Распечатать
Тема: АТР
Тип: Интервью
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 4)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Зарубежный взгляд

РСМД представляет интервью с Чандраном Наиром, учредителем и исполнительным директором находящейся в Гонконге научно-исследовательской организации «Всемирный институт завтрашнего дня» (Global Institute for Tomorrow - GIFT). В интервью Чандран Наир рассказывает о роли азиатских идей в условиях смещения экономической мощи с Запада на Восток, об опасности национализма и особенностях инноваций в 21 столетии.

Зарубежный взгляд

РСМД представляет интервью с Чандраном Наиром, учредителем и исполнительным директором находящейся в Гонконге научно-исследовательской организации «Всемирный институт завтрашнего дня» (Global Institute for Tomorrow - GIFT). В интервью Чандран Наир рассказывает о роли азиатских идей в условиях смещения экономической мощи с Запада на Восток, об опасности национализма и особенностях инноваций в 21 столетии.

Чандран Наир - один из известных азиатских мыслителей, идеи которого вызывают бурную полемику. Выступления Чандрана регулярно задают тональность обсуждению на саммитах АТЭС, форумах «китайского Давоса», а также на многих других конференциях в Азии, США и Европе. Его острые высказывания, способность говорить по существу заметны в дискуссии о будущем капитализма, в которой он участвовал вместе со знаменитым американским инвестором Джимом Роджерсом на сентябрьском саммите АТЭС во Владивостоке.

Что сейчас происходит в Азии в интеллектуальном плане? Чандран придерживается мнения, что «голоса Азии» пока не представляют собой часть глобальной интеллектуальной платформы, где по-прежнему доминирует школа западной мысли.

Жители Азии могут внести новые идеи в международные дебаты и дополнить определения существующих понятий, но только с условием, что Запад согласится видеть в них равных участников дискуссии.


Чандран, Вы всегда были сторонником интеллектуалов Азии. Почему Вы считаете, что их мнение, так сказать, азиатский голос, так важен?

Я думаю, что это очевидно. Сегодня, когда экономическая мощь перемещается с Запада на Восток, нам нужно, чтобы азиатские голоса, мнения жителей Азии, были включены в палитру идей. Я ни в коем случае не считаю западные идеи скудными , но в интеллектуальном плавильном котле нужно иметь правильное представительство. Однако в настоящее время азиатские голоса едва слышны.

Но многие азиатские интеллектуалы получили образование в США или Европе, таким образом они по существу получили там свою подготовку. Считаете ли Вы, что они действительно отличаются от западных голосов?

Честно говоря, я не принимаю такие азиатские голоса во внимание. Моя точка зрения по существу заключается в следующем: азиатские голоса, это те, ктомогут рассуждать о возможных сюжетах, которые не уходят своими корнями в идеологическую веру в западные представления о свободном рынке, капитализме, роли технологий. Проблема в Азии заключается в том, что из-за трех столетий колониального порабощения, мы унаследовали глубоко укоренившееся интеллектуальное раболепие. Таким образом, лучшие умы Азии уезжают учиться в те учебные заведения, которые Вы упомянули, и возвращаются назад с представлениями, которые идеологически несостоятельны. Нам нужны новые идеи.

Вы считаете, что для жителей Азии лучше учиться в Азии?

Я считаю, что азиатским университетам необходимо создать больше курсов, программ, которые отражают реалии нашего мира. И поэтому нужно направлять инвестиции в ведущие университеты. Но нам еще нужны профессионалы в области образования, чтобы начать осуществлять это. Это не означает, что я предлагаю, чтобы они все оставались в Азии. Но сам мир должен понимать, что реальность меняется. Проблема западных школ заключается в том, что они по-прежнему считают, что следующие 50 лет будут такими же как и 150 предыдущих.

Вы могли бы привести пример того, что Вы хотели бы довести до Запада?

Мне хотелось бы рассказать о том, что в 2050 году шесть миллиардов жителей Азии вряд ли будут стремиться жить, как на Западе, особенно как в Соединенных Штатах. Европа, думаю, осознает эту деликатную ситуацию и старается приспособиться к ней. Как только вы примете это, все начнет меняться. И при более длительном превращении все меняется в отношении представления о капитализме, о росте цен, потерях и привилегиях; и мы существенным образом организовываем себя и таким образом систему управления. Запад верит, что его демократии обладают утопической идеей, которая может быть распространена по всему миру. Я считаю это очень наивным. Я не предлагаю нам некий тип авторитарного государства. Что я советую, так это начать изучать этот вопрос. Запад это сделать не может, поскольку он не желает признавать очевидное.

Вас беспокоит Китай, его растущий национализм в качестве составляющей возможного прогноза, который уже начинает определять повестку дня нынешней китайской политики? Он опасен для остальной Азии?

Я думаю, что национализм присутствует повсеместно, я озадачен, почему только два раза в году китайцы маршируют по улицам в определенных городах. Весь мир считает китайский национализм очень опасным явлением. Тем не менее, существует сильное националистическое движение в Индии. То же явление распространено в Индонезии. Очень силен национализм в США, оформленный в виде патриотизма.. Я искренне считаю, что то проявление национализма, которое мы наблюдаем в Китае по отношению к Японии, представляет собой очень печальное явление, поскольку Китай и Япония должны занимать важнейшее место в формировании новой Азии.

Вы участвуете в проекте, предназначенном для молодых лидеров Азии. Как Вы его начали и каковы его результаты?

Я начал программу глобального молодежного лидерства примерно пять лет назад, как бы в ответ на мою точку зрения, что обучение управленцев всецело осуществляется в традициях западного видения мира. Нам нужно новое мышление. Поэтому фундаментальной основой нашей программы является постулат: если мир меняется и экономическая мощь смещается с Запада на Восток, то можно просто заявить, что это столетие принадлежит Азии. Как я сказал на саммите АТЭС в прошлом году, для этого имеются недвусмысленные основания, но сама идея азиатского столетия очень плоха. Мы нуждаемся в 21 столетии, которое стало бы ничьим или принадлежало бы всем. Таким образом, программа лидерства - это отказ от идеологических пристрастий.

Преподавание велось несколько лет, но в последние два года мы получили большое признание. Я думаю, что мы единственные, кто занимается этим на международном уровне, и многие из крупнейших в мире компаний в настоящее время обращаются к нам, потому что мы поднимаем злободневные вопросы, касающиеся роли Азии.

Соответственно, надо понимать как выглядят в этом контексте лидеры как в экономике, так и в политике. Я должен сказать, что мы приносим в жертву коров перед брахманами, большинство бизнес- школ этого не делают.

Кстати, я написал статью в журнале «Форин трейд тудей» ( FT Today), почему азиатские школы бизнеса или азиатские программы по обучению руководителей должны отказаться от прогнозов, исходящих от западных бизнес-школ, которые смотрят на мир по старинке - с привилегиями и установками.

Чему Вы учили в этой программе, которая отличается от других?

Я не сказал бы, что мы учим. Я пытаюсь вовлечь участников в новую дискуссиию, чтобы они пришли к своим собственным выводам. И основная обсуждаемая проблема возвращается к моему постулату: всё в 21 столетии - лидерство ООН, бизнес, политика, приобретет форму, которая будет зависеть от того, как захотят жить 5-6 миллиардов человек в Азии.

Если вы думаете об этом как об определяющем факторе 21 столетия, тогда мы могли бы задать весьма различные и глубинные вопросы о том, кто что имеет, какова цена вещей, как выглядят бизнес-модели, как выглядит политическая мощь как на местном, так и на геополитическом уровне. А на второй неделе нашей двухнедельной программы мы просим наших участников отправиться в какую-нибудь страну и заняться каким-либо проектом, там, где они столкнутся лицом к лицу с новыми реалиями, а не с глянцевым образом Азии, изображенным с помощью блистающих огней Гонконга, Токио, Сингапура или Пекина. В реальном мире все по-другому. Это дает руководителям глубокое понимание некоторых врожденных противоречий.

Но многие жители Азии по-прежнему смотрят на Запад. Они желают покупать сумки французского производства, итальянскую обувь. Думаете ли Вы, что это меняется, уходит, или так будет оставаться долгое время?

В этом как раз заключается моя точка зрения: существует раболепный взгляд, что на Западе все лучше. Но вы должны понимать, как возникло подобное представление. Если вам твердят в течение двух столетий, что на Западе все лучше, тогда очень трудно изменить свою точку зрения, даже таким людям, как я.

Все, что я стараюсь сделать, это попросить людей правильно оценивать вещи, которые стоят этого, а не подражать западной экономической модели. То, о чём я постоянно говорю в терминах экстремальных последствий, это просто то, что жители Азии стремятся жить, как американцы. Я не рассуждаю о предметах роскоши. Сфера их потребления ограничена. Результат представляется мрачным, Предзнаменования весьма ясны, и мы не можем игнорировать их.

Каковы же эти предзнаменования?

Я не хочу утомлять вас дополнительными деталями об изменении климата, о газовых выбросах. Но предзнаменования очень ясны по вопросам рыболовства, лесов, водных запасов. Вода становится гигантской проблемой, но по прогнозу, который мы в определенной степени разделяем, нужно осуществлять «инновации» - не люблю это слово. В настоящее время не существует технических решений проблемы истощения океанов. Предстоит предпринять коллективную акцию с определенными правилами. Рынки не играют какую-либо роль в вопросе истощения почв и возникающего недостатка нутриентов , что является огромной проблемой для Азии, не оказывается также помощи с водой. Поэтому я призываю ввести определенные правила. Кроме того, я полагаю, что мы нуждаемся в сильном государстве.

Но мы нуждаемся в некоторых инновациях, чтобы разобраться с этими проблемами. И пока источником большинства из них является Запад. Идет много дебатов о том, способна ли Азия демонстрировать реальные инновационные идеи, а не только пакет услуг. Вы думаете, Азия способна на это?

То, что мы подразумеваем под инновацией, является типичной технологией. Но я считаю, что самыми великими инновациями 21 столетия будут не технологии. Наиболее великие инновации будут заключаться в том, как мы организуем себя политически, как мы начнем оценивать вещи и т.д. Технологии приспособятся, как только мы поймем наши возможности.

Я не верю в то, что Запад обладает определенным преимуществом в вопросах инноваций в широком смысле слова. Даже на примере технологических инноваций вы можете видеть, что самые светлые головы у азиатов или русских, которые уехали туда, где есть деньги. До тех пор, пока наши лучшие умы уезжают в западные школы, инновации, конечно, будут появляться оттуда, потому что эти люди живут там.

Нам необходимо думать по-другому о том, как осуществлять инновации. Но Запад и особенно …- я не хочу слишком критиковать США, уверен, что все сводится к технологиям. Это нация, которая мыслит очень узкими перспективами. И те из нас, кто происходит из более старых обществ, включая русских, знают это. Американский опыт по-прежнему очень молод. Он базируется существенным образом на эксплуатации, установках и привилегиях (не хотел бы быть грубым). И предполагать, что весь остальной мир мог бы подражать этому, является верхом наивности. Но мы достаточно наивны, чтобы представить, что мы можем иметь всё это, базируясь на эксплуатации, европейских завоеваниях и т. д. Нам нужно отказаться от этой мечты и понять, что мы должны осуществлять инновации совсем по-другому.

Рассматриваете ли вы Россию как часть современной или азиатской цивилизации?

Я думаю, что Россия является одной из тех уникальных наций с долгой историей, которая одной ногой утвердилась в Азии, а другой в Европе. Я надеюсь, что многие жители Азии будут учиться у России и помогать ей в то время, как Россия будет помогать нам.

Беседовал Марк Завадский.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 4)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся