Список литературы

В тихом омуте Индийского океана

18 Октября 2015
Распечатать
В июле 2015 года ШОС приняла решение о начале процедуры приема Индии и Пакистана в члены организации. Интересное совпадение, но фактически в это евразийское политическое братство будут входить четыре государства, обладающих ядерным оружием. Индию двое старых членов ШОС, Россия и Китай, знают по БРИКС, так что теперь трое давних знакомых будут еще больше общаться и еще чаще собираться. Выйдет ли из этого общения «entente cordiale», на которое, как показывает история, шансы крайне малы? Хочется надеяться, что сердечное согласие и взаимопонимание в семье ШОС не омрачится мелкими (и не очень мелкими) ссорами ее отдельных членов. Как бы то ни было, военно-политическое значение Индии на глобальной арене долгое время оставалось недооцененным, и многочисленные современные исследования ее военной доктрины наверстывают лакуну в понимании.
 
Новый южно-азиатский тигр – это не только 7-й в мире ВВП, но еще и серьезная военная мощь с железными зубами и когтями. Долгое время Индию считали державой регионального, если не локально-провинциального пошиба, а потому ее военную доктрину и стратегические аппетиты тоже рассматривали сугубо в региональном контексте. Но, может быть, безопасность в Южной Азии как части АТР – это как раз тот случай, когда от ситуации в регионе зависит ситуация в мире?
 
Новое понимание истинных желаний и намерений приходит постепенно и поэтапно. Интересным для переосмысления или по крайней мере для размышления материалом стали книга «India's Doctrine Puzzle: Limiting War in South Asia» (Загадка индийской доктрины: ограниченная война в Южной Азии) Али Ахмеда и объемная статья «Murky Waters: Naval nuclear dynamics in the Indian ocean» (Мутные воды: динамика развития военно-морского ядерного потенциала в Индийском океане) Искандера Рехмана. 
 
Стоит сразу оговориться: обе работы не являются исчерпывающими, фундаментальными исследованиями по проблематике индийской военной доктрины и ядерной доктрины в частности. Ограниченность (или намеренное ограничение) предмета исследования – это основной вид камней, летящих в огород Али Ахмеда, который рассматривает военную доктрину Индии только в рамках индо-пакистанского конфликта, причем без учета пакистанской версии концепции «ограниченной войны».  Но иногда за одну строчку любишь всю песню или все стихотворение. Так же и с «India’s Doctrine Puzzle». Ее автор, ссылаясь на Яна Кларка, приходит к выводу, что ядерное оружие – это не панацея от конфликтов, его сдерживающий фактор предохраняет только от тотальной войны, но никак не от войны ограниченной, локальной, марионеточной, гибридной. Выдвигаемый тезис о наступательном характере доктрины «Холодное начало» (2004) представляется весьма спорным, однако анализ факторов, которые обусловили предшествовавшие ее рождению эволюцию, убедительно доказывает, что за последние двадцать лет Индия стала уже больше, чем региональной державой.
 
Искандер Рехман продолжает идею о том, что ядерным оружием сейчас никого не удивишь и не сдержишь. Автору «Murky Waters» удалось вырваться за каноны описания индийской и пакистанской военной мощи в контексте эпического противостояния Индии и Пакистана, эдакой современной политической «Рамаяны», и найти свежий ракурс. Исследовательская инвентаризация ядерных потенциалов стран АТР, в частности Индии, Пакистана и Китая позволяет отказаться от некоторых стереотипов, сложившихся еще на студенческой скамье, например, от представления о назначении индийского ядерного оружия и о феномене ядерного сдерживания как таковом. Уже сам предмет исследования – стремительное усиление ядерных потенциалов Индии, Пакистана и Китая в море и вытекающая из этого «нуклеаризация» Индийского океана – являются откровением (возможно, субъективным). 
 
Тот факт, что Дели провела успешные испытания ракет Dhanush и теперь бодро идет к пополнению своих арсеналов стратегическим ядерным оружием (дальность 3500 и 5000 километров), однозначно свидетельствует о расширении горизонтов интересов и необходимости эти интересы защищать. Впрочем в современном мире укрепление национальной безопасности отдельно взятого государства зачастую обеспечивается ценой дестабилизации нескольких других государств или целого региона. Как это ни грустно, о том, что ядерное оружие – это серьезно и опасно, помнят разве что выцветшие плакаты советских времен, сохранившиеся в школах, где давно не делали ремонт. Еще одно переосмысление (возможно, такое же субъективное) связано с ядерным фактором и его дестабилизирующими последствиями для безопасности в регионе, которые, как показывает на примере холодной войны, ставшем уже теорией, Искандер Рехман, приводят к росту конфликтогенности, недоверия и тревожности и учащению столкновений с использованием обычных вооружений. Впрочем, с учетом успешно реализуемых Дели и Исламабадом мер по укреплению доверия на границе есть надежда, что стороны преодолеют опасную логику гонки вооружений и смогут «улыбнуться тому, кто сидит в пруду».
 
«Murky Waters» и «India’s Doctrine Puzzle» - не единственные и точно не самые всеобъемлющие работы о военной мощи южно-азиатского тигра, о военно-политических отношениях Индии, Пакистана и Китая и о безопасности в этой части Азиатско-Тихоокеанского региона. Тем не менее, они заслуживают того, чтобы быть занесенными в список чтения. Об АТР сейчас больше говорят как об экономическом центре силы, цветущем огнями небоскребов Шанхая, Сингапура, Мумбаи. За внешним благополучием и стабильностью могут скрываться серьезные противоречия и военно-политическая напряженность. Термин «бурно развивающаяся экономика», первая ассоциация при упоминании Индии, – это все-таки пережиток колониализма, когда в стране видели рынок сбыта, дойную корову. Индия не дойная корова, а тигр. С зубами и когтями. 
 
Поделиться статьей

Текущий опрос

У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся