Африканский континент в мировой политике

Что принесут миру теракты в Нигерии?

14 Июня 2012
Распечатать

В последние полгода в Нигерии участились террористические акты на религиозной почве. Только что, 10 июня, произошло ещё два взрыва в городах Джос и Биу, унесшие жизни 9 человек. Все они преимущественно совершены внутри или рядом со зданиями церквей и направлены против христианских верующих, составляющих большинство населения в южной части страны. Ответственность за эти теракты взяла на себя радикальная исламистская организация Боко Харам, на счету которой более тысячи погибших с 2010 года. Учитывая, что доли христиан  и мусульман в населении Нигерии примерно равны, и то, что страна в целом отличается колоссальным этническим разнообразием, данные террористические акты, хорошо спланированные и приведшие к массовым жертвам,   начинают вызывать рост напряженности между представителями двух конфессий. В перспективе они угрожают нарушением стабильности в стране и сползанием её в хаос и гражданскую войну между мусульманским сельскохозяйственным Севером и христианским нефтедобывающим Югом. Прецеденты за полувековую историю независимой Нигерии уже имеются – противоречия, возникшие при проведённом в своё время англичанами административном делении страны, вызвали массовые убийства представителей христианской народности игбо в мусульманских регионах страны в середине 1960-х гг. и привели к гражданской войне 1967-1970гг. Так что сегодня этноконфессиональные отношения внутри нигерийского общества похожи на бочку с порохом, и теракты Боко Харам  могут стать фитилём, способным её поджечь.

 

А ведь в Нигерии хватает и социально-экономических проблем, способных вызвать дестабилизацию общества. Несмотря на то, что страна входит в десятку крупнейших экспортёров нефти, абсолютное большинство нигерийцев  живёт меньше, чем на один доллар в день. Несырьевые отрасли экономики, включая сельское хозяйство, развиты крайне слабо. Поэтому правительство Нигерии, где уже сейчас проживает 152 млн. человек, не может обеспечить быстро растущее (на 2% в год) население продовольствием  даже за счет импорта. При этом значительные доходы от экспорта энергоносителей распределяются крайне неравномерно, что вызывает колоссальное социальное расслоение и нищету подавляющего большинства населения страны. В начале этого года социальная напряженность внутри нигерийского общества вылилась в многочисленные демонстрации против повышения цен на бензин, который страна вынуждена импортировать, поскольку собственные предприятия по переработке нефти не обеспечивают ее нужд. Однако правительственные чиновники, получающие колоссальные коррупционные доходы от существующего положения дел, не торопятся с улучшением жизни своих граждан.

 

В целом, общая картина здесь очень похожа на ситуацию в странах, где прошла «арабская весна», незадолго до начала массовых выступлений оппозиции. Налицо противоречия между различными этническими и религиозными группами населения, как это было в Ливии, и рост цен на товары первой необходимости, как это было в Тунисе и Египте. Поэтому вполне вероятно, что Нигерия может стать ещё одной страной в Африке южнее Сахары, где в последнее время, вслед за странами Северной Африки, назрели крупные социально-политические потрясения, что в дальнейшем может способствовать дестабилизации всего региона.

 

Как мы видим, риск хаотизации Нигерии достаточно велик, и имеет под собой вполне объективные причины. В этих условиях важно понять, каковы будут экономические и политические последствия для глобального сообщества в случае реализации в Нигерии североафриканского сценария.


Нигерия, занимая 9-е место в мире по объёму экспорта нефти и 16-е по экспорту природного газа, является членом ОПЕК  и занимает важную сырьевую нишу в международном разделении труда. Этот сектор нигерийской экономики традиционно ориентирован на страны Запада. Добыча нефти в Нигерии  осуществляется такими крупными западными сырьевыми ТНК, как Royal Dutch Shell, Chevron, Exxon Mobil, BP, Total, Eni и др., и поэтому страна является весомым поставщиком этих энергоносителей в США и Европейский Союз. Однако за последнее десятилетие, прежде всего, за годы правления Олусегуна Обасанджо (1999-2007гг.), в нигерийских внешнеэкономических приоритетах произошли существенные изменения, характерные для многих африканских стран: существенно усилилось взаимодействие с Китаем, чей импорт и инвестиции в экономику страны постоянно растут и превышают по объёму показатели остальных государств. За период с конца 1990-х гг. товарооборот между Китаем и Нигерией вырос почти в 10 раз, и теперь в стране действует большое количество китайских предприятий. И, самое главное, начиная с 2010г. доля китайских компаний стремительно растёт в стратегической для Нигерии нефтяной отрасли.  

 

Очевидно, страна является важным источником ресурсов для всего мира. А значит, в случае угрозы ликвидации здесь конституционного порядка и возникновения перебоев с поставкой нигерийской нефти на мировые рынки цена на энергоносители может резко вырасти (как в случае с Ливией), что негативно отразится на индустриальных экономиках. Кроме того, могут быть утрачены западные и китайские инвестиции, вложенные в нефтяную и нефтеперерабатывающую инфраструктуру Нигерии. И, наконец, станет надолго недоступным перспективный рынок дешевых энергоресурсов и рабочей силы. Кроме того, гуманитарная катастрофа в Нигерии может вызвать такие проблемы по всему миру, как нелегальная миграция и наркотрафик.

 

Так или иначе, в мерах по предотвращению эскалации этноконфессиональной и социально-экономической напряженности, подогреваемой акциями Боко Харам, должно быть заинтересовано не только правительство страны, но и государства, стремящиеся получить контроль над африканскими ресурсами – США, Великобритания, Франция и Китай.  Для России же как делового партнера Нигерии активное участие в международных мерах по стабилизации обстановки в этой стране могло бы стать еще одним «сигналом» нашего фактического «возвращения» в Африку и подтверждения статуса глобального игрока.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Развиваем российско-китайские отношения. На какое направление Россия и Китай вместе должны обратить особое внимание?
    Необходимо ускорить темпы евразийской интеграции в рамках сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса — одного пути»  
     71 (28%)
    Развивать сферу двусторонних экономических отношений и прикладывать больше усилий для роста товарооборота между странами  
     71 (28%)
    Развивать гуманитарные связи, чтобы народы обеих стран лучше понимали друг друга  
     45 (18%)
    Создавать новые двусторонние политические механизмы для более тесного политического сотрудничества  
     32 (13%)
    Повысить эффективность координации действий в многосторонних международных организациях  
     30 (12%)
    Ваш вариант (в комментариях)  
     3 (1%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся