Дневник современника

Длинные руки турецкого друга или персы начинают и выигрывают

20 октября 2017
Распечатать
"Все страны, расположенные вблизи Турции, являются частью ее интересов"
Реджеп Т. Эрдоган
Прозападная турецкая пресса уже успела окрестить Эрдогана "султаном"
В заявлениях бессменного турецкого лидера о притязаниях Турции на главенство над всем исламским (точнее, суннитским) миром нет ничего нового. Более того, можно сказать, что в настоящее время вся страна пожинает горькие плоды той непоследовательной внешней политики, что проводилась ее политическим руководством вслед за событиями так называемой "Арабской весны". Ведь именно тогда внешнеполитическая доктрина Турции "ноль проблем с соседями" превратилась в оскорбительный для турецких стратегов "ноль соседей без проблем".
Как отмечает известный турколог, преподаватель военной кафедры МГИМО Владимир Аватков, современная Турция, обладая, без преувеличения, великодержавными амбициями, не располагает ресурсами, достаточными, чтобы проводить независимую (суверенную) внешнюю политику. Преимущества, даваемые ее положением между Востоком и Западом, Европой и Азией, одновременно делают ее уязвимой для угроз с обеих сторон. Нынешнее руководство Турции в лице правящей Партии справедливости и развития (ПСР), в сущности, уже похоронившее наследие Ататюрка, проводит политику исламизации турецкого общества. В связи с этим, на фоне провала попыток экспорта турецкой модели политического ислама, на первый план выходят идеи единства всех тюрок под патронажем Турецкой Республики. И хотя данный вопрос (точнее сказать, полноценная идеология) имеет множество аспектов (в том числе имеющих прямое отношение к нацбезопасности РФ), хотелось бы отметить, что наиболее актуальной на данный момент эта тема является в контексте нового конфликта, разгорающегося на Ближнем Востоке – вооруженных столкновений между курдами и иракской армией, поддерживаемой шиитскими ополчениями.
В начале этой недели стало известно, что под контроль иракской правительственной армии перешел полуторамиллионный город Киркук, населенный арабами, курдами и туркоманами. Будучи центром богатейшей нефтеносной провинции, в ходе войны против ИГИЛ (организации, запрещенной в РФ) он был освобожден силами пешмерга (вооруженных формирований курдов). В результате разногласий между руководителями кланов Барзани и Талабани город был сдан без боя.
Вчера вечером стало известно, что туркоманы Киркука обратились к Эрдогану с жалобой на представителей шиитских ополчений:
«Наша просьба к Эрдогану заключается в том, чтобы он изменил свою политику. Чтобы он поддержал курдов. Пока в городе правили курды, в нашу сторону никто не стрелял. Пусть Пешмерга снова вернутся в Киркук <...> Шиитские боевики являются нашими врагами».
Иракские туркоманы, предположительно, из Киркука
Этот момент выглядит тем более интересным, что две недели назад в Тегеране произошла встреча между рахбаром (верховным правителем Ирана) Али Хаменеи и Реджепом Эрдоганом. В ходе переговоров обсуждались вопросы урегулирования сирийского конфликта и, что не менее важно, совместных действий против курдского сепаратизма, расцветшего в Ираке после проведения кланом Барзани референдума о независимости от Багдада. Сепаратизм курдов представляет собой головную боль и для Турции, и для Ирана по причине наличия на территории этих государств большого количества представителей этого народа.
Однако вчера Эрдоганом было заявлено, что Анкара не намерена вести никаких переговоров с боевиками шиитских ополчений, оккупировавших спорные территории на севере Ирака. Речь идет о все том же Киркуке. Уже сегодня стало известно, что президенту эхом вторит его бывший премьер-министр Ахмед Давутоглу, призывающий к завершению операции в Иракском Курдистане и возвращению к переговорам о статусе Киркука. Тем самым в ходе дискуссии он заслужил звание "лоббиста Барзани" от своего оппонента, главы радикальных турецких националистов Девлета Бахчели. Заявление Давутоглу выглядит тем более примечательно, что сам Эрдоган, как это сегодня стало известно, отказался от предложения Масуда Барзани о встрече – притом, что и прежде, и в настоящее время Турция имела очень активные экономические связи с Иракским Курдистаном, а, если говорить более точно, то с кланом Барзани, «штаб-квартирой» которого является город Эрбиль, находящийся сейчас «на прицеле» у иракской армии, шиитских ополчений и их военных советников из Ирана. Эти экономические связи не только существовали, но и демонстрировали устойчивую тенденцию к росту, что подтверждается курдскими источниками (относясь, преимущественно, к сфере энергетики, а, точнее, торговле углеводородами).

Оставляя за скобками дискуссию представителей разных политических фракций турецкого правительства о подходах к разрешению текущей ситуации, можно утверждать на основании вышеприведенных аргументов, что в условиях консенсуса между руководством Турции и Ирана по вопросу борьбы с проявлениями курдского национализма, иранцы (спецслужбы которых координируют шиитские ополчения в Ираке) явно "перетягивают" Киркук на свою сторону, т.к. теперь он находится под контролем шиитов: в то время, когда Эрдоган пытается прибегнуть к фактору протурецки настроенных туроманов, рассматриваемых в качестве проводников турецкой мягкой силы в регионе (прежде всего - в провинции Киркук). На фоне этой "подковерной" борьбы между турецкой и иранской агентурами обе стороны продолжают сотрудничество в деле подавления курского сепаратизма как такового: турки через проведение военной операции в Идлибе на севере Сирии (против турецких и сирийских курдов), иранцы - через координацию действий иракской армии и шиитских ополчений на севере Ирака (против иракских курдов). Так, в частности, в настоящее время неподалеку от Киркука находится прославленный на Ближнем Востоке иранский генерал, глава спецподразделения "эль-Кудс" Корпуса стражей исламской революции Исламской Республики Иран Касем Сулеймани. Сами курды утверждают, что именно он руководил военной операцией иракцев против Киркука.
Легендарный глава иранских коммандос Касем Сулеймани
Конечно, не исключено, что борьба за раздел нефтеносных богатств Киркука еще лишь предстоит (равно как война курдов против иракцев в северном Ираке), однако в настоящий момент у иранцев имеется явно больше рычагов воздействия на ситуацию, нежели у турок, которые, будучи лишенными собственных энергоресурсов, будут продолжать пытаться получить, так или иначе, доступ к месторождениям Киркука. В любом случае, несмотря на громкую риторику Эрдогана, современная Турция не вполне способна нести бремя Османской империи. Скорей уж звезда новой Персидской империи восходит на Ближнем Востоке. И нам, как их ближайшим северным соседям, следует внимательно за этим приглядывать.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся