Популярное в блогах

Дискуссионный клуб

Блог членов РСМД

Блог экспертов РСМД

Песочница

Дайджест РСМД

Все блоги

.

Блоги

Андрей Лямзин, Блог Андрея Лямзина
26 ноября
2016

"28 панфиловцев" - как в СССР, только лучше!

Мне не хотелось бы здесь вступать в дискуссию о том, было это или не было, миф это или не миф. Практически любое прошлое рано или поздно становится мифом, хотим мы этого или нет. Скорее даже хотим, иначе этого бы не происходило. О причинах и механизмах этого явления очень убедительно пишет в своей работе, заочно мною обожаемая Александра Талавер.

 

Я лишь поделюсь некоторыми наблюдениями и соображениями по горячим следам.

 

Прежде всего, следует сказать, что если бы этот фильм вышел в пору моего детства-юности, году так в 1986-м, я и мои друзья, думаю, пищали бы от восторга. Прежде всего потому, что лента несравненно более технически совершенная, чем всё снимавшееся тогда. По полю ездят  и месят окопы настоящие Панцер-III и Панцер-IV. Винтовки и пушки стреляют, самолёты летают, пулемёты строчат. Даже звездочки на шапках красноармейцев "правильные" - эмалевые. Вся техника, форма и знаки различия соответствуют периоду. Что может быть лучше?

 

В техническом плане лучше тогда не могли. 

 

"28 панфиловцев" показывают и лучшую армию. Армию в лучших советских традициях, в духе фильмов про Максима Перепелицу. Только ещё лучше. В фильме воспроизведён старый соцреалистический принцип безконфликтности, который подразумевает конфликт положительного героя с ещё более лучшим. В новом российском фильме конфликтов в среде красноармейцев вообще нет. Никаких. Даже в иконе стиля - картине "Два бойца" (1943) был конфликт между героями Марка Бернеса и Бориса Андреева. А тут всё спокойно, как в хорошей патриархальной семье. Только командиры и комиссар Клочков иногда по-отечески наставляют бойцов.

 

Солдаты обращаются друг к другу уважительно, часто по имени-отчеству, не сквернословят, не пьют. Опрятны, трудолюбивы. О женщинах не думают. Во всяком случае, никак это не демонстрируют. Тема любви в фильме длится минуты полторы, в сцене прощания бойца и девушки. Впрочем, какого рода эта любовь, понять трудно. Так могли прощаться и брат с сестрой. Тема религии тоже звучит не больше минуты, когда читает молитву один боец с характерной шевелюрой, напоминающей дореволюционного приказчика. Наверное, бывший царский поручик.

 

Впрочем, может быть это и не плохо. Кино последних лет уже перекормило зрителя запретными в советские времена "сладостями".

 

В целом, подача материала никак не выбивается из советского канона, даже выглядит ещё более аскетично.

 

Совершенно традиционно выглядит сцена боя, которой отведено 2/3 экранного времени. Но выглядит красиво. Это следует признать. Вообще, весь фильм снят очень красиво. Почти каждый кадр можно смело помещать на компьютерные фотообои. Без преувеличения. Там красивые бревенчатые дома с резными наличниками, красивые седобородые старики провожающие солдат, красивые снега, высокое небо, грозные танки. И всё очень стерильно. Никакого мяса, крови и кишок. С определённого момента я даже начал ждать, когда же я увижу хоть одну каплю крови? И увидел, один раз, когда отвозили раненых на подводе. 

 

Противник показан образцово стереотипно. Похожие на тонконогих насекомых немецкие пехотинцы бегут, падают, гибнут десятками, не замечая русских пулемётов. Чрезвычайно интересно что за весь фильм вы не увидите ни одного лица неприятеля. Они все закрыты шарфами. Немецкие танкисты показаны со спины или сбоку. Более-менее крупно видно только в одном эпизоде, когда немецкий танкист пытается выбраться через боковой башенный люк, но советский солдат быстро заталкивает его обратно пинком и бросает бутылку с зажигательной смесью. Так быстро, что не успеваешь ничего толком рассмотреть.

 

В конце концов враг отступает, наших остаётся мало, но они уже "стяжали право быть непобедимыми". Это понимаешь умом, но не получается сопереживать по-настоящему. Бескровный поединок своих и чужих воспринимается как своеобразный суровый вид спорта, где ты болеешь за наших, но не всегда различаешь игроков.

 

Причины этого понятны. В моём представлении, секрет идеального фильма составляют четыре компонента: 1) Деньги, 2) Актёры, 3) Сценарий, 4) Режиссура. В данном случае, народный краудфандинг помог сделать маленькое чудо. Денег хватило на все технические элементы. К актёрам тоже претензий нет. Надо сказать, что лица и типажи подобраны очень хорошо, без всякого любимого ныне модернизаторства. И играют неплохо, в предлагаемых обстоятельствах. Но последние два пункта вызывают вопросы. Сценарий, весьма аскетичен. И потому даже имеющиеся актерские возможности раскрыть не получается. Играть им просто нечего. И режиссер не ставит им никаких особенных задач. Просто сражаться и умирать.