Блог Дарии Полосиной

Пакт Рериха как один из основополагающих международных договоров в сфере защиты культурных ценностей во время вооруженных конфликтов

24 Февраля 2016
Распечатать

Идеи о необходимости защиты культурных ценностей во время вооруженных конфликтов известны еще с древности. Так, положения различных религий предписывали ненападение на храмы и иные сооружения гражданского характера. Позднее эти идеи нашли отражение в воззрениях многих ученых и философов. Еще Эмер де Ваттель писал, что умышленное разрушение памятников, храмов, кладбищ, статуй, предметов искусства, которое осуждалось и национальным правом государств, никогда не являлось надлежащим объектом войны…и никогда не давало противнику преимущества[1].

Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. впервые закрепили эти принципы на международном уровне. Однако они содержали положения о гражданских объектах, не давая им отдельного определения и не классифицируя их (классификация и определение были даны значительно позже, и содержатся в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям 1949 г., принятом в 1977 г.). Международного договора, посвященного защите непосредственно культурных ценностей, не существовало до 1935 г.

Известный русский художник, философ и общественный деятель, Николай Рерих, видя, сколько разрушений принесла Первая Мировая Война (например, в результате бомбардировок были разрушены собор в Реймсе и средневековая библиотека университета в Лувене и т.д.) в 1929 г. опубликовал проект «Пакта Мира», в котором предложил обозначать учреждения науки и культуры специальным знаком – Знаменем Мира, которое служило бы «Красным Крестом Культуры», как писал сам Рерих: «Моя идея о сохранении художественных и научных ценностей, прежде всего, заключалась в создании международного импульса к обороне всего самого драгоценного, чем живо человечество… Если знак Красного Креста всем напоминает о гуманитарности, то такого же смысла знак должен говорить человечеству о сокровищах прекрасных»[2].

Пакт Рериха, также известный как Вашингтонский Пакт или Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, был подписан 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне, и стал первым международным договором о защите культурных ценностей.

Следует отметить, что Пакт Рериха отличался от Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг., поскольку конвенции предусматривали защиту гражданских объектов в целом, указывая на необходимость «щадить» незащищенные города, селения, объекты культа и учреждения науки и искусства, если они не служат военным целям (ч. 1 ст. 27 Гаагской конвенции «О законах и обычаях сухопутной войны»), а Пакт Рериха содержит более подробные нормы, регулирующие защиту именно культурных ценностей. Более того, Пакт не содержит оговорок военной необходимости, а также предусматривает защиту культурных ценностей не только в военное, но и в мирное время.

Согласно Пакту Рериха, исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения признаются нейтральными и пользуются уважением и покровительством воюющих сторон, равно как и сотрудники указанных учреждений (ст. I). 

Ст. II Пакта Рериха устанавливает принцип «недискриминации» культурных ценностей, вне зависимости от их принадлежности тому или иному государству.

Немаловажно и то, что Пакт Рериха первым из договоров предусматривал возможность создания перечня культурных ценностей, которые подлежат защите. Это отражено в ст. IV: «Правительства государств, подписавших настоящий договор и присоединившихся к нему, одновременно с подписанием договора или присоединения к нему, направляют в Панамериканский союз перечень памятников и учреждений, на которые желательно распространить покровительство, предусмотренное настоящим договором. При уведомлении правительств о подписавшихся и присоединившихся сторонах Панамериканский союз направляет им перечень памятников и учреждений, упомянутых в данной статье, а также информирует другие правительства о любых изменениях в указанном перечне». А, согласно ст. V Пакта, данная охрана прекращается, если объект начинает использоваться в военных целях.

Немаловажно и положение об обозначении гражданских объектов специальными знаками. Первые положения об этом появились еще в Гаагских конвенциях. В ч. 2 ст. 5 Гаагской конвенции 1907 г. «О бомбардировании морскими силами во время войны» указывается, что гражданские объекты должны быть обозначены жителями отличительным знаком, состоящим «из больших твердых щитов прямоугольной формы, разделенных по одной из диагоналей на два треугольника, из коих верхний черного цвета, а нижний белого» (этот знак имеет определенное сходство со знаком, предусмотренным в Гаагской конвенции 1954 г. О защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта). Ст. III предусматривает введение охранного знака (ранее он упоминался как «Знамя мира»), который должен быть помещен на соответствующие объекты, подлежащие защите: «Для обозначения памятников и учреждений, указанных в ст. I, может быть использован отличительный флаг (красная окружность с тремя кругами в середине на белом фоне) …». Этот знак был впоследствии заменен в соответствии с ч. 2 ст. 32 Конвенции 1954 г. на отличительный   знак   Конвенции   - заостренный снизу щит, который разделен на четыре части синего и белого цвета (щит состоит из квадрата синего цвета, один из углов которого вписан в заостренную часть щита, и синего треугольника над квадратом; квадрат и треугольник разграничиваются с обеих сторон треугольниками белого цвета).

Известно, что принятый в 1935 г. Пакт Рериха в значительной степени повлиял на формирование международно-правовых норм об охране культурных ценностей, его положения нашли отражение в международном гуманитарном праве. Пакт Рериха 1935 г. (равно как и Гаагские конвенции 1899 г. и 1907 г.), лежат в основе Конвенции 1954 г., что следует из Преамбулы, где говорится о том, что Стороны руководствовались «принципами защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, установленными в Гаагских Конвенциях 1899 и 1907 гг. и в Вашингтонском Пакте от 15 апреля 1935 г.» В ч. 2 ст. 32 Конвенции 1954 г. прямо указывается, что Гаагская Конвенция 1954 г. «в отношениях между Державами, которые связаны Вашингтонским Пактом от 15 апреля 1935 г. … (Пакт Рериха) и которые являются Сторонами в настоящей Конвенции, … дополнит Пакт Рериха».

 Аналогично Вашингтонскому Пакту, Конвенция 1954 г. предусматривает возможность внесения культурных ценностей в специальные реестры: в Гаагской Конвенции предусмотрено создание Международного Реестра (ст. 9), куда заносятся культурные ценности, за счет чего им предоставляется иммунитет от враждебных актов.

Таким образом, можно утверждать, что Пакт Рериха занимает центральное место в области защиты культурных ценностей во время вооруженных конфликтов: он был первым международным договором подобного рода, значительно расширил прежние положения касательно культурных ценностей и предусмотрел обязанность их защиты со стороны государства, воюющих сторон, представил специальный отличительный знак для обозначения подлежащих защите культурных ценностей, предусмотрел создание реестров культурных ценностей. Что особенно важно, Пакт Рериха значительно повлиял на Гаагскую конвенцию 1954 г. о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов, которая в настоящее время является основным международным договором в данной сфере. Она переняла многие положения Пакта, которые, найдя в ней отражение, были существенно усовершенствованы и дополнены Протоколами к Гаагской Конвенции 1954 г.


[1] Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов [Текст] / Э. Ваттель. - М. : Госюриздат, 1960. - 719 с.

[2] Богуславский М.М. Пакт Рериха // «Наука и жизнь», N 6, 1975 г. – с. 16

Поделиться статьей

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся