Via Militaris & Via Egnatia

Коррупция по-балкански

20 Июня 2012
Распечатать

По данным на 2010 год самой коррупционной страной является Босния и Герцеговина (БиГ) – 20,7% населения здесь дают взятку в среднем раз в году. На втором месте – Албания (19,3%), далее идут:

Хорватия - 11,2%

Косово - 11,1%

Черногория - 9,7%

Сербия - 9,3%

Македония - 6,2%

 

Формы взяточничества традиционны. 68% облегчают общение в приёмных деньгами, 22-23% - ракией и плескавицей (то есть, продуктами питания), остальные – или другими материальными ценностями, или ответными услугами.

 

Обращает внимание то, что Косово в этом списке – далеко не лидер, как многие могли бы подумать. И это – при всех обвинениях в транспортировке органов и наркотиков. Более того, косовары опережают респектабельную, почти вступившую в ЕС, Хорватию.

 

Но больше удивляет первое место Македонии. Эта небольшая страна, у которой нет морского побережья и близости к развитым экономикам запада, но есть замороженный этнический конфликт и беспокойные соседи – просто рай для криминальной экономики. Население же, кажется, демонстрирует удивительную добросовестность.

Дело как водится, не в количестве, а в качестве. Средняя сумма взятки в Македонии составляет 470 евро или 144% зарплаты! Для сравнения:

Хорватия - 280 евро, 27% з/п

Черногория 233 евро, 50% з/п

Косово - 179 евро (данные не представлены)

Сербия 165 евро, 35% з/п

БиГ - 112 евро, 28% з/п

Албания - 43 евро, 14% з/п

 

Итак, для оплаты какой-то бюрократической услуги, нужно потратить полторы средние зарплаты. Неудивительно, что доля «подкупного товарооборота» по отношению к ВВП у Македонии – первая в регионе.

Македония – на взятки уходит 14,4% от (ВВП - 16,94 млрд. долл.)

Косово – 10,0% (11,97 млрд. долл.)

Черногория – 4,9% (6,95 млрд. долл.)

Сербия – 4,0%  (65,93 млрд. долл.)

Босния и Герцеговина – 3,5% (32,59 млрд. долл.)

Албания – 1,6% (23,86 млрд. долл.)

 

Эта картина  полностью соотносится с особенностями административного устройства Македонии. Сравним её с лидером по коррупционности - Боснией и Герцеговиной, также имеющей этнополитические проблемы. БиГ формально имеет федеративное устройство. Но де-факто в рамках одного государства существует ещё два со своими собственными бюрократиями (Республика Сербская и мусульмано-хорватская федерация). Громоздкий запутанный механизм даёт снижение «ценности» одной отдельной взятки.

 

В Македонии – также смешанное население, но унитарная республика. Страна разделена на 8 административных единиц. Из них одна – с подавляющим преимуществом албанского населения (ок. 73%), три – с весомым меньшинством (23-37% албанского населения). Отдельная административная единица – столица Скопье (66,7% македонского населения, 20,4 – албанского).

 

Этническая неоднородность провинций порождает этническую неоднородность бюрократии. Вероятность того, что в неком кабинете по разные стороны стола встретятся албанец и македонец, возрастает. Македонцы и албанцы могут ходить по разным сторонам улиц и учиться в разных университетах (хотя и это не спасает от трагедий), но в кабинетах – или платить, или ждать. А поскольку в провинциях зачастую и кабинет – один, отдавать за услуги лучшего качества, приходится много.

 

Конечно, позволить себе такую роскошь могут только те, кому это очень нужно – бизнесмены, зажиточные крестьяне и дельцы разных мастей. Таковых априори меньше, но свое дело им нужно развивать и оберегать – отсюда всего 6% взяточников, но целых 14% ВВП. Остальные граждане, получается, либо выключены из социальной жизни, либо довольствуются малым.

 

Практика показывает, что для того, чтобы заставить мультинациональную бюрократию быть цивилизованной, нужна либо хорошая экономика, либо гармония в отношениях, идущая от развитого политического сознания. либо, на худой конец, единые нормативы Европейского Союза. В Македонии и то, и другое, и третье – отсутствует. Зато есть мыльный пузырь теневой экономики. Вечно такой перекос существовать не будет. Благосостояние граждан может вырасти, и ценность взятки автоматически снизится – конечно, если покупатель и продавец услуги найдут общий язык. Возможен другой вариант – взятка станет более доступной, но не настолько, чтобы воспринимать это как данность. В этом случае будет расти недовольство, грозящее этносоциальным взрывом. Но даже при текущем состоянии экономики и зарплат – как долго будет оставаться стабильным общество, где для того, чтобы откупиться от полиции, необходимо копить два месяца? 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся