Блог Бранимира Видмаровича

Что для хорватско-сербских отношений значит встреча двух президентов?

6 марта 2018
Распечатать

12 февраля 2018 г. Хорватию с официальным визитом посетил президент Сербии Александр Вучич. При сохраняющейся напряженности в отношениях Загреба и Белграда и росте националистических настроений в Хорватии событие выдалось достаточно любопытным. Тем более что приглашающей стороной выступила президент Хорватии, Колинда Грабар-Китарович.

Любимица консервативной публики буквально взорвала общественность и весь истеблишмент, пригласив сербского коллегу через три дня после того, как Хорватию сотрясла очередная «буря в стакане», вызванная сербской выставкой в ООН, посвященной жертвам концлагеря «Ясеновац». Представители правых и левых партий, аналитики и журналисты в один голос жестко осудили «предательство» президента. Одни призывали заставить Вучича принести извинения за агрессию и его прошлое, другие — подать на него в суд за геноцид, третьи же настаивали на том, что президент должна немедленно отменить визит и извиниться перед хорватским народом за нанесенное оскорбление.

vucicgrabar.jpg

AP

В Белграде все было намного спокойнее. Политики и СМИ Сербии позитивно оценили визит Вучича в Загреб. Лидер партии «ЛДП» Чедомир Йованович даже попытался охарактеризовать происходящее как достижение внешней политики Вучича. Негативную атмосферу создавали лишь перепечатки хорватских мнений и реакции на них — тут особо отметился сербский министр обороны Вулин. Однако в общей атмосфере можно было уловить, что встреча с хорватским президентом рассматривается не в двустороннем, а в европейском контексте.

Несмотря на то что визит скорее напоминал шоу — с демонстрациями, кричащими вслед Вучичу депутатами, полицией, вооруженной противодронными пушками и всматриванием в каждый жест, — по итогам он оказался ни о чем. Безусловно, тем для обсуждений было много, и все они были острыми. Была выражена забота о положении меньшинств в двух странах и поставлена задача розыска пропавших без вести. Вучич вручил хорватскому президенту целый стол архивных книг с записями рожденных и умерших, которые были увезены в Сербию после операции «Буря» в 1995 г. Прозвучали призывы к религиозному диалогу католиков и православных. И все же оба президента честно признались, что по подавляющему большинству вопросов они не достигли взаимопонимания. Позитивные сдвиги были отмечены только в экономике. Обременяющие проблемы военного прошлого было решено не затрагивать.

На деле сторонам не нужны были никакие революции и прорывы. При нынешнем образе мышления населения и элит они в принципе невозможны. Оба президента, хоть и с разными ожиданиями, данный спектакль сыграли исключительно для брюссельского зрителя.

В отличие от хорватских коллег, сербские элиты давно поняли пользу многостороннего прагматизма. В последние годы на Сербии сосредоточились взоры ЕС, Китая, США и Турции. Последняя, как отмечают аналитики, даже переместила фокус с Боснии и Герцеговины на экономические отношения с Сербией. В этом смысле, очевидно, что опубликованную накануне Стратегию ЕС по расширению на Западные Балканы Белград воспринял если не всерьез, то как минимум в качестве дополнительного бонуса. В Белграде, видимо, решили, что лучше на «всякий пожарный» вести диалог — пускай и пустой. Это не помешает, а может, и даже укрепит имидж Сербии среди инвесторов.

В кабинете президента Хорватии, по всей видимости, забили тревогу: при сохраняющихся территориальных и других проблем с соседями Загреб может оказаться в позиции регионального маргинала в ЕС. Бравируя или нет, на пресс-конференции Вучич прямым текстом заявил, что поддержка Хорватии при вступлении в ЕС ему по большому счету не очень нужна. Собственно, в процессе присоединения Сербии к ЕС главная проблема Белграда состоит в нормализации отношений с Приштиной.

Поэтому в свете вышесказанного и надвигающегося президентства Хорватии в Совете ЕС в 2020 году Грабар-Китарович поняла, что необходимо срочно начать создавать имидж конструктивного игрока и перетащить одеяло на себя. Проиграв территориальный арбитраж со Словенией, Хорватию перед вступлением соседей в ЕС ожидает еще целая вереница юридических неприятностей, позитивный исход которых не удастся решить предвступительным шантажом. Тут и вопрос Боснии и хорватского меньшинства. Доступ Белграда к решению ее судьбы после возможного вступления Сербии в ЕС — страшный сон всех хорватских элит.

Это в первую очередь обусловлено экзистенциальными страхами. Огромный хорватский политический класс, включая общественные дотационные организации и деятелей разных мастей, сделали карьеру на муссировании «сербского вопроса». Вступление Сербии в ЕС может привести к нормализации отношений и к потере raison d'être, сопровождаемой лишением голосов, статуса и денег.

Уже появилось парадоксальное мнение о том, что лучше бы Западу «отдать» Сербию России, нежели марать клуб «белой кости» Белградом. Поэтому для Сербии, по всей видимости, весь процесс вступления будет беспрестанным поводом для толстого политического троллинга в адрес Загреба.

На пресс-конференции Вучич поздравил Грабар-Китарович «за проявленное мужество». В то же время часть избирателей уже высказалась против ее поддержки на следующих выборах. Но при всех проблемах хорватской политики Грабар-Китарович, в отличие от остального истеблишмента, чувствует, куда дует ветер. По всей видимости, она осознает, что запросы хорватского общества и политические тренды в корне ограничивают ее внешнеполитические амбиции и делают ее сожительство с нынешними и будущими правящими кругами невозможным. С премьер-министром Пленковичем и МИД у нее давно наметился разлад во внешнеполитических и системных взглядах. Поэтому приглашение Вучича — скорее шаг в сторону ее будущего на других международных площадках, где от лидеров маленьких государств ожидают либерализм и конструктивизм.

Но кому бы ни отдали предпочтение избиратели в Хорватии, это никак не повлияет на балканскую повестку ЕС. Выбор ясен: зацикливаться на своей исключительности и обиженности в состоянии Голлума или перестроиться и принять европейское будущее. Тем более что оно лучше того, чем сейчас дышит регион.

Для России перспектива форсированного сожительства Сербии и Хорватии с «котами в мешке» не сулит каких-либо качественных изменений. Проблемы останутся, разве что уже будет сложнее взывать к «православному братству», так как Сербия обязательно постарается использовать свое положение для улучшения переговорной позиции. С другой стороны, если Сербия и другие страны Западных Балкан войдут в ЕС, то европейский Энергетический союз распространится на весь регион. Если не произойдет кардинальных изменений, то российский газ к тому времени будет основным энергоносителем в Европейском союзе, и Брюсселю придется вести газовый диалог с Москвой уже с совсем других позиций.

Хоть и не хотя, Хорватия и Сербия поняли указку Брюсселя и сделали маленький символический шажок в сторону более спокойных Балкан.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся