов - ведь, если перекрыть все источники снабжения и поддержки, то есть полностью закрыть границы всех стран, которые имеют территориальный выход к  территориям Исламского Государства, разместив там, например, международных наблюдателей, то ИГИЛ исчезнет сам по себе, лишившись каналов поставок всего необходимого. А совместные действия сухопутных сил антиигиловских коалиций окончательно уничтожат тот источник угрозы, который представляет собой наибольшую опасность не только для региона, но и для всего человечества. 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся