Африканский континент в мировой политике

Возвращение России в Конго - сможем ли мы выдержать региональную конкуренцию?

18 Ноября 2012
Распечатать

13 ноября состоялась встреча Владимира Путина с президентом Республики Конго Дени Сассу-Нгессо, приехавшим в Россию с официальным визитом. В ходе этой встречи обсуждались перспективы двухстороннего сотрудничества в экономической сфере, а также в образовании, науке, здравоохранении и других сферах. В частности, президент Конго отметил большой потенциал совместных инвестиционных проектов. Не раз упоминался богатый опыт сотрудничества наших стран в период существования социалистического лагеря. Встреча стала поводом для высказываний, характеризующих современные российско-африканские отношения как динамично развивающиеся и соответствующие задачам XXI века. Так, специальный представитель Президента России по Африке Михаил Маргелов отметил, что «Россия вернулась в Африку, а Африка – в Россию», но современное сотрудничество основано не на идеологической солидарности, а на экономических интересах обеих сторон. В подтверждение этих слов, на встрече Путина и Сассу-Нгессо сторонами были достигнуты некоторые инвестиционные договорённости, в частности, относительно строительства российской компанией ОАО «Стройтрансгаз» нефтепровода, который должен соединить порт Пуэнт-Нуар на атлантическом побережье и внутренние районы Конго, включая столицу государства Браззавиль. Однако насколько обоснованы столь оптимистичные оценки российских чиновников и сможет ли наша страна в ближайшем будущем восстановить своё прежнее влияние на континенте в целом и в Республике Конго в частности?

 

 

Будучи в конце XIX – первой половине XXвека колонией Франции, Конго было для неё важным источником природных ресурсов. Для разработки запасов минерального сырья, находящихся в глубине страны, в 1911г. колонизаторами была построена железная дорога между побережьем и внутренними провинциями. На этой территории французские сырьевые монополии вели активную деятельность по добыче меди, серебра, золота, нефти и других полезных ископаемых. И после обретения в 1960-м г. независимости страна сохранила тесные экономические связи  со своей бывшей метрополией. Однако, начиная с 1963г. Конго пошло по некапиталистическому пути развития, вследствие чего наметился курс на сближение с СССР. От этого курса руководство Конго не отступало до самого конца холодной войны, и его результатом стало всестороннее сотрудничество наших стран в экономической, оборонной, научной и других сферах. За этот период в Конго в результате военных переворотов несколько раз поменялись политические лидеры. В 1968г. Альфонс Массамба-Деба, первый конголезский президент, избравший для своей страны просоветскую ориентацию, был свергнут Марианом Нгуаби, который затем был убит в 1977г. В 1979г. главой государства стал нынешний президент Конго Дени Сассу-Нгессо. И, тем не менее, несмотря на столь радикальные политические изменения, каждое правительство до 1991г. подтверждало свою лояльность социалистическим ценностям и дружбе с СССР.

 

Браззавиль

Браззавиль

 

После развала СССР ситуация кардинально изменилась. Сассу-Нгессо был вынужден отказаться от однопартийного правления и провести в стране свободные выборы. Поэтому в 1992г. к власти в Конго пришёл Паскаль Лиссуба, занимавший ранее пост премьер-министра в правительстве Массамба-Деба, а к 1990-м гг. возглавивший Панафриканский союз за социальную демократию, ориентированный на США. Его правление характеризовалось неспособностью разрешить важнейшие социально-экономические проблемы страны и отстоять её экономические интересы на международной арене, коррупцией и непотизмом в органах государственной власти, а также политическим расколом общества и растущей в этой связи нестабильностью. Правительство и сторонники ушедшего в оппозицию Сассу-Нгессо с 1993г. начали формировать собственные вооруженные отряды. Это вылилось в нарастающее насилие между сторонниками Лиссубы, которого поддерживали жители юга страны, и бывшего президента, опирающегося на северные районы. В результате внутренняя стабильность страны была подорвана. Кроме того, режим Лиссубы в угоду США пошёл на ослабление позиций в стране французского капитала, прежде всего, сырьевой монополии Эльф-Акитэн, обладающей значительной поддержкой правительства Франсуа Миттерана.  Помимо бывшей метрополии, Лиссуба испортил отношения с сильным соседом – Анголой. Конголезское правительство предоставило ангольской повстанческой группировке УНИТА базы для атак на ангольский анклав Кабинда, являющийся ресурсной кладовой страны и особенно богатый нефтью. Поэтому, когда в 1997г. в преддверии президентских выборов разгорелся вооруженный конфликт между сторонниками Лиссубы и Сассу-Нгессо, французский капитал оказал негласную поддержку последнему, а ангольское правительство даже послало в Конго части своей армии для ликвидации подразделений УНИТА и поддержки бывшего президента страны. В результате Лиссуба был свергнут, и к власти вернулся Дени Сассу-Нгессо. Вооруженный конфликт затянулся до 1999г., что оказало влияние и на соседнюю ДРК, где в это время также шла гражданская война. Партизанские действия сторонников Лиссубы привели к затруднению сообщения между столицами двух государств – Браззавилем и Киншасой, расположенными на берегах реки Конго напротив друг друга, и внешним миром, что привело к нехватке продовольствия и медикаментов.

 

 

Со временем правительственным войскам удалость восстановить в стране стабильность и порядок. Эльф-Акитэн сохранила за собой свои позиции в стране, однако американские компании также получили право на разработку природных запасов Конго совместно с французскими нефтяными компаниями, прежде всего, Total. в 2000-е гг. сюда более активно начали проникать китайские компании, которые занялись разработкой новых сырьевых месторождений и инфраструктуры. Кроме того, важную роль в нефтяном секторе страны играет государственная нефтяная компания Societe Nationale des Petroles de Congo. Развитие добывающей промышленности страны в 2000-х гг. обеспечило Конго ежегодный рост ВВП на 6%. В этой связи российско-конголезские договорённости относительно строительства трубопровода для обеспечения большей части населения страны электроэнергией являются привлекательной с экономической точки зрения перспективой для обеих сторон. Российские компании могут выйти на конголезский рынок природных ресурсов и потеснить европейских, американских и китайских конкурентов. Конго сможет ослабить традиционную зависимость от бывшей метрополии и других государств, обладающих здесь экономическими интересами, за счёт появления нового партнёра. Учитывая опыт прошлого взаимодействия Конго и СССР, нашей стране будет легче выстроить надёжные деловые отношения с этим африканским государством.

 

 

Однако необходимо иметь в виду интересы других глобальных игроков, преследующих в Конго собственные цели. Руководство  страны связано определёнными договорённостями с Эльф-Акитэн и Тоталь, а также со стоящим за этими компаниями французским правительством, поскольку они обеспечивают спрос на конголезское сырьё и весомую внешнеполитическую поддержку режиму Сассу-Нгессо. Ущемление интересов французских, а также американских и китайских сырьевых монополий может привести к утрате правительством страны внешней опоры и усилению поддержки из-за рубежа оппозиционных сил. Так что нынешнему руководству страны невыгодно разрывать выработанные за последние 20 лет внешние экономические и политические связи. Поэтому, как представляется, во время своего последнего визита в Россию Сассу-Нгессо был достаточно осторожен в обозначении наиболее выгодных инвестиционных проектов в своей стране. В частности, наиболее перспективными отраслями для инвестиций он назвал сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство, «забыв», при этом, упомянуть нефтедобычу на конголезском шельфе и разработку цветных металлов и прочих полезных ископаемых в глубине страны (наименее капиталоёмкие и наиболее прибыльные отрасли, где сосредоточен иностранный, прежде всего, французский, капитал). Поэтому для восстановления действительно прочных позиций в Конго нашей стране необходимо предоставить политические гарантии конголезскому руководству на случай конфронтации с западными и китайскими инвесторами и вызванного этим внутреннего конфликта. Однако возможности для обеспечения подобных гарантий у России пока нет, и поэтому в нынешних условиях не следует портить отношений с нашими экономическими и политическими конкурентами в регионе. Открытая конфронтация с ними может поставить под угрозу российское «возвращение» в Конго и в Африку в целом. Поэтому необходимо выстроить в их отношении гибкую политику, нацеленную на сотрудничество хотя бы с теми из наших конкурентов, которые готовы признать Россию как одного из ключевых игроков на африканском континенте (например, с китайскими или французскими компаниями). Только таким образом мы, учитывая степень современного российского влияния в регионе, сможем защитить здесь собственные интересы.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся