Дискуссионный клуб

Означает ли отказ Барака Обамы от встречи с Владимиром Путиным «похороны перезагрузки»?

12 Августа 2013
Распечатать

В дискуссионном клубе сталкиваются 2 экспертных мнения по одной из актуальных международных проблем.

 

В данном выпуске эксперты отвечают на вопрос: «Означает ли отказ Барака Обамы от встречи с Владимиром Путиным похороны перезагрузки?»

 

 


Алексей Фененко, в.н.с. Института проблем международной безопасности РАН.

«Белый дом подчеркнул свое нежелание вести диалог с администрацией Владимира Путина»

Решение президента Барака Обамы об отмене встречи с Владимиром Путиным ни в коей мере нельзя считать окончанием политики «Перезагрузки»: она закончилась два года назад. Эта политика, провозглашенная вице-президентом США Джозефом Байденом в феврале 2009 года, преследовала три конкретные цели: 1) предотвратить коллапс режима контроля над вооружениями; 2) снизить риск прямого военного столкновения России и США и 3) выработать правила поведения на случай конфликта одной из сторон с третьими странами. Однако осенью 2011 г. политика "Перезагрузки" была свернута под воздействием неудачных переговоров по ПРО и негативной реакции администрации Барака Обамы на итоги парламентских выборов в России.

 

С этого времени российско-американские отношения находятся в состоянии вялотекущей конфронтации. Во-первых, между сторонами нет содержательного диалога по вопросам ПРО /СНВ. Во-вторых, между лидерами России и США полтора года не было полноценной рабочей встречи.  В-третьих, «Закон Магницкого» доказал, что Соединенные Штаты начинают отрицать легитимность определенного сегмента российской элиты. Москва, судя по ее действиям, намерена реагировать адекватно. Весной 2013 г. стороны предприняли попытки возобновить стратегический диалог, но они пока не имели успеха.

 

Решение президента Барака Обамы от 7 августа было продиктовано не столько «делом Сноудена» (оно было предлогом), а более глубинными причинами. Белый дом еще раз подчеркнул свое нежелание вести диалог с администрацией Владимира Путина. Администрация Барака Обамы разочарована отказом России возобновить переговоры по контролю над вооружениями на американских условиях, озвученных в Берлинской речи Барака Обамы 19 июня 2013 года. Тревожная тенденция, свидетельствующая о невозможности восстановить свернутый в конце 2011 г. стратегический диалог между лидерами двух стран.

 

Поддержать мнение эксперта


 

 

Дмитрий Суслов, зам.директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ.

«Срыв саммита может пойти на пользу отношениям РФ-США»

Отказ Обамы от встречи с Путиным, связанный с нежеланием Москвы идти на новый раунд сокращения ядерного оружия, доказывает исчерпанность повестки дня отношений, выстроенной вокруг контроля над вооружениями.

 

Если в 2009 г. стороны (каждая по своим причинам) были заинтересованы в договоре СНВ-3, то теперь их подходы к вопросам ядерного оружия и стратегической стабильности расходятся. Дальнейшие попытки продвигать их как стержень отношений будут лишь обострять устаревшее философию взаимного стратегического сдерживания (когда стратегический баланс РФ-США и их безопасность измеряется наличием гарантированного взаимного уничтожения и стороны уравновешивают шаги друг друга в оборонной сфере), искусственно обострять проблему ПРО, подрывать доверие, усиливать взаимное разочарование и наносить ущерб отношениям в целом.

 

Однако отмена саммита не сорвет прагматического сотрудничества по областям совпадающих интересов. Его потенциал огромен, например, в Восточной Азии и АТР. Большей частью он пока не используется из-за ошибочного представления, что в центре отношений должна стоять ядерная проблематика.

 

Поэтому срыв саммита может пойти на пользу отношениям РФ-США, если подтолкнет их к выработке их новой повестки дня и новой философии, не базирующейся на измерении собственной безопасности наличием стратегического паритета с другой стороной. В противном случае он положит начало стагнации и постепенному ухудшению отношений, выхолащиванию их позитивной составляющей и увеличению доли противоречий, что в конечном итоге закончится новым глубоким кризисом.

 

Поддержать мнение эксперта


Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся