Блог Ариадны Абрамовой

Проблема гендерного неравенства в международных отношениях

17 ноября 2023
Распечатать

Дискурс о роли женщин в обществе существует всегда и связан он с темой гендерного неравенства. В современном мире вопросы гендерного паритета стали важной и актуальной повесткой во многих странах мира. Об этом говорят как на национальном, так и на международном уровне. Традиционные роли мужчин и женщин более не могут эффективно реализовываться и полноценно существовать в общественной жизни, поскольку многие женщины XXI в. осознают свои права и не готовы быть ограниченными в их использовании, а тем более не иметь их вовсе. Женщины борются за гендерное равенство в различных сферах жизни, в том числе и в области внешней политики и дипломатии. Так, в современных трансформирующихся международных отношениях меняется представление о роли женщин и равенстве полов.

6BHK7C3NMJM47IJNG2EJPCB4DQ.jpg

Источник: Reuters

В наше время феминизм с точки зрения теории международных отношений представляет собой полноценный подход к изучению международных процессов и явлений, но так было не всегда. Изначально феминизм образовался в виде протестной политической идеологии, вызванной борьбой за получение женщинами равных политических прав и выравнивание их социально-экономического положения с мужчинами. Феминистское направление в теории международных отношений стало формироваться только в 1960-х гг. как оппозиция классическим теориям международных отношений. Этот процесс совпал со второй волной феминизма, при которой женщины боролись за возможность не только обладать, но и пользоваться своими правами, в том числе в сфере политики. Но, к сожалению, в то время реальные гендерные различия игнорировались, и феминизм не выходил за рамки исследования ученых. Представители феминистского направления заявляли о том, что все имеющиеся теории международных отношений основаны на мужском мировоззрении, а женский взгляд не учитывается. Однако постепенно, к 1980-м гг. образовалась потребность в переосмыслении мировой политики, что связано с кризисом классических теорий, которые были неспособны объяснить происходящие в мире события, а также предположить будущие тенденции. Тогда сторонники феминизма примкнули к постпозитивизму и в своих идеях приблизились к критической теории, поскольку рассматривали и критиковали общество с целью выявления природы гендерного неравенства и женской эмансипации в общественной жизни.

Феминистская теория может быть рассмотрена как научная традиция, которая выступает за принятие новых теоретических и практических подходов к международным отношениям в соответствии с более широкими ценностями. Главной задачей феминистской теории является стремление объяснить угнетение женщин и несправедливую асимметрию между социально-экономическим положением женщин и мужчин, а также поиск способов преодоления этого. Как таковой феминизм неоднозначен и имеет несколько ответвлений: дифференциальный, либеральный и постмодернистский. Дифференциальный подход исходит из того, что в мире есть гендерные различия с точки зрения биологической разницы между мужчинами и женщинами, и их социальное поведение одинаковым быть не может. Либеральный феминизм выступает за равноправие мужчин и женщин и объясняет различия между ними общественными стереотипами. Либеральный феминизм скептически относится к дифференциальному. Постмодернистский феминизм ставит проблемой отсутствие достаточных знаний, которые в теории международных отношений представлены исключительно мужским взглядом на мир. Также важно отметить, что феминизм ввел в теорию международных отношений новую категорию, а именно «гендер». Женские взгляды на государство, суверенитет и безопасность отличаются от мужских. Некоторые представители феминистского подхода считают, что «женское» государство в международных отношениях склонно решать конфликты мирными способами, путем переговоров, а «мужское» — военными действиями, с использованием силы.

С появлением феминистской теории различные международные организации начали привлекать женщин в процессы развития, что было новшеством, поскольку раньше считалось абсолютной нормой отсутствие женщин в сфере международных отношений. Кроме того, феминистский подход к международным отношениям на сегодняшний день используется в некоторых странах на государственном уровне. Так, например, в Швеции c 2014 по 2022 гг. в основе внешней политики лежал феминистский подход. Несмотря на то, что в 2022 г. «феминисткая внешняя политика» была упразднена, правительство Швеции продолжает признавать важность достижения гендерного равенства и поддержки реализации прав женщин в стране. Из этого можно сделать вывод, что феминистское направление в международных отношениях — это быстро развивающаяся область науки, которую используют государства в своих политических системах. В целом вхождение феминизма в теорию международных отношений является положительным опытом, который позволил взглянуть на мировые процессы под другим углом, увидеть и начать решать проблемы, требующие решения, и вопросы, жаждущие ответов.

В конце XIX — начале XX вв. в некоторых странах стало появляться активное движение суфражисток, с которым стали ассоциировать первую волну феминизма. В тот период ключевой проблемой являлось неравенство между мужчинами и женщинами, существующее на уровне законодательства. На повестке дня стояли реформы в области права и политики, борьба женщин за доступ к образованию, обретение прав собственности и избирательных прав. Первая волна феминизма больше характеризуется достижением равных прав нежели равных возможностей, поэтому говорить об активном вовлечении женщин в экономику, политику в тот период не приходится. В 1960-е гг. на смену первой волны феминизма приходит вторая, которая предлагает более расширенное понимание неравенства. В этот период активистки боролись за возможность женщин не только обладать, но и реализовывать их применение на практике, в том числе в политической сфере. С тех пор феминистическое движение стало носить массовый характер.

Так, начиная со второй волны феминизма мировоззрение женщин на их роль в обществе стало значительно меняться, в частности это проявилось в том, что женщины стали активней вовлекаться в национальную и международную политическую деятельность. В 1893 г. Новая Зеландия стала первой страной, где женщины получили политические права, в других частях мира это произошло несколькими годами позднее. Важно отметить, что для поддержки борьбы женщин за свои права и равные возможности было создано множество международных и национальных организаций, комиссий и сообществ. Так с 1946 г. начала свою деятельность Комиссия по положению женщин — одна из вспомогательных структур при Экономическом и социальном совете ООН. Одним из результатов работы Комиссии стало принятие в 1953 г. Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о политических правах женщины. Также в 1979 г. была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая вступила в силу для 189 стран. Кроме того, во многих странах существуют локальные и региональные организации, активистские сообщества и движения за гендерное равенство и изменение устоявшихся традиционных взглядов на роль женщин в обществе, а также в целом законодательства некоторых стран с учетом прав женщин.

В 1960–1970-е гг. женщины, которые в дальнейшем стали выдающимися личностями своего времени, начали интенсивней включаться в политические структуры: они стали избираться в парламенты, занимать высокие должности в правительствах и участвовать в принятии важных политических решений. Так, первой женщиной-министром в мире стала Александра Коллонтай, она возглавила Наркомат призрения (этот орган занимался вопросами социального обеспечения трудящихся во всех случаях нетрудоспособности, охраной материнства и младенчества, попечением об инвалидах и престарелых и несовершеннолетних). В дальнейшем она стала второй в мире женщиной-дипломатом в ранге посла и 23 года представляла СССР в Норвегии, Мексике и Швеции. Это стало значительным достижением в обеспечении гендерного равенства, а СССР стал одним из лидеров в этой области. Затем в Индии первым в мире премьер-министром — женщиной в период с 1966 по 1977 гг. была Индира Ганди. Далее в 1979 г. впервые и в Великобритании женщина заняла пост премьер-министра, ею стала Маргарэт Тэтчер. Также в США в 1997 г. первой женщиной-госсекретарем была назначена Мадлен Олбрайт. Еще один интересный пример реализации женщины во внешней и национальной политике в те годы — это карьера Голды Меир, которая была одной из основательниц государства Израиль, министром иностранных дел (1956–1966 гг.), премьер-министром и первым послом Израиля в СССР (1948–1949 гг.). В целом с 1960 г. около 100 женщин стали национальными лидерами в более чем 50 странах мира. Большинство из них заняло должность главы правительства, и лишь незначительная часть возглавила государство.

В наше время во всем мире больше женщин, чем когда-либо, занимают посты, на которых принимаются политические решения. Однако, чтобы достичь гендерного паритета, необходимо проделать немало работы. По состоянию на 1 января 2023 г. женщины возглавляли 11,3% стран (17 из 151 страны, исключая монархические системы), а в 9,8% стран женщины возглавляли правительства (19 из 193). Эти показатели больше, чем десять лет назад, когда они составляли 5,3% и 7,3% соответственно. Из всех регионов в Европе по-прежнему больше всего стран, возглавляемых женщинами (16). Так, исполнительный орган Европейского союза возглавляет женщина — Урсула фон дер Ляен является главой Еврокомиссии. Генеральным директором ЮНЕСКО тоже является женщина — Коитиро Мацуура. Также генеральным директором штаб-квартиры ООН в Женеве является Татьяна Валовая. В целом только в 13 странах, в основном в Европе, есть правительства (Албании, Финляндии, Испании и др.), достигшие гендерного паритета, при этом 50% или более женщин-членов кабинета возглавляют министерства. Эти данные говорят о том, что несмотря на то, что число женщин на политических руководящих должностях как в правительстве, так и в парламенте в целом увеличилось, они по-прежнему составляют меньшинство среди глав государств и правительств. Женщины по-прежнему возглавляют министерские портфели только в области прав человека, гендерного равенства и социальной защиты. Однако полная демократия требует равноправного участия женщин во всех ее процессах.

Несмотря на то, что в промышленно развитых и социально ориентированных странах женщины практически достигли равенства с мужчинами в вопросах своих прав и возможностей, в частности в области внутренней и внешней политики, до сих пор есть государства, в которых женщины сталкиваются с дискриминацией и множеством барьеров на пути к паритету в реализации своих прав и находятся в весьма уязвимом положении. В особенности это характерно для некоторых стран Ближнего Востока и Северной Африки, которые давно ратифицировали Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ), но соблюдать ее положения в полной мере не удается. Данные Межпарламентского союза о женщинах-парламентариях свидетельствуют о значительных глобальных диспропорциях: скандинавские страны находятся на вершине регионального рейтинга (45,7% депутатов — женщины), в то время как регион Ближнего Востока и Северной Африки остается внизу (17,7% депутатов — женщины). Так, например, до 2011 г. в Саудовской Аравии женщины не могли голосовать, до 2017 г. — водить машину, и до 2016 г. — появляться на публике без сопровождения .

Основа пути женщин к эмансипации и реализации себя, в том числе в сфере политики, — это получение образования. Однако в некоторых странах, согласно законодательству, женщины по-прежнему не имеют права учиться в высших учебных заведениях. Это наблюдается, например, в Афганистане и некоторых других странах Ближнего Востока и Северной Африки, либо могут учиться только с согласия мужчины (отца, мужа). Рассматривая истоки подобного положения женщин в этих странах, можно прийти к выводу, что это связано, во-первых, с укоренившимися традиционно-патриархальными ценностями, при которых женщина в первую очередь это мать, жена и домохозяйка. Во-вторых, во многих странах этого региона религия, в основном ислам, играет очень большую роль в государственном устройстве и жизни общества, поэтому религиозные интерпретации и законы могут ограничивать права и возможности женщин. Так, в ряде стран с учетом традиционных религиозных особенностей есть разграничения в социальных ролях мужчин и женщин. В-третьих, на протяжении многих лет у людей формировалось определенное мировоззрение, и вследствие этого, восприятие места женщины в обществе исходит из приверженности традиционным ролям, что ограничивает возможности для самореализации женщин в обществе. Кроме того, сами мужчины не всегда готовы видеть наравне с собой женщин во многих сферах, в особенности в политике. Как следствие, главами государств во всех странах Ближнего Востока являются мужчины. Эти факторы в совокупности являют собой достаточно сильное препятствие как для гендерного равенства в стране, так и для участия женщин в образовательной деятельности и профессиональной жизни. Однако даже в этих странах в ХХI в. наблюдаются успехи в развитии прав женщин. Так, например, в Саудовской Аравии женщина впервые стала послом — принцесса Рима бинт Бандар бен Султан бен Абдель Азиз Аль Сауд представляет страну в США. Также довольно активно борьба за права женщин реализуется в Тунисе, о чем может свидетельствовать деятельность национального союза тунисских женщин. В ОАЭ наблюдаются положительные тенденции: в настоящее время на дипломатической службе из общего числа находятся до 30 процентов женщин, включая девять женщин-послов.

В некоторых странах Восточной Азии, как и во многих других регионах мира, ситуация с гендерным равенством является весьма непростой. Во многих государствах региона все еще существует дискриминация по половому признаку. В особенности это касается политической сферы, которая считается одной из самых слабых с точки зрения достижения гендерного равенства. Наиболее частыми причинами такого положения женщин являются исторические события, традиционные представления о роли полов, влияние религии, ограничения в выборе профессии для женщин, низкая мобильность женщин в карьере и другие. Рассмотрим положение женщин в политической сфере на примере самого крупного актора данного региона — Китайской народной республики.

Несмотря на значительно быстрые темпы роста и развития, а также лидирующее позиции по экономическим, технологическим и другим аспектам, Китай по-прежнему испытывает трудности в достижении гендерного паритета. При этом с середины ХХ в. было предпринято немало действий в сторону достижения гендерного равенства. Так, согласно конституции КНР, принятой в 1949 г., женщины в Китае обладают равными с мужчинами правами во всех областях жизни. В том же году в стране была создана Всекитайская федерация женщин, которая объединяла всех женщин Китая и стимулировала их к проявлению активности в социальной, политической и экономической жизни. В 1980 г. Китай подписал конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а в 1990 г. — конвенцию Международной организации труда о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности. Также правительство неоднократно принимало специальные программы и меры по повышению статуса женщин в обществе.

Однако, несмотря на множество предпринятых мер по достижению гендерного паритета, женщины в Китае по-прежнему имеют минимальное представительство в структурах власти как во внутренней, так и во внешней политике. На практике гендерный разрыв проявляется в следующем: во-первых, в каждой пятой вакансии на позицию госслужащего встречается требование «только для мужчин» Во-вторых, по темпам роста представленности женщин в национальных парламентах (24,9%) Китай отстает от средних показателей по миру и, в частности, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Еще сложнее обстоит ситуация с представленностью женщин на должностях министерского уровня, где среднемировой показатель составляет 22%, а в Китае он не только значительно ниже (3,2%), но и непрерывно снижается с 2015 г. Кроме того, представленность женщин в Центральном комитете Коммунистической партии редко составляла более 10%. За весь период начиная с 1949 г. только шесть женщин когда-либо работали в составе Политбюро, ни одна из них не состояла в Постоянном комитете Политбюро. В настоящее время все министерские посты в Китае занимают мужчины, на региональном уровне только одна женщина занимает высокую руководящую партийную должность — это секретарь парткома провинции Гуйчжоу Чэнь Ицинь, за всю историю КПК она стала третьей женщиной на должности главы регионального парткома. А в 2022 г. после ХХ съезда состав Политбюро был обновлен и из него ушла единственная женщина Сунь Чуньлань, на ее место пришел мужчина.

Важно отметить, что недостаточное представительство не связано с тем, что китаянки не выбирают политическую карьеру. Большое количество женщин получают высшее образование, в том числе политического направления, однако реализовать в дальнейшем свои навыки на практике очень сложно. Так, например, в период с января 2020 по июнь 2021 гг. КПК набрала в общей сложности 4,73 млн новых членов, почти половина из которых — женщины, но существующие барьеры не дают им достичь высших, руководящих должностей.

Какие причины коренятся в подобном положении с гендерным равенством в стране? Во-первых, это глубоко укоренившиеся традиции и паттерны роли женщины в обществе, поскольку в традиционном конфуцианском обществе главной задачей женщины было обеспечить продолжение рода и вести хозяйство. Более того, в конфуцианстве есть три знаменитые заповеди о повиновении: дочь должна подчиняться отцу, жена — мужу, а мать — сыну. Отсюда вытекает вторая причина, которая заключается в том, что мужчины не привыкли быть в подчинении у представительницы противоположного пола, в том числе в профессиональной деятельности, поэтому они не могут воспринимать женщину в качестве абсолютно равноправного партнера и коллеги, и, соответственно, допускать к рычагам политического аппарата страны. В качестве третьей причины можно выделить тот факт, что в Китае имеет место быть практика «резервирования» должностей — так, руководящие должности в партии часто предназначаются лицам, занимающих руководящие должности на государственных предприятиях, в министерствах, региональных правительствах, то есть находящихся на тех позициях, где представленность женщин изначально слаба. Еще одной наиболее распространенной причиной не только в Китае, но и во всем мире является наличие образа женщины, которая должна выполнять домашние обязательства. Так, назначая женщину на ту или иную руководящую должность, работодатель понимает, что в нее сейчас вкладываются ресурсы, она проходит обучение и так далее, но в определенный момент она может забеременеть и уйти в декрет, либо просто выйти замуж и уволиться, и тогда вся вложенная в нее работа будет проделана, грубо говоря, в пустую. Безусловно, Китаю еще предстоит проделать определенную работу для того, чтобы достичь большего гендерного паритета, в частности в политической и внешнеполитической среде. Однако самое главное, что руководство страны уже видит и не отрицает наличие данной проблемы и предпринимает немало действий для сокращения гендерного разрыва.

В заключение, рассмотрев ситуацию с гендерным равенством в разных частях мира, можно сделать вывод, что проблема гендерного разрыва, в частности в области политики, является актуальной для большого числа стран и регионов мира. По-прежнему во многих государствах наблюдается существенный разрыв как в структурах внутренней политики (парламент, правительство и др.), так и во внешнеполитических структурах (МИД и др.). Разница наблюдается лишь в степени нерешенности и остроты проблемы, а также количества предпринимаемых действий со стороны правительства разных стран. Различные стереотипы о роли женщин в обществе, глубоко укоренившиеся традиции и обычаи, влияние религии, а также явная или скрытая практика «резервирования» должностей для мужчин являются самыми распространенными причинами такого положения вещей. В то же время множество женщин из разных регионов мира продолжают выступать за гендерное равенство в различных сферах жизни, в том числе в политической деятельности. Существует множество международных организаций, комиссий и объединений, которые поддерживают борьбу женщин за равные права и возможности. Кроме того, во многих странах существуют локальные и региональные организации, активистские сообщества и движения за гендерное равенство и изменение устоявшихся традиционных взглядов на роль женщин в обществе. Это говорит о том, что проблема не находится в стационарном положении и есть положительные тенденции к ее решению в различных уголках мира. Безусловно, проблемы гендерного равенства требует дальнейшего внимания и усилий со стороны как мирового сообщества, так и отдельных государств.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся