Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 20, Рейтинг: 4.15)
 (20 голосов)
Поделиться статьей
Антон Чаблин

К. полит. н., руководитель аналитического центра «Акценты»

Многовековая история русской эмиграции и русского зарубежья подсказывает неразрывность взаимосвязи между «материковой» и «островной» частями русской культуры, их преемственность. Накопленный русскими за границей культурный багаж является неотъемлемым элементом Русского мира. Так же, как и разбросанные по всему миру русскоязычные диаспоры неотрывно связаны с цивилизационным процессом. История также подсказывает, что эта цивилизационная общность существовала вне зависимости от политических и идеологических установок: достаточно вспомнить, скажем, памятники антибольшевистского движения, андеграундное искусство, диссидентскую литературу.

Представители русской диаспоры всегда принимали активное участие в формировании международного образа России. На нынешнем историческом отрезке — на фоне распространения cancel culture — диаспоральная значимость только вырастает.

Косвенные наблюдения позволяют констатировать: нынешняя волна эмиграции из России объединила черты предыдущих волн, начиная с «белоэмиграции» после Октябрьского переворота (конец 1910-х – начало 1920-х гг.). Аналогия с предыдущими волнами позволяет и дать прогноз развития русскоязычных диаспор, разбросанных по всему миру. Нынешняя волна эмиграции из России состоит в основном из высоко политизированных, мобильных, образованных граждан. Оставив за скобками политические предпочтения релокантов, необходимо отметить, что формирующиеся в мире крупные русскоязычные диаспоры позволяют расширить сферу влияния русской культуры. Ближайшая аналогия — это Русский Харбин, который начал формироваться уже в 1918 г. Харбин до сих пор сохранил следы русского влияния. Аналогичный процесс русификации наблюдался позднее и в других центрах притяжения эмигрантов из СССР и России: в Берлине, Париже, Буэнос-Айресе, Нью-Йорке, городах Израиля. Ярким примером может служить послереволюционная эмиграция в Турцию (Оттоманскую империю), которая насчитывала несколько сотен тысяч человек.

Конечно, на фоне титанов Серебряного века русской культуры значимость современных рэперов или стендап-комиков, эмигрировавших и гастролирующих для представителей диаспоры, меркнет. Да и в современном информационном обществе открытие in situ театров или кинотеатров уже не имеет такой культуртрегерской важности, как столетие назад. Вместе с тем любая диаспора — вне зависимости от исторического периода — требует наличия культурных институтов. Сейчас аналоги послереволюционного «Русского Харбина» или «Русского Стамбула» формируются повсеместно. В том числе в популярных туристических местах, таких как Бали, Гоа, Пхукет. Правда, культурная значимость таких «курортных» диаспор также значительно меньше, нежели, например, экономическая.

Экономическое влияние превалирует над культурным и в других крупных диаспоральных центрах — в том числе в Дубае и Стамбуле. Отчетность Турецкого союза палат и товарных бирж (TOBB) свидетельствует: граждане России лидируют по количеству созданных в Турции юридических лиц. В 2021 г. их было 177 с объемом вложений почти 92 млн турецких лир, в 2022 году — 1 363 с объемом вложений более 565 млн лир (по обоим показателям Россия обогнала предыдущего лидера — Иран). За январь–февраль 2023 г. в Турции зарегистрировано 215 компаний с российским капиталом (семикратный рост); объем вложений превысил 390 млн лир. В Дубае такой же подробной статистики власти, к сожалению, не ведут. Однако наблюдения позволяют констатировать: основу эмиграции составили вовсе не деятели культуры, а бизнесмены, которые за 2022 г. превратились в мощную движущую силу, стимулировавшую развитие рынков недвижимости, акций и экспортных товаров в ОАЭ.

Быстрый приток эмигрантов, обладающих деньгами или лишь финансовыми компетенциями, неизменно вызовет в долгосрочной перспективе и всплеск интереса к русской культуре. Он будет менее выраженным, нежели, например, после Октябрьского переворота или даже после распада СССР. Однако русскоязычные диаспоры, увеличившиеся или вновь появившиеся в городах мира с начала 2022 года, в ближайшие десятилетия станут новыми амбассадорами русской цивилизации.

Многовековая история русской эмиграции и русского зарубежья подсказывает неразрывность взаимосвязи между «материковой» и «островной» частями русской культуры, их преемственность. Накопленный русскими за границей культурный багаж является неотъемлемым элементом Русского мира. Так же, как и разбросанные по всему миру русскоязычные диаспоры неотрывно связаны с цивилизационным процессом. История также подсказывает, что эта цивилизационная общность существовала вне зависимости от политических и идеологических установок: достаточно вспомнить, скажем, памятники антибольшевистского движения, андеграундное искусство, диссидентскую литературу.

Представители русской диаспоры всегда принимали активное участие в формировании международного образа России. На нынешнем историческом отрезке — на фоне распространения cancel culture — диаспоральная значимость только вырастает.

Количественные и качественные характеристики новой волны эмиграции (релокации) из России еще предстоит всеобъемлюще оценить. Из-за динамичного характера эмиграции точная информация о миграционных процессах практически отсутствует.

Во многих регионах число мигрантов, как правило, слишком мало, чтобы его можно было статистически отразить в национальных исследованиях. Нет актуальных (а чаще присутствуют спекулятивные) оценок численности эмигрантов, а также сформировавшихся русскоязычных диаспор даже в таких крупных центрах как, например, Стамбул, Дубай, Буэнос-Айрес. В частности, численность русскоязычной диаспоры в Дубае еще в 2019 г. составляла 100 тыc. человек, однако более свежие данные отсутствуют.

Такой пробел в социальных наблюдениях мог бы быть восполнен при наличии актуальных и качественных данных переписи. Альтернативные методы по-прежнему являются дорогостоящими и непригодными для панельных исследований.

Вместе с тем даже косвенные наблюдения позволяют констатировать: нынешняя волна эмиграции из России объединила черты предыдущих волн, начиная с «белоэмиграции» после Октябрьского переворота (конец 1910-х – начало 1920-х гг.). Аналогия с предыдущими волнами позволяет и дать прогноз развития русскоязычных диаспор, разбросанных по всему миру.

Численность текущей волны эмиграции, по предварительным оценкам, существенно ниже, чем предыдущие. Значительную часть эмигрантов составили представители среднего класса, а также креативных и IT профессий. Это усиливает аналогию с предыдущими волнами: в частности, после Октябрьского переворота Россию покидали, в том числе, офицеры с семьями, представители дворянства — то есть высоко стоящие на социальной лестнице.

Отличием нынешней волны эмиграции стало то, что часть россиян релоцировалась в постсоветские страны: Грузию, Армению, Казахстан, Кыргызстан. Здесь и так изначально сохранялось сильное культурное влияние: в частности, в Казахстане русский язык самый массовый, хотя не имеет статуса государственного, а в Кыргызстане имеет статус официального.

Центрами притяжения для представителей русскоязычной диаспоры в ходе нескольких волн эмиграции XX–XXI вв. стали не только европейские столицы, но и крупные города за пределами Европы — в Азии (Китай, Индия) и Латинской Америке (Бразилия, Аргентина, Перу), на Ближнем Востоке (Турция, Иран, ОАЭ).

Нынешняя волна эмиграции из России состоит в основном из высоко политизированных, мобильных, образованных граждан. Оставив за скобками политические предпочтения релокантов, необходимо отметить, что формирующиеся в мире крупные русскоязычные диаспоры позволяют расширить сферу влияния русской культуры. Ближайшая аналогия — это Русский Харбин, который начал формироваться уже в 1918 г. Метрополия приобрела крупнейшую русскую диаспору, которая насчитывала более 120 тысяч человек. Существование диаспоры предполагало, разумеется, наличие экономических и культурных атрибутов: появление большого числа русских привело к оживлению бизнеса, строились православные храмы и монастыри, русские рестораны, школы, вузы и театры, издавалась русскоязычная пресса. Харбин до сих пор сохранил следы русского влияния.

Аналогичный процесс русификации наблюдался позднее и в других центрах притяжения эмигрантов из СССР и России: в Берлине, Париже, Буэнос-Айресе, Нью-Йорке, городах Израиля. Ярким примером может служить послереволюционная эмиграция в Турцию (Оттоманскую империю), которая насчитывала несколько сотен тысяч человек.

Причем она была крайне многонациональной: бежали, в том числе, татары и черкесы, сформировавшие в Малой Азии также крупные диаспоры с выраженным политическим и культурным влиянием, сохранившимся до сих пор.

Только Стамбул принял около 200 тысяч эмигрантов, которые оказали серьезное влияние на культурную жизнь — от моды до гастрономии. В Стамбуле появился русский балет, открылись выставки и мастерские.

Русскоязычная миграция в Стамбул привела к значительному культурному обогащению города: город приобрел новаторские социокультурные элементы, фактически теснее сблизившись с европейской культурной традицией. В Стамбул эмигрировало множество классических музыкантов, оперных певцов, артистов балета, художников. В частности, антрепренер и солист Мариинского театра Владимир Смирнов открыл в городе театр-кабаре «Паризиана». Таким образом, Стамбул стал прародителем искусства русского эмигрантского кабаре.

Конечно, на фоне титанов Серебряного века русской культуры значимость современных рэперов или стендап-комиков, эмигрировавших и гастролирующих для представителей диаспоры, меркнет. Да и в современном информационном обществе открытие in situ театров или кинотеатров уже не имеет такой культуртрегерской важности, как столетие назад. Вместе с тем любая диаспора — вне зависимости от исторического периода — требует наличия культурных институтов.

Примером может служить испанская курортная провинция Аликанте, где русскоязычная диаспора насчитывает более 18 тысяч человек (самая крупная в Испании). Здесь работают несколько педагогических центров на русском языке — как школы, и студии дополнительного образования.

Ориентированы они, безусловно, на представителей самой диаспоры, оставаясь своего рода res per se. Такого же мощного культурного влияния, как в Стамбуле или Харбине, даже многочисленная русская диаспора не имеет.

Сейчас аналоги послереволюционного «Русского Харбина» или «Русского Стамбула» формируются повсеместно. В том числе в популярных туристических местах, таких как Бали, Гоа, Пхукет. Как и в Аликанте, основу диаспоры здесь составляют релоканты нескольких волн, которые формируют свою «маленькую Москву» с ее узнаваемыми атрибутами — от ресторанчиков до магазинов. К сожалению, культурная значимость таких «курортных» диаспор также значительно меньше, нежели, например, экономическая.

Экономическое влияние превалирует над культурным и в других крупных диаспоральных центрах — в том числе в Дубае и Стамбуле. Об интенсивности бизнес-релокации в Турцию позволяют говорить следующие цифры. В 2021 г. в Турции гражданами России было приобретено 5 379 домовладений (третье место после представителей Ирана и Ирака), а в 2022 г. — 16 312, по подсчетам Турецкого института статистики. В I квартале 2023 г. россиянами приобретено 3 915 объектов (более чем двукратный рост по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.).

Рост демонстрирует и количество предприятий, открываемых в Турции россиянами. Отчетность Турецкого союза палат и товарных бирж (TOBB) свидетельствует: граждане России лидируют по количеству созданных в Турции юридических лиц. В 2021 г. их было 177 с объемом вложений почти 92 млн турецких лир, в 2022 году — 1 363 с объемом вложений более 565 млн лир (по обоим показателям Россия обогнала предыдущего лидера — Иран).

За январь–февраль 2023 г. в Турции зарегистрировано 215 компаний с российским капиталом (семикратный рост); объем вложений превысил 390 млн лир.

В Дубае такой же подробной статистики власти, к сожалению, не ведут. Однако наблюдения позволяют констатировать: основу эмиграции составили вовсе не деятели культуры, а бизнесмены, которые за 2022 г. превратились в мощную движущую силу, стимулировавшую развитие рынков недвижимости, акций и экспортных товаров в ОАЭ.

Быстрый приток эмигрантов, обладающих деньгами или лишь финансовыми компетенциями, неизменно вызовет в долгосрочной перспективе и всплеск интереса к русской культуре. Он будет менее выраженным, нежели, например, после Октябрьского переворота или даже после распада СССР. Однако русскоязычные диаспоры, увеличившиеся или вновь появившиеся в городах мира с начала 2022 года, в ближайшие десятилетия станут новыми амбассадорами русской цивилизации.


Оценить статью
(Голосов: 20, Рейтинг: 4.15)
 (20 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся