Блог Алексея Тетерюка

Отношения между Москвой, Нью-Дели и Кабулом в контексте афганского “фактора 2014 года”

21 Марта 2014
Распечатать
Поделиться статьей

Быстрые изменения в системе международных отношений предоставляет возможность для государств по-новому взглянуть на свою внешнюю политику, открывая перспективы поиска новых и укрепления старых партнерских связей. Для России потенциальными партнерами в Центральной и Южной Азии являются Афганистан и Индия. Усиление влияния России в этих регионах актуализируется выводом коалиционных войск из Афганистана в 2014 г., что может привести к резкому ухудшению военно-политической обстановки не только в этой стране, но и, возможно, во всем центрально-азиатском регионе в случае прихода к власти движения “Талибан”. Одним из способов нивелирования этой угрозы могло бы в перспективе стать формирование треугольника Москва – Дели - Кабул.

 

Рассматривать проблему Афганистана в контексте “фактора 2014 года” необходимо с учетом позиций и интересов наиболее значимых акторов, непосредственно влияющих на ситуацию как в самом Афганистане, так и вокруг него. Среди этих акторов Россия и Индия. На текущий момент обе страны не рассматриваются кабульским правительством как недружественные и сохраняют с ним позитивные отношения. Россия, имея за собой исторический опыт тесного советско-афганского сотрудничества, смогла за время антитеррористической кампании проводить достаточно гибкую политику в отношении официального Кабула и, опираясь на активный диалог с Хамидом Карзаем, не допустить серьезного ухудшения отношений. Индия имеет с Афганистаном соглашение о стратегическом партнерстве и является шестым по объему донором гуманитарной помощи, инвестируя огромные средства в восстановление страны. Активно используя политику “мягкой силы”, Индия за много лет стабильного сотрудничества смогла создать позитивный имидж в глазах афганского населения.

 

В контексте “фактора 2014 года” угрозы распространения терроризма и наркотиков становятся как для РФ, так и для Индии все масштабнее. Оба государства осознают это и стремятся воздействовать на развитие ситуации в регионе. Россия делает это посредством участия в деятельности ОДКБ и ШОС  и укрепления своих позиций в бывших социалистических республиках. Индия – через поддержание мирного диалога со странами региона и объединение усилий для борьбы против террористической угрозы, а также наращивание объемов гуманитарной помощи Исламской Республике Афганистан (ИРА). Значительно возросшее за последний год число официальных встреч и заявлений не может не являться знаком того, что Индия начала проводить активный внешнеполитический курс в отношении афганского государства.

 

При анализе ситуации вокруг Афганистана необходимо также учитывать отношения между Индией и Россией, которые во времена СССР можно было назвать союзническими. Несмотря на определенный спад активности в отношениях между странами в 1990-х гг., сегодня они развиваются динамично. По мнению ряда экспертов, российско-индийские отношения сегодня представляют собой единственное стратегическое партнерство с реальным наполнением.[1] Хотя обе страны являются региональными державами, между ними нет расхождений относительно принципов  “нового мироустройства”. Внешнеполитические курсы обоих государств исходят из предпосылки о недопустимости установления однополярного мира, что предполагает независимость и уважение суверенитета каждого государства.

 

Как представляется, сегодня существует возможность для формирования уникального трехстороннего взаимодействия между Москвой, Нью-Дели и Кабулом. Анализ его перспектив и потенциала логично начать с характеристики состояния двусторонних отношений между странами.

Индийско-афганское направление

Отношения между Индией и Афганистаном носят союзнический характер, что является результатом прагматичного подхода Нью-Дели к выстраиванию диалога с официальным Кабулом. Индия стремится поддерживать контакт с афганским государством, осознавая, что ее стабильность и безопасность во многом зависят от ситуации в сопредельном регионе, в частности, от прекращения вооруженной борьбы на территории ИРА. По мнению индийских политиков, благодаря афганскому конфликту террористы, оружие и наркотики фактически свободно перемещаются в Пакистан и далее в приграничные индийские территории.

 

Политика в отношении Исламабада является еще одной важной причиной стремления Индии развивать сотрудничество с Кабулом. Установление прочных политических и торгово-экономических связей  с Афганистаном рассматривается Индией как инструмент ослабления влияния Пакистана.[2] Экономический аспект двусторонних отношений представляет для стран особую важность. Индия считается крупнейшим донором гуманитарной помощи Афганистану. Еще в годы гражданской войны Нью-Дели осуществлял поддержку антиталибских сил, оказывая помощь Северному альянсу[3]. С 2001 г. Индия продолжает активно и стабильно инвестировать в развитие экономики ИРА и уже потратила на гуманитарные проекты более 2 млрд. долларов. Сегодня на территории Афганистана работают несколько тысяч индийских граждан и десятки компаний, выполняющих различные проекты по восстановлению республики. Индия остается в числе немногих стран, заявляющих на официальном уровне о поддержке ИРА после 2014 г.[4] Это демонстрирует незаинтересованность Индии в ослаблении позиций кабульского правительства и приходе к власти сил талибов, о чем неоднократно заявляли как индийские эксперты, так и премьер-министр страны Манмохан Сингх.[5]

 

Еще одним важным связующим звеном в двусторонних отношениях является ресурсный вопрос. Согласно энергетическому прогнозу на 2040 г., сделанному компанией «ЭксонМобил» (ExxonMobil), спрос на энергию в будущем увеличится как минимум на 30%.[6] Сильнее всего потребность в энергии будут ощущать страны, не являющиеся членами ОЭСР[7], поскольку согласно прогнозам именно их экономики будут расти гораздо более высокими темпами, чем экономики стран-членов организации. Не все страны данной группы, в том числе Индия,  способны удовлетворить потребность в энергии за счет собственных ресурсов. Центрально-азиатский регион занимает приоритетное положение в энергетических интересах Нью-Дели:  углеводородные ресурсы в странах региона могут способствовать укреплению ее энергетической безопасности в ближайшей перспективе до 2025 г.. В связи с этим  Афганистан является для Индии “воротами” в Центральную Азию.[8]

 

С самого начала помощи Афганистану  Нью-Дели отдавал приоритет политике “мягкой силы”, инвестируя огромные средства в строительство, промышленность, совместное производство кинопродукции и обучение афганских студентов по обмену. За 13 лет это помогло Индии, в отличие от США,  расположить к себе афганскую общественность. Предоставление помощи в строительстве нового здания парламента   к концу 2013 г. и приглашение более 100 афганских парламентариев пройти краткосрочное обучение парламентскому опыту Индии[9] свидетельствует о глубоком доверии между двумя государствами. Важной нитью, связывающей обе страны, является также взаимная торговля. Импорт товаров из Индии составляет более 500 млн. долл (около 10% всего импорта) и продолжает расти. Ссылка на цифры. Происходит своеобразное привыкание национальной экономики ИРА к бесперебойному притоку денежных и материальных средств со стороны Индии.

 

За последние несколько лет индийско-афганские отношения серьезно сместились в сторону стратегического военного партнерства. С 2009 г. участились заявления представителей обоих государств касательно усиления сотрудничества в борьбе с терроризмом. В 2011 г. они подписали соглашение, по которому Индия обязуется поставлять Афганистану разведывательные вертолеты и оказывать помощь в подготовке квалифицированных кадров.[10] После подписания соглашения в Нью-Дели неоднократно заявляли, что Индия будет помогать Афганистану в деле восстановления страны и после 2014 г..[11]

 

В мае 2013 г. появились первые сообщения касательно того, что Индия рассматривает вопрос о поставках в ИРА военной техники.[12] По соглашению 2011 г. Нью-Дели обязуется поставлять в Афганистан так называемые грузы нелетального характера. Однако официальные представители Индии в исламской  республике дали понять, что вопрос о поставках летальных грузов будет обсуждаться в рамках визита Хамида Карзая, который, по словам его пресс-секретаря, “будет просить от Индии все виды военной помощи для укрепления вооруженных сил и органов правопорядка”.[13] Тем не менее, по завершении визита президента Афганистана никакой информации касательно вопроса вооружения афганской армии в СМИ не было.

 

26 ноября 2013 г. правительство ИРА направило Индии письмо с просьбой о возможной передаче выводимой ею из арсенала военной техники. Вооружение и техника необходимы Афганистану, чтобы быстро укрепить собственные силы безопасности в связи с выводом войск НАТО после 2014 г.[14] Стоить отметить, что это уже третий запрос подобного рода, поступивший в 2013 г.[15] Складывается впечатление, что Афганистан начинает испытывать большую потребность в военной продукции и рассматривает Индию в качестве естественного союзника в решении этого вопроса.

 

Индийские чиновники крайне осторожно реагировали на запросы Карзая, ссылаясь на нехватку оборудования и возможное нарушение прав интеллектуальной собственности российских производителей. Более же вероятной причиной являются опасения, что индийское оружие может попасть в руки талибских боевиков. Кроме того, передача военного оборудования и техники будет рассматриваться другим региональным игроком, Пакистаном, как шаг к  укреплению влияния Индии в регионе, что неизбежно повлечет за собой  эскалацию давнего конфликта. Этому может способствовать и то обстоятельство, что в августе 2013 г. на спорной территории, в Кашмире, произошел ряд столкновений между индийскими войсками и боевиками «Талибана». Вероятно, пакистанская разведка начала использовать талибов для разжигания очагов боевых действий на спорных с Индией территориях. Главная опасность, согласно индийским источникам, состоит в том, что талибы являются более обученной и серьезной силой, чем кашмирские боевики. Поэтому нельзя исключать того, что для борьбы с ними Индии необходимо будет проводить крупные операции и запрашивать помощь у афганских командиров, имеющих опыт борьбы против вооруженной талибской оппозиции. Ссылка на упомянутые индийские источники.

Российско-афганское направление

Российскую Федерацию необходимо включать в число ключевых акторов в центрально-азиатском регионе. Благодаря уникальным природным ресурсам, историческим и геополитическим данностям ядерной нефтяной державы, Россия способна оказывать самое непосредственное влияние на политико-экономическую ситуацию в странах Центральной Азии и, в частности, в Афганистане.[16] Следует отметить, что Афганистан, и, в особенности, его северные территории, находятся в зоне традиционных геополитических интересов Росси. Во время гражданской войны СССР активно поддерживал режим Наджибуллы, а также войска “Северного альянса”, обеспечивая их вооружением и военной техникой. СССР считался для ИРА “старшим братом”, а отношения между Москвой и Кабулом носили дружественный характер. Сегодня состояние отношений между Москвой и Кабулом в целом можно охарактеризовать как позитивное. Как отмечается в  докладе «РЭНД корпорейшн»  2012 г., посвященном политике США в Центральной Азии, российское влияние на Афганистан в перспективе очень велико, поскольку население и политическое руководство страны благожелательно настроены в отношении России.[17]  Несмотря на то, что РФ была первым государством, поддержавшим США после терактов 11 сентября и оказавшим помощь в осуществлении антитеррористической операции, российские войска так и не ступили на афганскую территорию. В то же время Россия следила за развитием ситуации в ИРА, подвергая критике действия войск коалиции (за допущение жертв среди мирного населения), и проводила встречи между официальными представителями обоих государств.

 

В преддверии 2014 г. двухсторонний диалог между странами интенсифицировался, а проблемы терроризма, распространения экстремизма и наркотрафика стали как никогда актуальными. На состоявшихся в январе 2011 г. переговорах между президентами России и Афганистана было заявлено, что внешнеполитическая позиция РФ в отношении ИРА исходит из ее национальных интересов. Россия выступает за то, чтобы в Афганистане установился мир, чтобы страна развивалась экономически, сохраняя свою территориальную целостность и суверенитет. По завершении переговоров было подписано совместное заявление, в котором была зафиксирована главная принципиальная позиция России: приверженность становлению Афганистана в качестве стабильного, независимого и процветающего государства, свободного от таких общих вызовов в регионе, как терроризм и наркопреступность.[18] В 2013 г. диалог между государствами по вопросу безопасности в регионе продолжился. В сентябре 2013 г. Хамид Карзай посетил саммит ШОС в Бишкеке, на котором он встретился с Владимиром Путиным[19]. Главы государств обсудили вопросы борьбы с терроризмом и наркоугрозой, а также планы по расширению торгово-экономических связей. Владимир Путин заявил о готовности продолжать поддержку афганских сил посредством поставок вооружения и боеприпасов, отчасти на безвозмездной основе, а также путём подготовки афганских специалистов в российских военных вузах.

 

Осознавая угрозы, с которыми страна может столкнуться после вывода международного контингента, Россия стремится показать правительству Афганистана, что разделяет точку зрения касательно обеспечения безопасности региона и намерена оказать для этого соответствующую помощь. Содействие официальному Кабулу может осуществляться, во-первых, по линии снабжения вооружением и военной техникой, опираясь на исторический опыт. В 1980-х гг. Советский Союз за время присутствия в Афганистане потратил более 40 млрд. долл. на экономическую и военную помощь этой стране, в результате создав самую современную и боеспособную армию для действующего на тот момент режима.[20] Аналогов такой армии не было в регионе. Во многом это было достигнуто за счет поставок вооружения. До сих пор, по мнению ряда экспертов, афганские войска и полиция рассматривают советское оружие и технику как более эффективные и простые в эксплуатации, нежели западное.[21]

 

Во-вторых, экономическое сотрудничество между странами активно развивается. В мае 2012 г. в Москве состоялось первое заседание российско-афганской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.[22] Товарооборот между Россией и Афганистаном, согласно официальным данным, составил в 2011 г. 984,96 млн. долл., что является существенным приростом по сравнению с показателем 2010 г. (рост на 7,2%)[23]. В сентябре 2013 г. состоялось второе заседание этой комиссии.[24] Стороны активно работают над расширением сотрудничества в энергетической сфере. В рамках контракта с афганской энергетической компанией «ДАБС» (“DABS”) крупная российская компания “Технопромэкспорт” осуществляет ремонт гидроагрегатов электростанций, планируется заключение контракта, по которому Афганистан закупит у России 22 тысячи тонн топлива в рамках борьбы с повышением цен в стране.

 

В-третьих, важную роль играет политическое сотрудничество между обоими государствами. Непуштунские политические лидеры “Северного альянса” в Афганистане, опасаясь усиления позиций пуштунской группы, большинство представителей которой входят в движение “Талибан”, рассматривают Россию в качестве стратегического внешнеполитического партнера, который мог бы стать не только финансовым, но и военно-политическим союзником.[25] Этому способствует и тот факт, что Москва имеет тесные связи с целым рядом лидеров бывшего “Северного альянса”. Кроме того, РФ выступает против усиления позиций талибов, а также не зависит, как ЕС, от стратегии США в регионе и имеет значительные финансовые и политические ресурсы.

 

Россия уже осуществляет крупные шаги по укреплению взаимного доверия с правительством Афганистана. В 2013 г. было ратифицировано соглашение о размещении российских войск на афгано-таджикской границе. Согласно соглашению, 201-я российская военная база останется на территории Таджикистана до 2042 г.[26]Афганская сторона высоко ценит мнение России по вопросу о дальнейшем пребывании военного контингента НАТО на территории страны, а сам президент Карзай подчеркивает, что ход переговорного процесса между Кабулом и западными странами во многом зависит от позиции стран региона, в частности, России[27].

Российско-индийское направление

Отношения между Россией и Индией традиционно носят позитивный характер. Во времена существования СССР между обоими государствами не было вооруженных конфликтов, а торгово-экономическое и военно-техническое сотрудничество развивалось по восходящей. После провала 1990-х, когда традиционным очень тесным связям был нанесен большой урон, ситуация начала выправляться. Сегодня у Москвы сохраняются преимущества в конкуренции за Индию, поскольку индийцы в целом с симпатией относятся к России, вспоминая долгую историю поддержки.

 

Помимо того, что оба государства являются стратегическими партнерами[28], Россия и Индия понимают значимость  цивилизационных ценностей, являясь многонациональными и поликонфессиональными государствами. Это означает, что взгляды Росси и Индия по урегулированию таких фундаментальных проблем. как терроризм и сепаратизм совпадают.[29] Это объясняет согласованные позиции двух государств по афганскому вопросу. Российский образ страны, которая в любом случае не будет проводить проамериканскую политику, может быть выигрышным с точки зрения укрепления взаимного доверия между странами. Российско-индийское сотрудничество осуществляется в разных областях, от инвестиционного партнерства до обеспечения информационной безопасности[30].

 

За последние несколько лет состоялся ряд российско-индийских встреч на высшем уровне, в рамках которых обсуждались конфликтная ситуация в Афганистане и ее последствия для Центральной и Южной Азии. В декабре 2010 г. в Дели прошли  переговоры, посвященные афганскому кризису, в которых приняли участие президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Индии Манмохан Сингх. В совместном заявлении участников переговоров было отмечено, что стороны обеспокоены ухудшением обстановки безопасности в Афганистане. Кроме того, Россия и Индия отметили важность мер, направленных на решение афганской проблемы, особенно подчеркнув значимость проведения операций по борьбе с наркотрафиком. Особое внимание было уделено программе примирения: «стороны приветствуют политику афганского правительства, направленную на возвращение к мирной жизни лиц, отказавшихся от насилия, признавших Конституцию Афганистана и не поддерживающих связи с «Аль-Каидой» и прочими террористическими группировками”.[31]

 

Лидеры обоих государств обсудили перспективы укрепления и развития российско-индийского сотрудничества для выполнения региональных задач и приняли решение увеличить число консультаций по вопросам Афганистана. Были созданы совместная рабочая группа по противодействию международному терроризму, и совместная координационная группа советов безопасности, осуществляющая обмен информацией по Афганистану и обсуждающая вопросы противодействия угрозам терроризма.

 

Положительная динамика в отношениях двух государств сохраняется и сегодня. На основе  совместного заявления по итогам XIV российско-индийского саммита, прошедшего в октябре 2013 г., можно констатировать наличие широкого поля совпадающих интересов между Россией и Индией. Это касается также координации усилий и сотрудничества ввиду запланированного на 2014 г. сокращения международного воинского контингента[32].

 

Как было отмечено выше, важнейшую составляющую  отношений между государствами составляет экспорт вооружения, военной техники и систем вооружения. Из доклада, подготовленного Российским советом по международным делам, следует, что Индия, являясь одним из наиболее крупных национальных рынков вооружения, серьезно настроена на “довооружение” армии[33]. По мнению индийских элит, это должно благоприятно сказаться  на обеспечении безопасности страны от внешних угроз. Такой подход  крайне выгоден  России, которая удерживает лидирующие позиции по объему экспорта вооружений и военной техники в эту страну. Так, портфель заказов на 2013 г. составил более 10 млрд. долл.[34] Почти треть всего импорта военной продукции проходится на Россию. Несмотря на то, что между государствами существуют много спорных вопросов, отрицательно сказывающихся на двусторонних отношениях (в частности,  частые задержки с поставкой российской стороной запчастей для закупленной военной техники, низкий товарооборот невоенной продукции и непостоянство диалога между странами), обе страны намерены наращивать положительную динамику. По мнению Андрея Володина, мировой финансово-экономический кризис, показав всю шаткость политической экономии однополярного мира, заставил обе страны действовать смелее и активнее, интенсифицируя переговорный процесс друг с другом.[35]

Перспективы  «треугольника»

Анализ двусторонних отношений между тремя странами обнаруживает наличие условий, необходимых для перехода к формату трехстороннего взаимодействия по ключевым проблемам региона, в частности, афганской проблеме. Среди наиболее актуальных общих вопросов -укрепление безопасности границ в своем регионе. Это предполагает, в частности, воспрещение проникновения экстремизма, терроризма и наркотиков на свою территорию. Для Индии, помимо этого, важным является недопущение дальнейшего распространения терроризма на соседний Пакистан, что угрожает эскалацией индо-пакистанского конфликта.

 

Перспектива прихода к власти вооруженной оппозиции и последующей “талибанизации” афганского государства, которая несет угрозу как центрально-азиатскому, так и южно-азиатскому регионам, создает уникальную возможность выработать оптимальный  формат трехстороннего взаимодействия по вопросам безопасности. Более того, это позволит России решить две другие важные проблемы: укрепление своих позиций в регионе и расширение военно-технического сотрудничества. Участие в трехстороннем взаимодействии способствовало бы:

 

- увеличению товарооборота и расширению экспорта продукции (военной, строительной сельскохозяйственной). Поскольку речь идет о длительных программах поставок и значимых объемах закупок, это будет иметь благоприятное воздействие на отечественную экономику;

 

- стимулированию импорта российского вооружения и техники, что позволит осуществить “довооружение” индийской армии и уменьшить опасения Нью-Дели касательно распространения терроризма из Пакистана. В свою очередь, это может способствовать расширению индийско-афганского сотрудничества после 2014 г.;

 

- развитие диалога между тремя региональными акторами может побудить к более активному сотрудничеству с РФ такие центрально-азиатские страны, как Киргизия и Таджикистан, для которых «Талибан» представляет реальную угрозу.

***

На текущий момент между Москвой, Нью-Дели и Кабулом не существует взаимодействия в формате треугольника,  что предоставляет Российской Федерации шанс проявить инициативу. Сама попытка осуществить подобный проект послужит сигналом к проведению более активных мероприятий по укреплению региональной безопасности и сотрудничеству для всех центрально-азиатских стран.  Активизация России на этом направлении положительно скажется на внешнеполитическом имидже страны и увеличит ее внешнеполитический ресурс.

 

1.      Афганистан нуждается в индийской военной технике и оружии [Электронный ресурс].URL: http://www.militaryparitet.com/ttp/data/ic_ttp/5887/

2.      Афганистан обратился к Индии с просьбой оказать помощь в ремонте и вооружений советского производства [Электронный ресурс]. URL: http://vpk.name/news/97152_afganistan_obratilsya_k_indii_s_prosboi_okazat_pomosh_v_remonte_i_postavke_vooruzhenii_sovetskogo_proizvodstva.html

3.      Богатуров А.Д. Центрально-Восточная Азия в современной международной политике // Восток. – 2005. – номер 1. – С. 102-118.

4.      Володин А.Г. Эволюция внешнеполитической стратегии Индии / МЭиМО. - №2. – 2013. С. 93-102.

5.      Дмитрий Медведев и Манмохан Сингх обсудили ситуацию в Афганистане. URL:  http://www.afghanistan.ru/doc/19123.html

6.      Индийская компания реализует энергетический проект в Афганистане [Электронный ресурс]. URL: https://afghanistan.ru/doc/64148.html

7.      Индия предоставит афганским ВВС разведывательным самолеты [Электронный ресурс]. URL: https://afghanistan.ru/doc/63501.html

8.      Индия и Великобритания продолжат помогать Афганистану после 2014 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.mezon.uz/central-asia-news/politika/13582-khamid-karzaj-vstretilsya-s-predstavitelyami-velikobritanii-i-pakistana-v-londone

9.      Казанцев А.А. Политика России в Центральной Азии после вывода войск из Афганистана [Электронный ресурс]. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/52681.html

10. Лунев С.И. Пакистан или Индия: выбор для России // Международные процессы. – 2011. – Том 9. – номер 2 (26). – Май-август.

11. Лунев С.И. Индия как один из новых центров глобального влияния // Сравнительная политика. – 2012. –номер 2. – С. 90-104

12. Максимов М. Индия и Афганистан: сотрудничество развивается. Азия и Африка сегодня. – номер 11. – 2003. С. 36-38.

13. Нижняя палата таджикского парламента одобрила дислокацию российской 201-й базы еще на 30 лет. URL: http://www.newsru.com/world/01oct2013/tadj201.html

14. Представители ТПП РФ и ДССАф участвовали в Кабуле в работе Российско-афганской межправительственной комиссии. URL: http://www.tpprf.ru/ru/news/about/index.php?id_12=43054

15. Серенко А.Н. Новый ‘Северный Альянс’ будет искать союзников в треугольнике Дели-Москва-Анкара [Электронный ресурс]. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/21693.html

16. Сикоев Руслан. Отношения России и Афганистана в новейшей истории. URL: https://afghanistan.ru/doc/21244.html

17. Совместное заявление по итогам XIV российско-индийского саммита «Дальнейшее углубление стратегического партнёрства в интересах мира и стабильности на планете». URL: http://www.kremlin.ru/ref_notes/1543

18. Рабочая тетрадь: тезисы о российско-индийских отношениях. 2013 год. URL:

/upload/wp_russiaindia_313.pdf

19.   Российско-индийские отношения. Российский совет по международным делам [Электронный ресурс]. URL: /inner/?id_4=2537#top

20. Российско-афганское торгово-экономического сотрудничество набирает обороты [Электронный ресурс]. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/22165.html

21. Тарин М. Назад в будущее: Новую модель отношений России и Афганистана нужно искать в 50-60-х годах прошлого века [Электронный ресурс]. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/54703.html

22. ExxonMobil. 2012 The Outlook for Energy: A View to 2040. URL: http://www.exxonmobil.ru/MENAEnglish/PA/Files/English_Energy_Outlook2013_Highlights.pdf

23. Jayshree, Bajoria. India-Afghanistan Relations. Council on Foreign Relations. July 22, 2009. URL: http://www.cfr.org/india/india-afghanistan-relations/p17474

24. Center for Asia Pacific Policy. RAND Corporation International Programs [Electronic resource]. URL: http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/occasional_papers/2012/RAND_OP387.pdf

 


[1]Российско-индийские отношения – единственное стратегическое партнерство с реальным наполнением /  Российский совет по международным делам [Электронный ресурс]. URL: /inner/?id_4=2537#top (дата обращения: 11.11.2013).

[2] Максимов М. Индия и Афганистан: сотрудничество развивается // Азия и Африка сегодня. – 2003. - №11. С. 36-38.

[3] Северный альянс - объединение ряда полевых командиров Афганистана, сформировавшееся в конце 1991 года как оппозиционная сила против Талибана.

[4] Президент Индии пообещал Афганистану поддержку после 2014 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/63489.html (дата обращения: 13.11.2013).

[5] “Талибанизация” Афганистана не отвечает интересам Индии [Электронный ресурс]. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/16881.html (дата обращения: 13.11.2013).

[6] ExxonMobil. 2012 The Outlook for Energy: A View to 2040. URL: http://www.exxonmobil.ru/MENA-English/PA/Files/English_Energy_Outlook2013_Highlights.pdf (дата обращения: 20.11.2013).

[7] Россия, Китай и Индия не входят в число членов ОЭСР.

[8]  Bajoria J. India-Afghanistan Relations / Council on Foreign Relations. - 2009. -  July 22. URL: http://www.cfr.org/india/india-afghanistan-relations/p17474 (дата обращения 11.11.2013).

[9] Афганские парламентарии пройдет стажировку в Индии [Электронный ресурс]. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/56657.html (дата обращения: 20.11.2013).

[10]Индия предоставит афганским ВВС разведывательным самолеты [Электронный ресурс]. URL: https://afghanistan.ru/doc/63501.html (дата обращения: 23.11.2013).

[11] Индия и Великобритания продолжат помогать Афганистану после 2014 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.mezon.uz/central-asia-news/politika/13582-khamid-karzaj-vstretilsya-s-predstavitelyami-velikobritanii-i-pakistana-v-londone (дата обращения: 23.11.2013).

[12] Афганистан нуждается в индийской военной технике и оружии [Электронный ресурс]. URL: http://www.militaryparitet.com/ttp/data/ic_ttp/5887/ (дата обращения: 02.12.2013).

[13] Там же.

[14]Список требований включил: 150 танков, 120 ед. 105-мм орудий ПА, большое количество 82-мм минометов, самолет ВТА Ан-32, две эскадрильи средних многоцелевых транспортных вертолетов (24 ед.) и ударных вертолетов (24 ед.). [Электронный ресурс]. URL: http://topwar.ru/36474-afganistan-prosit-indiyu-peredat-150-tankov-t-72-i-24-vertoleta-mi-35.html (дата обращения: 02.12.2013).

[15] Афганистан обратился к Индии с просьбой оказать помощь в ремонте и вооружений советского производства [Электронный ресурс]. URL: http://vpk.name/news/97152_afganistan_obratilsya_k_indii_s_prosboi_okazat_pomosh_v_remonte_i_postavke_vooruzhenii_sovetskogo_proizvodstva.html (дата обращения: 02.12.2013).

[16]См.  Богатуров А.Д. Центрально-Восточная Азия в современной международной политике // Восток. – 2005. – номер 1. – С. 102-118.

[17] Center for Asia Pacific Policy. RAND Corporation International Programs [Electronic resource]. URL: http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/occasional_papers/2012/RAND_OP387.pdf (дата обращения: 02.12.2013).

[18] Сикоев Р. Отношения России и Афганистана в новейшей истории. URL: https://afghanistan.ru/doc/21244.html (дата обращения: 02.12.2013).

[19] Хамид Карзай совершит визит в Бишкек, где посетит саммит ШОС [Электронный ресурс]. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/64126.html (дата обращения: 08.12.2013).

[20]Тарин М. Назад в будущее: Новую модель отношений России и Афганистана нужно искать в 50-60-х годах прошлого века [Электронный ресурс]. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/54703.html (дата обращения: 05.12.2013).

[21]Казанцев А.А. Политика России в Центральной Азии после вывода войск из Афганистана [Электронный ресурс]. URL:http://www.afghanistan.ru/doc/52681.html (дата обращения: 02.12.2013).

[22] Российско-афганское торгово-экономического сотрудничество набирает обороты [Электронный ресурс]. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/22165.html (дата обращения 14.11.2013).

[23] Там же.

[24]Представители ТПП РФ и ДССАф участвовали в Кабуле в работе Российско-афганской межправительственной комиссии. URL: http://www.tpprf.ru/ru/news/about/index.php?id_12=43054 (дата обращения 14.11.2013).

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся