Экономика справа

ЕАЭС и интеграция в Большой Евразии (2016)

7 сентября 2017
Распечатать
_ Юрий Кофнер, заведующий Евразийским сектором ЦКЕМИ НИУ-ВШЭ. С 1 по 7 сентября 2016 года в г . Судаке, Крым прошла первая «Евразийская Школа ЕДРФ». Выдержав проверку временем, мы год спустя публикуем конспекты лекций. В 2016 году президенты Российской Федерации В.В. Путин и Республики Казахстан Н.А. Назарбаев неоднократно называли приоритетом укрепление сотрудничества ЕАЭС с другими экономика на пространстве «Большой Евразии» путем формализации с ними различных форм торгово-экономического, инвестиционного и транспортно-энергетического сотрудничества.Большая Евразия – это совокупность интеграционных процессов и различных форм торгово-экономического, инвестиционного и транспортно-энергетического сотрудничества между Евразийским экономическим союзом и национальными государствами или экономическими блоками на пространстве всего континента Евразии от Атлантического и Северного ледовитого океанов на севере и западе до Тихого и Индийского океанов на востоке и юге.Одна из основных задач региональной экономической интеграции – это формирование внутресоюзного рынка размером около 300 млн. человек, так так такого количества населения достаточно для того, чтобы обеспечить минимальный стабильный внутренний спрос для поддержания отечественного производства. В 2014 году ЕАЭС с совокупным населением в 179 млн. человек не достигла этого уровня и отстала по этому показателю от таких крупных экономик мира, как ЕС (511,4 млн. чел.), США (318,9 млн. чел.) и Китай (1 млрд. 355,7 млн. чел.).Развитие интеграционного сотрудничества ЕАЭС с другими национальными государствами и экономическими объединениями на пространстве Большой Евразии имеет четыре основных направления:
  1. Расширение ЕАЭС за счет вступления новых членов из числа постсоветских стран;
  2. Создание зон свободной торговли между ЕАЭС и третьими странами ;
  3. Углубление экономической кооперации между ЕС и ЕАЭС;
  4. Проект сопряжения ЕАЭС и китайского Экономического пояса Шелкового пути.
Дальнейшее расширение ЕАЭС за счет вступления новых членов из числа постсоветских стран ограничено как количественно (в ближайшее время вступит скорее всего только Таджикистан), так и качественно, т.е. имеет лишь малый экономический эффект для укрепления позиций ЕАЭС в глобальной экономике. На начало 2015 года при Министерстве экономического развития и торговли РТ образована рабочая группа, которая изучает возможное присоединение Таджикистана к ЕАЭС и все последствия от этого. Однако, полезность от его вступления для всего ЕАЭС ограничена рядом факторов. Численность его населения в 2014 году составила бы 4,5% от численности населения ЕАЭС, доля ее ВВП в общесоюзном валовом продукте – всего лишь 0,4%. Таджикистан является одной из наиболее бедных стран постсоветского пространства. Его ВВП на душу населения по ППС в 2014 году составил 2700 долларов США (по сравнению с 12155 долл. США по среднему в ЕАЭС). Другим вероятным кандидатом является Узбекистан. И хотя официальный Ташкент пока не спешит в Евразийский Союз, 68% населения Узбекистана, согласно опросу Евразийского монитора от лета 2014 года, поддерживает вступление республики в ЕАЭС. Прибавление 28,9 млн. узбекских граждан значительно расширил бы внутресоюзный рынок, однако, имея ВВП per capita в 5600 долларов, его доля в общесоюзном ВВП составил бы только 2,9%. Маловероятным представляется интеграция Молдовы, что связанно с ее участием в Восточном партнерстве и подписанием соглашения о ЗСТ с ЕС в ноябре 2014 года. А 64% населения Азербайджана в 2014 году отрицательно отнеся к идее интеграции в ЕАЭС.Наиболее желательным дополнительным членом для участия в ЕАЭС является Украина. После России, она имела наиболее крупную численность населения в 44,3 млн. человек, что представляло собой почти ¼ от общесоюзной численности населения в 2014 году. При вступлении, она подняла бы общую численность Союза до 223,3 млн. человек, т.е. до ¾ от необходимого уровня. Долгое время Украина являлась самой крупной экономикой на постсоветском пространстве после России. В 2013 году ее ВВП в текущих ценах составил 134,9 млрд. долларов США (5,6% от ЕАЭС), и ВВП на душу населения по ППС – 8200 долл. США. При вступлении Украины в ЕАЭС доля машиностроительных видов деятельности в ВВП Украины увеличивалось с 6 до 9%, доля машин и оборудования в экспорте Украины в другие государства-члены ЕАЭС достигла бы к 2030 году 20%. В структуре суммарного экспорта Украины в ЕАЭС доля авиационной техники увеличивалась бы к 2030 году до 7%. Доля продукции судостроения в структуре экспорта Украины в страны ЕАЭС возрасла бы к 2030 году в 2 раза, доля прочей машиностроительной продукции на 11,8%.При потенциальном вступлении Таджикистана, Узбекистана, Молдовы и Украины в ЕАЭС его население выросло бы на целых 84,9 млн человек до 263,8 млн. человек в целом, что представляло собой уже 88% от необходимого внутренного рынка в 300 млн. человек.К началу 2016 года к созданию зон свободной торговли проявили интерес более 40 торговых партнеров ЕАЭС. Так, 29 мая 2015 г. Евразийский экономический союз и Вьетнам заключили соглашение о создании зоны свободной торговли. Ожидается, что реализация положений этого соглашения позволит к 2020 г. увеличить товарооборот между странами ЕАЭС и Вьетнамом до 8-10 млрд долл. США с существующих 4 млрд. долларов США в 2015 году. Заключение соглашения о ЗСТ с Вьетнамом является умеренно выгодным для Казахстана и России и нейтральным для Беларуси. Из режима ЗСТ было бы идеально исключить одежду, продукты химического производства и электронное оборудование. Совместная исследовательская группа ЕЭК и Министерства экономики Израиля в октябре 2015 г. вынесла заключение о целесообразности создания зоны свободной торговли, которая после переговорного процесса должна быть запущена в 2017 году. В соглашение о ЗСТ прежде всего следует ввести положения, способствующие снижению барьеров для израильских инвесторов. Переговоры о создании зоны свободной торговли между Египтом и ЕАЭС могут пройти до конца 2016 г. Работает совместная исследовательская группа. Предполагается, что в рамках ЗСТ торговые отношения между Египтом и государствами-членами ЕАЭС станут в 3-5 раз интенсивнее, прежде всего в сферах сельского хозяйства и машиностроения. С 2015 г. работает совместная исследовательская группа по изучению перспектив создания ЗСТ между Евразийским экономическим союзом и Индией. Соглашение о ЗСТ может быть подписано не ранее 2017 года, что связано c расхождением экономических интересов государств-членов ЕАЭС. Заключение данного соглашения сопряжена с выраженными макроэкономическими выгодами для Казахстана и особенно России (рост благосостояния потребителей на 5,8%–6,0%), однако для Беларуси они связаны со значительным (десятые доли процента) снижением показателей реального ВВП и благосостояния потребителей. Поэтому, имеет смысл нахождения оптимальной стратегии компенсации для Беларуси через ресурсные трансферты и изъятия товарной категории лекарственных средств. После снятия международных санкций с Ирана, решение о начале переговоров по созданию зону свободной торговли ЕАЭС с ИРИ может быть принято к началу 2017 года. Планируется заключить на первом этапе временное соглашение о свободной торговле по ограниченному перечню товаров, ведущее к созданию полноформатной ЗСТ, соответствующей требованиям ВТО. Совместная исследовательская группа доложила о целесообразности заключения создания ЗСТ между Евразийским экономическом союзом и Республикой Кореей в сентябре 2016 г. Подписание соглашения может состояться в начале 2018 года. Зона свободной торговли с Кореей является выгодным для Казахстана и особенно России, и и также нейтральным для Беларуси. Дополнительный выигрыш может быть связан с осуществлением корейских инвестиций в экономику стран ЕАЭС, в связи с чем в соглашение о ЗСТ следует ввести положения, способствующие снижению инвестиционных барьеров. В мае 2016 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между ЕЭК и Правительством Республики Сингапур о необходимости изучения целесообразности создания ЗСТ. При подготовке подобного соглашения также является важным достижение договоренностей, облегчающих привлечение сингапурских инвестиций и технологий на единый евразийский рынок. Кроме того, в 2014 году ЕЭК заключила четыре меморандума — два из них с Китаем, а также с ЮНКТАД и Европейской экономической комиссией ООН. В 2014 году была инициирована работа над новыми меморандумами о сотрудничестве по торгово-экономическим вопросам — с МЕРКОСУР и АСЕАН.«Большая Европа» — это концепция создания общего экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока» между Европейским и Евразийским экономическим союзами. ЕС — главный импортер товаров, произведенных в Евразийском экономическом союзе (53,2%), а ЕАЭС – третий по величине торогового оборота партнер Евросоюза после США и Китая. В частности, ЕС – крупнейший торговый партнер Казахстана и России, более половины товарооборота которой приходится на Европейский союз. Россия в свою очередь является третьим по значимости торговым партнером Евросоюза (все данные за 2015 год). В случае заключения гипотетического соглашения о создании зоны свободной торговли между ЕС и ЕАЭС кумулятивный прирост российского ВВП составит 0,8% в краткосрочной перспективе и до 2,0% в долгосрочной. Краткосрочное и долгосрочное влияние на ВВП Казахстана не столь значительно (0,6 и 1,2% соответственно). В отличие от экономики России и Казахстана, влияние соглашения на экономику Беларуси приведет к снижению ВВП в краткосрочной перспективе на 0,6%, в долгосрочной же перспективе этот показатель скорректируется и достигнет уровня, который был до создания такой ЗСТ. По другим данным, заключение гипотетического соглашения о создании зоны свободной торговли между ЕС и ЕАЭС будет выгодно Казахстану (2,6% ВВП), ЕС и России, в то же время невыгодно Армении (–3,4% ВВП), Грузии, Азербайджану, Беларуси и Молдове.В основу такого общего пространства могло бы лечь «ассиметричное» соглашение об углубленном экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и ЕС, которое имело бы характер «мегасделки», где компромиссы были бы взаимоувязаны. Простая ЗСТ невыгодна государствам-членам ЕАЭС с их (в основном) сырьевым экспортом. Уступки в одних сферах должны быть компенсированы выгодами в других. В соглашение должны быть включены положения, нужные государствам-членам ЕАЭС: смягчении требований Третьего энергопакета, безвизовый режим, совместные инфраструктурные проекты, трансфер инвестиций и технологий. Прототипам подобного ассиметричного соглашения могут выступать СЕТА и TTIP. Переговоры должны будут проходить под эгидой Еропейской комиссии и Евразийской экономической комиссий. Полноценные переговоры невозможны без членства всех стран Евразийского экономического союза в ВТО. Соглашение об углублении экономического сотрудничества и интеграции между ЕС и ЕАЭС может стать реальностью к середине 2020‑х годов.На данном этапе концепция «Большой Европы» нереализмуема, прежде всего по политическим причинам, а именно: политические разногласия между ЕС и Россией по Крыму и украинскому кризису, санкционная война большинства стран ЕС против России, непризнание ЕАЭС со стороны Бюсселя, конкурентный характер «Восточного партнерства», разные уровни интегрированности между ЕС (высокая степень интеграции) и ЕАЭС (относительно низкая степень интеграции).«Экономический пояс Шёлкового пути» (ЭПШП) — выдвинутая Китаем в 2013 году инициатива по созданию трех трансевразийских транспортно-инфрастуктурных и экономических коридоров: северного (Китай — Центральная Азия — Россия — Европа), центрального (Китай — Центральная и Западная Азия — Персидский залив и Средиземное море) и южного (Китай — Юго-Восточная Азия — Южная Азия — Индийский океан).Намерение России и Китая о сотрудничестве по сопряжению строительства ЕАЭС и ЭПШП было подтверждено в мае 2015 года в совместном заявлении. Ровно год спустя, ЕЭК получила мандат на проведение переговоров по развитию торгово-экономических отношений между Евразийским экономическим союзом с Китаем. Многие экономисты считают, что ЕАЭС во многом исчерпал первоначальный эффект от создания общего рынка с ликвидацией барьеров для межстрановой торговли внутри Союза. Для обеспечения дальнейшего роста, евразийскую интеграцию необходимо заполнить содержанием, например, крупными инфраструкрно-транспортными проектами. Поворот на быстроростущий восток, санкций. Финансирование Экономического пояса Шелкового пути будет обеспечиваеть за счет средств: Фонда Шелкового пути (УК $10 млрд., из них выделено $4-5 млрд в инвестиции в ЭПШП и Морской Шелковый путь); Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (УК $100 млрд.). Большую роль в реализации проектов могут сыграть Банк ШОС, Банк развития БРИКС, Евразийский банк развития, национальные банки развития и частные инвесторы. Соглашение о сопряжении ЕАЭС и ЭПШП может состоять из соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и определения конкретных проектов, формирования «дорожной карты» по проектам. Задача обеспечения безопасности трансъевразийских коридоров может быть возложено на такие организации как ОДКБ и ШОС. Целесообразным представляется также установление преференциального режима торговли между ЕАЭС и АСЕАН. Члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, являясь участниками АБИИ, формируют единое экономическое пространство с общим рынком 615 млн. человек.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся