Блог Александры Бочаровой

«Она вам не товарищ»: особенности китайского феминизма

10 декабря 2018
Распечатать

В свете громких заявлений международным сообществом о нарушении прав человека в Китае было бы занимательно проанализировать роль феминизма в современном китайском обществе. В действительности, вопрос прав женщин в Китае заслуживает особенно пристального внимания хотя бы потому, что не только рядовой европейский или американский борец прав за свободу не найдет положение женщин в страшном коммунистическом государстве угнетающим, но и потому, что в принципе китайский феминизм уникален как региональное явление, сложившееся в ходе исторического развития страны и национально-культурных особенностей китайцев.

v_kitae_devochka_vunderkind_stala_studentom_v_10_let.jpg

Источник: playcast.ru

Лингвистические и культурно-исторические особенности гендерных отношений в Китае

Прежде, чем говорить о решении вопроса прав женщин в Китае и КНР, нужно сказать, что в китайском обществе издревле сложились традиции и мировоззрение, в котором отсутствует гендерная дискриминация как данность, а мир представляет собой две равно значимые половины – мужскую и женскую («ян» и «инь»), каждая из которых одинаково важна для гармонии в мире. То же можно наблюдать и в языке – в отличие от английского языка, например, где «мужчина» и «человек» обозначались одним словом – «man», а женщина – производным от «человека» (“woman”), в китайском языке оба слова образованы от иероглифа «человек» и приставки, обозначающей гендер, перед ним. Разумеется, можно говорить о тяжелых условиях женщин в цинском Китае (бинтование ног и проч.), но необходимости опровергать позицию «курица не птица, женщина не человек» никогда перед китайскими идеологами и философами не возникало.

Второй особенностью китайского феминизма является тот факт, что он проник с Запада в период насильственного открытия Китая европейцами в начале XX века и сразу завоевал популярность среди местной интеллигенции, представленной в основном мужчинами. Поэтому, как ни странно, роль Розы Люксембург и Клары Цеткин в Китае выполняли ученые мужи, отведшие женщинам справедливо равную роль в обществе и связавшие науку с китайской культурой и конфуцианским обоснованием жизненного устройства. Наконец, именно женщины в предвоенные 20-30е годы были активными деятелями в сферах как художественной литературы, так и партийной работы. И все же необходимость законодательно оформленных правительственных реформ и научного обоснования феминизма в Китае не возникала вплоть до образования КНР в 1949 году в связи с войной против Японии и не прекращавшейся борьбы КПК и Гоминьдана.

Женский вопрос в контексте государственных реформ

В эпоху правления Мао Цзэдуна особого внимания женщинам не уделялось, все были одинаково равны (и ущемлены) перед законом, но не более того. Выделение каких-то особых привилегий отдельным слоям населения или категориям граждан считалось буржуазным, а потому порицалось. И конечно, говоря о Мао, нельзя не вспомнить известную сейчас всему миру фразу Великого кормчего – «Женщины несут на своих плечах половину неба». Все так и было: тащили они эту половину на удивление терпеливо, выполняя всю работу наравне с мужчинами. Поэтому можно заметить парадоксальную особенность прав женщин в Китае: в то время как в Европе феминистки боролись за равные политические, экономические и социальные права с мужчинами, основательницы китайского феминизма в 70-80е годы, по выражению одной из них, Ли Сяоцзян, стремились наоборот выбить право женщин вести домашнюю спокойную жизнь, подчеркивая роль женщин прежде всего как матерей и хранительниц домашнего очага и их женственность.

Позднее, в ходе реформ Дэна Сяопина в 1970-1980-е годы и, как следствие, развития новых экономических механизмов, рынку пришлось подстраиваться под новые условия, что привело к сокращению кадров и понижению зарплат, прежде всего у женщин. Именно это явление используется современными феминистками как аргумент в пользу долгой истории дискриминации женщин в Китае, что очевидно не имеет под собой какой-либо глубокой основы.

Закономерно, что в Китае как в коммунистическом государстве инициатива создания женского движения была проявлена правительством, в отличие от стран Европы, где феминизм был изначально радикальным маргинальным явлением. Китайские исследователи подчеркивают ведущую роль Всекитайской федерации женщин, образованной еще в 1949 году и являющейся одной из крупнейших общественных организаций в КНР. Поощряются научные исследования и разработки, посвященные изучению прав женщин в Китае и базирующиеся на марксизме и маоизме. Благодаря деятельности ВФЖ и инициативе правительства, Китай осуществил ряд важных реформ, касающихся защиты женщин: например, в 2016 году был введен закон, запрещающий любые виды физического и психологического насилия в семье.

В современной истории вопрос о правах и свободах женщин активизировался в Китае после проведенной в 1995 году в Пекине IV Конференции ООН, посвященной равенству, миру и развитию, после чего в Китае увеличилась деятельность ВФЖ, а также появился ряд НКО, легализованных и признанных неопасными правительством КНР, что обозначило новую ступень развития китайского общества. Поскольку НКО зачастую обладают более широкими связами и меньшими обязательствами по отношению к государству, а также более вольны в своих действиях, некоторые государственные партии также переформировались в негосударственные коммерческие организации.

Впрочем, невзирая на ряд крупных талантливых исследователей в области прав женщин, нельзя не отрицать того факта, что все научные работы выходят в свет с одобрения правительства, а основные положения работ базируются на официальной позиции коммунистического государства и марксизме как базисе исследований. Что касается деятельности Всекитайской федерации женщин, то, несмотря на то, что руководитель ВФЖ (Всекитайской федерации женщин) Шэнь Юэюэ занимает также ряд высоких постов, включая председателя ПК ВСНП, и близка к Ху Цзиньтао, в действительности при анализе деятельности организации обнаруживается, что женщины в основном борются с нищетой, «вносят вклад в строительство социализма с китайской спецификой» и т.д., что никак не выделяет женщин и их нужды в особую категорию в Китае, ведь с таким же успехом данные цели могли бы быть перечислены в уставе какой-нибудь очередной партийной организации. Более того, деятельность организации сильно ограничена, поскольку она не имеет прямого доступа к непосредственно партийным связям и ей все равно приходится руководствоваться указаниями чиновников, что само по себе усиливает ее фиктивность и ограничивает свободу самовыражения. Наконец, коренной проблемой феминизма в КНР является стремление Китая решить существующие проблемы «изнутри», то есть без вынесения их в широкую общественность, а тем более без сотрудничества с международным сообществом.

Роль «европейского феминизма» в китайском обществе

В отличие от феминизма как сформировавшегося научного явления в Китае, феминизм европейского типа проник в страну с юга, через бывший еще в 90-е годы британским Гонконг. Феминизм нового, более радикального типа, был направлен на борьбу с домашним насилием, тотальным равноправием на рабочих местах и прочими характерными установками европейских феминистских организаций. Фактически не запрещенные правительством КНР, но всячески ограничиваемые им, подобные феминистские организации состояли в основном из молодых девушек и женщин и занимались в основном публичными перфомансами и различными акциями в Интернете. Наиболее известна история так называемой «феминистской пятерки», арестованной в 2015 году за выступления против домашнего насилия, прошествовавшей по улицам Пекина в белых испачканных кровью платьях. После задержания их полицией на несколько суток, активистки, как это часто бывает, стали символом пережитых страданий и любимицами Хиллари Клинтон. Впрочем, несмотря на регулярные выступления и публикации книг за границей, активистки не встретили поддержки населения в Китае, объяснив этот факт тотальным контролем государства над общественной жизнью граждан. Фактически же причины их так называемых гонений заключаются лишь в том, что для коммунистического правительства любые шокирующие действия и попытки поднять общественность являются попытками дестабилизировать китайское общество, на что оно действует соответственно. Это же относится к их аккаунтам и блогам в соцсетях, которые были заблокированы вскоре после скандального выхода в белых платьях, а также после акции #MeToo, посвященной жертвам насилия.

Впрочем, следует отметить, что настроения, подобные «феминистской пятерке», вопреки заверениям западной прессы, в Китае особым успехом и популярностью не пользуются. Это связано не только с ограничением их деятельности государством, но и массовым перениманием и копированием китайскими девушками модных тенденций Южной Кореи. Молодые китаянки копируют «стиль принцессы» и макияж baby-face (от англ. «детское личико»), используют пластические операции, чтобы выглядеть милее, и так далее. Разумеется, существуют более прогрессивные китаянки, пропагандирующие независимый образ жизни или отказ от замужества и детей, но в целом настроения молодежи далеки от борьбы за свои права и выявления гендерных проблем.

Вместе с тем в современном китайском обществе нет тенденции к разделению на мужское и женское. Идеал китайского молодого мужчины – худощавый высокий красавец с мягкими чертами лица и красивой кожей. Китайцы, как и корейцы, первыми стали использовать косметику для мужчин, а появление моды как в Корее, так и в Китае на “flower boy” (꽃미남 - дословно цветочный мальчик, то есть женственный, хрупкий) исключает гендерную принадлежность понятий «женственности» и «мужественности».

Шэн Юнь, преподаватель-исследователь из Шанхайской Академии общественных наук, считает, что вопрос экономической дискриминации женщин не стоит остро на повестке дня, поскольку в нынешних тенденциях наиболее высокие должности в китайских и международных компаниях занимают именно девочки, как более прилежные и успешные ученицы в школе и в университете. И все же, несмотря на сравнительно позитивную обстановку в Китае с положением женщин, есть проблемы, требующие безотлагательного решения. Самая серьезная – отношение к женщинам в сельской местности. Зачастую в захолустных деревеньках они даже сейчас продолжают выполнять в семье роль тягловых животных, выполняя самую грязную работу. К сожалению, эта проблема, веками сохранявшаяся в неразвитых районах Китая, будет решена сама собой лишь в ходе экономического роста и культурного развития жителей удаленных районов, так же как была почти окончательно решена проблема выборочных абортов и уничтожения девочек-младенцев в ходе политики «одна семья – один ребенок» годами ранее. Подобные стереотипы и дикость наблюдаются в устаревшем в Китае институте брака и семьи. Наряду с такими позитивными явлениями, как почтение к родителям и общность семейных интересов, молодые люди при вступлении в брак продолжают сталкиваться с проблемами, отравляющими дальнейшую семейную жизнь: невеста выходит замуж не только за жениха, но и за всю его семью, включая свекра со свекровью, огромное количество новых братьев и сестер, с каждым из которых нужно считаться и постоянно контактировать. И это все не говоря уже о том, что семьи с высоким достатком женят детей по расчету, а обычные люди ищут пару на «рынке невест», где матери продают своих дочерей родителям жениха.

Подводя итоги сказанного, необходимо отметить, что вопрос прав женщин в Китае стоит не так остро, как в других странах мира, особенно Азии, отчасти благодаря исторически сложившимся особенностям китайского мировоззрения и отсутствии гендерной дискриминации, отчасти благодаря новым модным тенденциям в обществе, а также целенаправленной политике государства в течение более чем 70 лет. Существующие же проблемы, такие, как притеснение женщин в сельской местности или отношение в семье к невесткам, будут решаться, вне всякого сомнения, в ходе дальнейшей европеизации китайских нравов, развития экономики и роста доходов населения, но было бы лишним ожидать в ближайшем будущем дарования полной свободы самовыражения местным активисткам и блоггерам, что объясняется как политическими особенностями КНР, так и ее идеологией. Будут ли женщины и дальше нести на себе половину небесного свода, завещанного великим Мао, - покажет время.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся