Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 24, Рейтинг: 5)
 (24 голоса)
Поделиться статьей
Егор Белячков

Студент Института международных отношений Казанского приволжского федерального университета

Импорт энергоресурсов из России, в первую очередь природного газа, продолжает играть в энергетическом секторе Австрии существенную роль. В апреле 2023 г. его доля в общем импорте природного газа составила 64%, что говорит о безальтернативности поставок из России в краткосрочной перспективе. Стремление нынешнего правительства Австрийской Республики к полному отказу от ископаемых видов топлива и переходу на возобновляемые источники энергии в совокупности с погоней за достижением углеродной нейтральности к 2040 г. не могут компенсировать затраты рядовых потребителей, которые в большинстве своем пока что зависимы от природного газа.

Расширение сети ветряных и солнечных электростанций в условиях горного рельефа страны и контрастности погодных условий потребует значительных капиталовложений, что в условиях кризисного состояния экономики не позволит быстро диверсифицировать поставки энергии на внутреннем рынке. Опора на гидроэнергетику с ее зависимостью от сезонных колебаний уровня воды в реках также не может стать выходом из ситуации. В этом «зеленом порыве» австрийских политиков видится все большее усиление взаимосвязи общих либеральных западноевропейских тенденций и экономических интересов, которые влияют на энергетическую конъюнктуру внутри и за пределами Австрии.

Россия в глазах сегодняшней политической элиты Австрийской Республики продолжает выступать как «ненадежный партнер». Хотя данное определение и не имеет никакого отношения к экономическим интересам, Австрия в любом случае будет стремиться при нынешнем правительстве к солидарности с общей позицией ЕС. В краткосрочной перспективе этому могут помешать лишь противоречия внутри правящей коалиции, о которых заговорили в последние полгода. Следовательно, судьба импорта природного газа из России в энергетическом секторе Австрии, по всей видимости, на ближайшие несколько лет будет зависеть от политических трений внутри страны.

Поиск альтернативных поставщиков среди других европейских стран и за пределами ЕС также пока не принес весомого результата. Постепенная замена природного газа из России сжиженным из других источников не сможет в ближайшем будущем покрыть все потребности австрийской экономики и рядовых потребителей. Австрия не имеет выхода к морским портам, наиболее удобным для получения СПГ, и строительство инфраструктуры для его транспортировки потребует значительных вложений, которые в сегодняшней ситуации станут новым обременением в виде налогов для рядовых граждан.

Быстрого выхода из энергетического кризиса Австрии ждать не стоит. Следовательно, экономические показатели развития, напрямую связанные с энергетическим сектором, в ближайшие несколько лет будут коррелировать с пониманием собственных приоритетов страны во внешней политике. Новая стратегия безопасности, которую планируют представит к осени 2023 г., по всей видимости, продемонстрирует, готова ли сейчас Австрия отстаивать свои интересы в Европе, ориентируясь на российские энергоресурсы, или выберет путь движения по линии дорогого импорта и возобновляемых источников энергии, перспективы которых не столь однозначны.

Становление и развитие импорта природного газа из России

Поставки природного газа из России в Австрийскую Республику имеют давнюю историю. Первый контракт на его поставку был заключен еще в далеком 1968 г. между советским объединением «Союзнефтеэкспорт» и австрийской компанией Osterreichische Mineralolverwaltung (OMV). Несмотря на начало поставок из Норвегии с 1993 г., австрийская энергетическая система особенно нуждалась в российских энергетических ресурсах. Вплоть до 2022 г. Австрия оставалась одним из самых активных покупателей российского газа. По данным Австрийского энергетического агентства, доля импорта российского газа с 2010 по 2020 гг. по-прежнему составляла около 60% в общем объеме. Согласно статистическим расчетам, уровень импорта природного газа неуклонно возрастал с 1968 по 2020 гг., если не учитывать определенные периоды снижения доли прокачки. Представитель газового регулятора E-Controll обосновывает данную ситуацию с позиции территориального положения Австрии в Центральной Европе. По ее словам, страна уже долгое время выполняет роль транзитера природного газа.

Однако даже несмотря на то, что еще в 2006 г., во время председательства Австрии в ЕС, поднимались вопросы, связанные с выработкой вариантов уменьшение зависимости от российских энергоресурсов [1], сама Австрия продолжала уверенно закупать необходимые объемы. В 2007 г. на территории Австрии, недалеко от Зальцбурга, было закончено строительство первой очереди Хайдахского хранилища природного газа — одного из крупнейших в современной Европе. С 2001 по 2014 гг. президент России В.В. Путин трижды был гостем в Австрийской экономической палате, где обсуждалось активное участие Австрии в проекте «Южный поток» и оборудование нового транспортного узла недалеко от Зальцбурга, в Баумгартене. Последующие международные события несколько ослабили двухсторонние контакты, однако не привели к сворачиванию сотрудничества в энергетическом секторе, что говорит прежде всего о ключевой роли России как надежного поставщика для самой Австрии. В исследовании Австрийского энергетического агентства, проведенного в начале 2023 г., выдвигается четыре главных довода в пользу российского газа, на которые страна ориентировалась многие десятилетия. Среди них особенно выделяются безальтернативность и экономическая привлекательность энергоресурсов из России.

Энергетический сектор Австрии в условиях европейского газового кризиса

Энергетический сектор Австрии в валовом конечном потреблении по данным на 2021 г. состоял из 64% ископаемых и 36% возобновляемых источников. При этом, по подсчетам, из стандартных 365 дней в году 233 могут быть обеспечены ископаемыми ресурсами, и только 132 дня — возобновляемыми источниками энергии. Также уже в 2022 г. со стороны Австрии было перечислено 9,8 млрд евро государствам, добывающим нефть, и почти 7,8 млрд евро за природный газ. Подобная статистика говорит о высокой доли зависимости Австрийской Республики прежде всего от традиционных видов топлива. Чистый импорт природного газа Австрией, по подсчетам статистического управления ЕС, за 2021 г. составил 3945 ktoe (для сравнения сырой нефти 7681 ktoe и иного твердого ископаемого топлива 2541 ktoe). Соответственно, для страны природный газ остается одним из ключевых видов топлива, который, по сравнению с другими ископаемыми ресурсами, обладает большей экологичностью, которую сейчас активно продвигает Еврокомиссия и правительство Австрии. Экологическая составляющая в последнее время стала одной из ключевых во внутренних энергетических перипетиях. Для сравнения в Венгрии, с которой Вена имеет давние исторические связи, на первых позициях в импорте энергоресурсов с серьезным отрывом находятся нефтепродукты и природный газ. В этом отношении стоит подчеркнуть идентичное географическое положение двух стран, которое обуславливает их потребность в закупках подобных видов топлива.

Развитие чистой или «зеленой» энергетики в последние десятилетия приобрело важное значение для правительственных программ большинства стран мира. В июне 2023 г. по доли в текущем энергоснабжении Австрии среди возобновляемых источников лидирует гидроэнергетика, за ней следуют импортные энергоресурсы, и замыкает тройку солнечная энергетика. Можно сказать, что развитие внутреннего энергетического сектора направлено на увеличение присутствия возобновляемых источников энергии. Но дебаты вокруг использования тех или иных энергоресурсов не утихают в Австрии и по сей день. Еще с XX в. Вена позиционирует себя как убежденная противница использования атомной энергетики [2]. Данное положение активно отстаивается австрийским населением даже при появлении новых проектов строительства АЭС в соседних государствах. Доля возобновляемых источников энергии в общем потреблении энергии в Австрии выросла с 2012 г. примерно на 4%, и Вена не намерена останавливаться, провозглашая намерение достигнуть углеродной нейтральности к 2040 г. Однако обострившийся в связи с международной обстановкой газовый кризис в Европе особенно сильно отразился на энергетическом секторе Австрийской Республики.

Австрийское энергетическое агентство отмечает, что индекс цен на энергоносители вырос в апреле 2023 г. на 2,4% по сравнению с мартом этого же года. Сравнение цен на природный газ в двухгодичном измерении (апрель 2021 г. – апрель 2023 г.) демонстрирует рост на 206,0%. При этом отчетлива проявляется постоянная тенденция увеличения цены на данный вид топлива и в месячном измерении, хотя в последние несколько месяцев можно проследить некоторое замедление темпов роста. В среднестатистическом выражении получается, что потребители природного газа платили весной 2023 г. почти в три раза больше, чем весной 2021 г. К примеру, цены на электричество за подобный период увеличились лишь на 14,7%. Однако австрийский индекс оптовых цен на газ (ÖGPI) упал на 14,2% в июне 2023 г. по сравнению с маем, что вносит некоторую долю неопределенности в соотношении реальной цены для потребителей и закупочной оптовой для страны в целом. Данные правительства Австрии свидетельствуют об устойчивой тенденции к снижению ежемесячного потребления газа в Австрии с начала 2023 г. Уровень заполненности австрийских хранилищ природным газом по сравнению с предыдущими годами также имеет тенденцию к снижению, хотя существуют прогнозные оценки правительства, говорящие о его постепенном увеличении к началу осени.

В совокупности последствия газового кризиса на рынках Европы отразились на Австрии существенным образом. Поэтому в последнее время страна пытается найти выход из положения с помощью увеличения доли «зеленой» энергетики. Однако, как показывают внутренние партийные дискуссии, данная мера не является безусловным компромиссным решением беспрецедентного роста цен на природный газ для рядовых потребителей.

Предложения австрийских партий по стабилизации ценовой политики на энергоносители

В правящий блок на сегодняшний день входят Австрийская народная партия (ÖVP) и Зеленые — Зеленая альтернатива (GRÜNE). Их программа в отношении энергосектора современной Австрии во многом созвучна. В предложениях 39-й партийной конференции ÖVP заявлено о планах получения 100% электроэнергии к 2030 г. из возобновляемых источников. Подтверждена традиционная австрийская приверженность неприятию ядерной энергетики, и уделено большое внимание технологии получения «зеленого» газа, который должен, по всей видимости, заменить природный газ из России. Также обозначены планы по созданию водородной промышленности к 2030 г., которая, по прогнозам, должна дать 30 тыс. новых рабочих мест. В пример реализации поставленных задач уже приводится г. Амштеттен в Нижней Австрии, где создан завод по производству того самого «биогаза», который уже, по заявлениям генерального директора предприятия, обеспечивает энергией 10 тыс. домов, а к 2040 г. сможет компенсировать 20% потребностей всей Австрии. В собственной программе нынешнего канцлера К. Нехаммера Österreich-2030 энергетическое будущее страны обозначено в роли «экспортера климатических инноваций». Такая довольно смелая позиция традиционалистов австрийского политического поля в лице ÖVP получает в последние месяцы щедрую критику со стороны партийных конкурентов.

Бывший коалиционный партнер ÖVP — Австрийская партия свободы (FPÖ) — в свою очередь отмечает, что, несмотря на падение цен на сырую нефть, бензин и дизельное топливо остаются дорогими на заправках страны. А такие меры, как, например, «штрафной налог» на выбросы CO2, не вносят какого-либо вклада в сохранение окружающей среды. Действия «зеленого» министра Л. Гевесслер FPÖ называет не иначе, как «эко-марксистское климатическое безумие», которое не имеет никакого отношения к защите природы. В дополнение к этому представители партии считают, что необходимо вернуться к «старой нормальности» и отменить санкции против России, которые провоцируют скачкообразное повышение цен на энергоносители, а это в результате сильно бьет по кошельку простых австрийцев. Недавно утвержденная позиция Европарламента по регулированию выбросов метана также попала под жесткую критику со стороны FPÖ как новая провальная инициатива ЕС, которая не решает сегодняшних проблем с импортом природного газа — одного из самых надежных энергоносителей.

Один из старожилов австрийской политики — Социал-демократическая партия Австрии (SPÖ), корни которой уходят еще в социально-политические дебаты конца XIX в., сейчас продолжает уверенно отстаивать свою линию. В последних заявлениях представителей партии прозвучало обвинение в нехватке воли нынешнего правительства Австрии для решения современных кризисов. Вновь подверглась критике со стороны партии министр по климату и энергетике Л. Гевесслер за отсутствие реальной программы в условиях роста цен на электроэнергию для потребителей, а правительство в целом получило череду упреков от социал-демократов за растущую инфляцию, отсутствие реального потолка цен на энергоносители и необдуманную «зеленую» повестку, которая провоцирует новые налоговые сборы в это непростое время. Общие предложения SPÖ в энергетическом секторе и неразрывно связанной с ним «зеленой» повестке основываются на достижении защиты окружающей среды с акцентом на социальной справедливости, которая не должна, по их мнению, приводить к увеличению налогов в несколько раз или вызывать повышение цен на природный газ для конечных потребителей.

Перспективы энергетического сотрудничества с Россией

Импорт энергоресурсов из России, в первую очередь природного газа, продолжает играть в энергетическом секторе Австрии существенную роль. По последним данным, в апреле 2023 г. его доля в общем импорте природного газа составила 64%, что говорит о безальтернативности поставок из России в краткосрочной перспективе. Стремление нынешнего правительства Австрийской Республики к полному отказу от ископаемых видов топлива и переходу на возобновляемые источники энергии в совокупности с погоней за достижением углеродной нейтральности к 2040 г. не могут компенсировать затраты рядовых потребителей, которые в большинстве своем пока что зависимы от природного газа. Расширение сети ветряных и солнечных электростанций в условиях горного рельефа территории страны и контрастности погодных условий потребует значительных капиталовложений, что в условиях кризисного состояния экономики не позволит быстро диверсифицировать поставки энергии на внутреннем рынке. Опора на гидроэнергетику с ее зависимостью от сезонных колебаний уровня воды в реках также не может стать выходом из ситуации. В этом «зеленом порыве» австрийских политиков видится все большее усиление взаимосвязи общих либеральных западноевропейских тенденций и экономических интересов, которые влияют на энергетическую конъюнктуру внутри и за пределами Австрии.

Россия в глазах сегодняшней политической элиты Австрийской Республики продолжает выступать как «ненадежный партнер». Хотя данное определение и не имеет никакого отношения к экономическим интересам, Австрия в любом случае будет стремиться при нынешнем правительстве к солидарности с общей позицией ЕС. В краткосрочной перспективе этому могут помешать лишь противоречия внутри правящей коалиции, о которых заговорили в последние полгода. Следовательно, судьба импорта природного газа из России в энергетическом секторе Австрии, по всей видимости, на ближайшие несколько лет будет зависеть от политических трений внутри страны.

Поиск альтернативных поставщиков среди других европейских стран и за пределами ЕС также пока не принес весомого результата. Постепенная замена природного газа из России сжиженным из других источников не сможет в ближайшем будущем покрыть все потребности австрийской экономики и рядовых потребителей. Здесь вновь становится актуальным географическое положение страны, из-за которого Австрия не имеет выхода к морским портам, наиболее удобным для получения СПГ. Эксперты отмечают, что строительство инфраструктуры для его транспортировки из других стран потребует значительных вложений, которые в сегодняшней ситуации станут новым обременением в виде налогов для рядовых граждан. По признанию правительства Австрии, даже при наблюдающейся в последние несколько месяцев небольшой положительной динамике в энергосекторе, быстрого выхода из энергетического кризиса ждать не стоит. Следовательно, экономические показатели развития, напрямую связанные с энергетическим сектором, в ближайшие несколько лет для Вены будут коррелировать с пониманием собственных приоритетов во внешней политике. Новая стратегия безопасности, которую планируют представит к осени 2023 г., по всей видимости, продемонстрирует, готова ли сейчас Австрия отстаивать свои интересы в Европе, ориентируясь на российские энергоресурсы, или выберет путь движения по линии дорогого импорта и возобновляемых источников энергии, перспективы которых на данный момент не столь однозначны.

1. Швейцер В. Я. Политические проблемы современной Австрии. М.: Издательство Института Европы РАН, 2022. С. 43–44.

2. Швейцер В. Я. Политические проблемы современной Австрии. М.: Издательство Института Европы РАН, 2022. С. 44.


Оценить статью
(Голосов: 24, Рейтинг: 5)
 (24 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся