Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 26, Рейтинг: 4.77)
 (26 голосов)
Поделиться статьей
Алена Лисенкова

к.полит.н., преподаватель ФМОПИ СЗИУ РАНХиГС, приглашённый преподаватель СПбШСНиВ НИУ ВШЭ

Сразу после парламентских выборов 2021 г. рейтинг партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) какое-то время сохранялся на сравнительно низком уровне в 10-11%. Так, согласно опросам Infratest dimap за октябрь 2021 г., в популярности она уступала всем основным конкурентам, за исключением последние годы стабильно теряющей своё влияние и рискующей стать партией исключительно земельного уровня «Левой». Пройти в Бундестаг последнего созыва левым удалось только благодаря полученным по подсчётам первых голосов трём прямым мандатам, так как необходимый 5-процентный барьер по вторым голосам (по партийным спискам) преодолён не был.

С января 2022 г. популярность правых популистов начала поступательно расти. Они постепенно догоняли и опережали членов сформировавшейся коалиции «Светофор». Учитывая столь стремительный подъём, заявление сопредседателя А. Вайдель о планах АдГ выдвинуть кандидата на пост канцлера на следующих федеральных парламентских выборах не стало чем-то удивительным. Другой вопрос, что голосование состоится только в 2025 г., и пока не уточняется, кто мог бы стать кандидатом.

Несмотря на стремительный рост популярности, перспективы на государственном уровне у «Альтернативы для Германии» пока туманны, а успехи на выборах в Восточной Германии не являются показательными в масштабах всей страны. Следующее голосование в Бундестаг запланировано только на 2025 г., а политический контекст и рейтинги членов коалиции «Светофор» могут неоднократно поменяться. Кроме того, АдГ по-прежнему остаётся «нерукопожатной» для коалиционного (как федерального, так и земельного) сотрудничества в восприятии других политических сил, а также уже несколько лет находится под подозрением в правом экстремизме у Федерального ведомства по охране Конституции. Немецкий институт по правам человека и вовсе рассуждал в 2023 г. о возможности запрета АдГ.

Сразу после парламентских выборов 2021 г. рейтинг партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) какое-то время сохранялся на сравнительно низком уровне в 10-11%. Так, согласно опросам Infratest dimap за октябрь 2021 г., в популярности она уступала всем основным конкурентам, за исключением последние годы стабильно теряющей своё влияние и рискующей стать партией исключительно земельного уровня «Левой». Пройти в Бундестаг последнего созыва левым удалось только благодаря полученным по подсчётам первых голосов трём прямым мандатам, так как необходимый 5-процентный барьер по вторым голосам (по партийным спискам) преодолён не был.

С января 2022 г. популярность правых популистов начала поступательно расти. Они постепенно догоняли и опережали членов сформировавшейся коалиции «Светофор». Так, АдГ сначала сравнялась, а затем и обогнала Свободную демократическую партию (СвДП) Германии. В мае-июне 2023 г. аналогичная судьба постигла партию «Союз 90/Зелёные». За июнь и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), представителем которой является канцлер О. Шольц, оказалась позади. В результате «Альтернатива для Германии» впервые в своей истории вышла на второе место с рекордным для себя показателем в 19%, уступив только блоку «Христианско-демократический союз Германии/Христианско-социальный союз Баварии» (ХДС/ХСС) с 29%. Впрочем, ему не привыкать быть на первом месте. Несмотря на текущий оппозиционный статус, ХДС/ХСС одержал победу в подавляющем большинстве избирательных кампаний, проводившихся с 1949 г.

Учитывая столь стремительный подъём, заявление сопредседателя А. Вайдель о планах АдГ выдвинуть кандидата на пост канцлера на следующих федеральных парламентских выборах не стало чем-то удивительным. Другой вопрос, что голосование состоится только в 2025 г., и пока не уточняется, кто мог бы стать кандидатом.

Наиболее очевидных варианта два. Во-первых, это сама А. Вайдель, являющаяся по состоянию на июнь 2023 г. наиболее популярным представителем «Альтернативы для Германии». Согласно данным Forsa, она занимает 19-ю строчку с 15-ю баллами (+3 с апреля 2023 г.) по шкале от 0 до 100, тогда как на 20-м месте расположился её сопредседатель Т. Хрупалла с 14-ю баллами (+2). Для сравнения, самым популярным политиком Германии стал действующий министр обороны Б. Писториус (СДПГ, 59 баллов, +3). За исключением последнего, в Топ-15, куда попали различные представители ХДС/ХСС, СДПГ, «зелёных» и СвДП, больше никто не прибавил в личном рейтинге.

Показателен ли успех в Восточной Германии для всей страны?

На первый взгляд продолжением охарактеризованных тенденций стала победа на выборах ландрата (главы округа) в Зоннеберге (Тюрингия) Р. Зессельмана от «Альтернативы для Германии» 25 июня 2023 г. Это первый подобный успех партии. 2 июля уже Х. Лот был избран бургомистром в городе Рагун-Йесниц (Саксония-Анхальт).

Однако, несмотря на наличие подобных достижений местного уровня, их не стоит переоценивать. Кроме того, и Тюрингия, и Саксония-Анхальт — земли Восточной Германии, где правые популисты традиционно более популярны, чем в среднем по стране. С момента своего создания в 2013 г. АдГ всё больше занимала нишу ранее традиционно пользовавшейся спросом у консервативных избирателей «Левой», что можно обосновать непривлекательностью идеологии последней и её неудачной попыткой адаптироваться к современным западным ценностям, сокращению численности заставших социалистический блок во взрослом возрасте граждан и др. Соответственно, ещё на последних как федеральных (2021 г.), так и земельных (2019 г., 2021 г.) выборах в Тюрингии и Саксонии-Анхальт по вторым голосам «Альтернатива для Германии» заняла 1–3 места, тогда как в среднем по стране в 2021 г. она была только пятой. Для сравнения, на повторных субнациональных выборах (голосование 2021 г. было признано недействительным) в скорее западном, чем восточном, с точки зрения земельной принадлежности, Берлине в феврале 2023 г. АдГ также заняла 5-е место. На выборы в Бремене в мае 2023 г. партия не была допущена, а более показательным может стать голосование в Баварии в октябре. С января по июль, там, по подсчётам GMS, рейтинг партии также вырос, но только с 10% до 13%, и она осталась на третьем месте по популярности.

Что всё-таки повлияло на общественное мнение?

«Альтернативу для Германии» будет не совсем правильно назвать «партией одной темы», поскольку она весьма последовательно выступает за защиту национальных интересов и невмешательство во внутренние дела государства, консервативные семейные ценности, борьбу с терроризмом и др. Однако перечень её наиболее приоритетных вопросов всё-таки формировался постепенно. Если сравнивать с опросами общественного мнения Statista, АдГ последовательно опиралась на наиболее острые вызовы, каждый раз представляя альтернативный взгляд на государственное управление, тем самым как бы дополняя список своих ключевых тем. Именно от удачности их интерпретации во многом зависел рейтинг партии. Изначально она преимущественно выступала против европейских институтов и евро, после чего расширила свою риторику на миграционный кризис и ислам, а затем — и на несоразмерность мер по борьбе с изменением климата. Наконец, список дополнило коронавирусное управление, а на современном этапе — и энергетический кризис с сопутствующим ему внешнеполитическим контекстом.

Стоит уточнить, что цены на энергоносители начали расти ещё в конце 2021 г. Свою роль сыграло и пост-коронавирусное восстановление экономики, и несопоставимость спроса и предложения, и стремление отказаться от атомной энергетики, а также несоответствие уровня развития возобновляемой энергетики возлагаемым на нее надеждам. Усугубило ситуацию обострение отношений не только между Россией и Украиной, но также между Россией и поддержавшими украинскую сторону Германией и ЕС.

Долгое время к природному газу, используемому в таких чувствительных для граждан направлениях как отопление и электроэнергия, относились в стране как к переходному «мосту» к возобновляемой энергетике. С этим были готовы согласиться даже «зелёные». Однако внешнеполитические приоритеты Германии в сочетании с «энергетическим поворотом» поспособствовали не только отказу от газопровода «Северный поток-2» или новым санкционным ограничениям, но и недовольству граждан уровнем цен. Кульминацией здесь стали дискуссии о принятии обновлённого Закона об отоплении зданий в связи с планом Германии достигнуть «климатической нейтральности» к 2045 г. Предполагалось, что документ вступит в силу 1 января 2024 г., а каждая новая система отопления должна будет эксплуатироваться с использованием не менее 65% возобновляемой энергетики. Данная инициатива вызвала не только обеспокоенность граждан, но и ожесточённые споры внутри правящей коалиции. В конечном итоге это привело к длительным обсуждениям в рамках поиска компромиссов.

Подобные тенденции сыграли на руку «Альтернативе для Германии», планомерно критиковавшей приоритет возобновляемой энергетики и защищавшей различные виды невозобновляемой энергетики — газопровод «Северный поток-2», а также национальные экономические интересы, дружеские отношения с Россией и т.д. Как следствие, ещё в конце 2022 г. АдГ провела ряд демонстраций в рамках развернутой кампании «Наша страна прежде всего!» с акцентом на внешнеполитическое, экономическое и энергетическое направления политики. Тогда как в контексте планируемого изменения законодательства она выдвинула новую инициативу «Остановить отопительный молот!», в рамках которой были заявлены такие приоритеты как свободный выбор источников энергии и широкий энергетический баланс, отмена Закона об отоплении зданий, а также защита энергетических интересов (в т.ч. отмена санкций против России).

***

Несмотря на стремительный рост популярности, перспективы на государственном уровне у «Альтернативы для Германии» пока туманны, а успехи на выборах в Восточной Германии не являются показательными в масштабах всей страны. Следующее голосование в Бундестаг запланировано только на 2025 г., а политический контекст и рейтинги членов коалиции «Светофор» могут неоднократно поменяться. Кроме того, АдГ по-прежнему остаётся «нерукопожатной» для коалиционного (как федерального, так и земельного) сотрудничества в восприятии других политических сил, а также уже несколько лет находится под подозрением в правом экстремизме у Федерального ведомства по охране Конституции. Немецкий институт по правам человека и вовсе рассуждал в 2023 г. о возможности запрета АдГ.


(Голосов: 26, Рейтинг: 4.77)
 (26 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся