Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 32, Рейтинг: 4.88)
 (32 голоса)
Поделиться статьей
Леонид Цуканов

Политический консультант, председатель Попечительского совета Уральской ассоциации молодых ближневосточников, консультант ПИР-Центра

13 июня 2021 г. израильский Кнессет утвердил состав нового правительства страны. Лидер партии «Ликуд» Биньямин Нетаньяху, долгое время занимавший пост премьер-министра, в состав нового правительства не вошел.

В общей сложности господин Нетаньяху находился у власти 15 лет (из них порядка 12 — непрерывно). Не мудрено, что его персона за долгие годы у многих стала прочно ассоциироваться с израильской региональной политикой. И, если в СМИ смещение Б. Нетаньяху освещается преимущественно с нейтральных позиций (что обусловлено редакционной политикой крупных СМИ), то в социальных сетях условный водораздел между его сторонниками и противниками значительно заметней. По этой причине комплексный анализ настроений в социальных медиа особенно важен для понимания региональной ситуации, а также для выявления народной реакции на происходящие изменения.

Каким бы ни было отношение к Нетаньяху в Израиле и на Ближнем Востоке в целом, следует признать, что для многих он остается знаковой фигурой. Несмотря на наличие негативных инфоповодов (коррупционный скандал, судебное преследование и пр.), его образ в социальных медиа по-прежнему имеет позитивно-нейтральную окраску — более того, замечена тенденция представить Нетаньяху в социальных сетях как патриота и государственника, несправедливо оболганного оппозицией. Данный процесс пока не встретил значительного противодействия со стороны электората Беннета — Лапида, однако вряд ли такое положение дел будет сохраняться в течение долгого времени.

Эксперты в сфере GR указывают, что в текущих условиях Б. Нетаньяху вполне может выгодно использовать преимущественно позитивный образ в социальных медиа для закрепления своего положения в качестве «лица» израильской оппозиции для дальнейшего давления на новое правительство, а также создания устойчивого канала критики. В свою очередь, подобная политика лишь усилит раскол израильского общества на два лагеря.

С другой стороны, считать, что опора лишь на эфемерный концепт «с Нетаньяху было лучше» будет эффективна в течение долгого времени, не следует. Ожидается, что к «100 дням» правительства Беннета — Лапида, медиаобраз Б. Нетаньяху окончательно «остынет», и не сможет служить источником подпитки для его деятельности. В таком контексте Б. Нетаньяху придется либо постоянно быть вовлеченным в информационную повестку (в идеале — в позитивном ключе), либо использовать дополнительный инструментарий для сохранения своего политического веса.

13 июня 2021 г. израильский Кнессет утвердил состав нового правительства страны. Лидер партии «Ликуд» Биньямин Нетаньяху, долгое время занимавший пост премьер-министра, в состав нового правительства не вошел.

В общей сложности господин Нетаньяху находился у власти 15 лет (из них порядка 12 — непрерывно). Не мудрено, что его персона за долгие годы у многих стала прочно ассоциироваться с израильской региональной политикой. И, если в СМИ смещение Б. Нетаньяху освещается преимущественно с нейтральных позиций (что обусловлено редакционной политикой крупных СМИ), то в социальных сетях условный водораздел между его сторонниками и противниками значительно заметней. По этой причине комплексный анализ настроений в социальных медиа особенно важен для понимания региональной ситуации, а также для выявления народной реакции на происходящие изменения.

Методологические основы исследования

Проводимому анализу предшествовала значительная подготовка. В частности, в рамках проекта был разработан пул запросов, так или иначе связанных с политической («выборы», «коалиция», «оппозиция», «импичмент» и пр.), экономической («коррупция», «рецессия», «экономический рост», «Сингапурский план» и др.) и социальной («протесты», «столкновения», «безработица», «вакцинация» и пр.) повесткой в стране. Дополнительно были учтены географические («Израиль», «израильский», «Палестина», «палестинский», «Иерусалим», «Тель-Авив», «Сектор Газа», «Сирия», «Иран» и др.) и личностные («Биньямин Нетаньяху», «Нафтали Беннет», «Яир Лапид» и пр.) лексемы — в том числе искаженные («Биби», «Беня», «Биба», «Нафи», «Лапеннет» [жаргонизм, используемый для обозначения правительства «Беннета — Лапида» — прим. автора] и др.). В общей сложности, в банк запросов было включено около 90 объектов (без учета слов-операторов и слов-исключений). В дальнейшем все элементы сложносоставного запроса были переведены на основные языки региона (иврит, арабский, персидский, турецкий), а также на английский. Таким образом, была сформирована комплексная библиотека запроса, позволяющая оценить настроения в социальных медиа региона, а также проследить динамику изменения позиционирования тех или иных событий.

Для сбора первичного массива автором исследования были использованы специальные программы для мониторинга социальных медиа (например, eMedia Monitor и Cision Communications Cloud), а также инструменты ручного поиска. Кроме того, для автоматического отсечения «мусорных» сообщений (спам), «однодневных» аккаунтов и форумных агрегаторов были дополнительно применены SaaS-системы (в частности, Awario).

В качестве начальной точки исследования выбрано 5 мая 2021 г. — день, когда президент Израиля Реувен Ривлин поручил Яиру Лапиду, одному из лидеров оппозиционного блока, сформировать новый кабинет министров (поскольку Биньямину Нетаньяху за отведенное время не удалось создать правительственную коалицию). Данное поручение стало первым сигналом, что «непотопляемый Биби» теряет позиции — и на этот раз без преувеличений.

При этом первый этап исследования ограничен 17 июня 2021 г. — достаточно, чтобы утих информационный шум после присяги Нафтали Беннета (13 июня 2021 г.), но при этом не произошло наслоение новых информационных поводов. Дополнительно следует указать, что данный срез — лишь первая часть большого исследования, второй его этап запланирован на сентябрь 2021 г. и приурочен к «100 дням» правительства «Беннета — Лапида». Полученные же на первом этапе данные станут базой для проведения более глубокого анализа и выявления долгосрочных трендов.

Некоторые статистические результаты исследования

В общей сложности, за рассмотренный период зафиксировано порядка 5,5 млн случаев упоминания темы в социальных медиа. При этом более чем в половине публикаций Биньямин Нетаньяху фигурирует на первых ролях (т. е. его персоне посвящено 60 и более процентов текста). Чуть более 15% материалов содержат упоминания «непотопляемого Биби» (прозвище Нетаньяху) в качестве второстепенного персонажа (как правило, это материалы, в которых персоне Нетаньяху посвящено не более 5 предложений). В остальных он упоминается исключительно контекстуально (см. Диаграмму 1).

Диаграмма 1. Характер упоминаний Биньямина Нетаньяху в социальных медиа

Следует также указать, что ключевые всплески активности пользователей социальных медиа в регионе совпадают (или частично совпадают) с важными событиями переходного периода (формирование нового коалиционного правительства, разногласия внутри партии «Ликуд», «майская война» в Секторе Газа и др.).

При этом динамика упоминаний неравномерна: резкие всплески медиаактивности чередуются с периодами спада. В качестве точки минимума определена дата 8 мая 2021 г. (в этот день зафиксировано наименьшее число упоминаний персоны Б. Нетаньяху и его оппонентов), точка максимума — 17 июня 2021 г. При этом самое резонансное событие периода (очередное обострение палестино-израильского конфликта), ставшее безусловным лидером по числу упоминаний в СМИ региона, не получило столь большого охвата в социальных медиа, как, например, обсуждение присяги Н. Беннета (13 июня 2021 г.). Подробная схема представлена ниже (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2. Динамика упоминаемости темы в социальных медиа (5 мая — 17 июня 2021 г.).

Если разделять итоговый массив по языковым сегментам (т. е. по языку, на котором написано то или иное сообщение), то ситуация выглядит следующим образом (см. диаграмму 3). Как и ожидалось, лидирующие позиции (около 36%) занимают сообщения на иврите. Граждане Израиля довольно активно обсуждают ситуацию в стране, делятся своими взглядами на происходящее, а также мыслями относительно будущего Государства и региона в целом.

Довольно сильно выражены русскоязычный и англоязычный сегменты (18% и 20% соответственно) — в обоих случаях весомый процент авторов составляют жители Израиля, граждане других государств представлены незначительно. Примечательно также, что в русскоязычном сегменте встречаются преимущественно публикации людей пенсионного (60+ лет) и околопенсионного (45–60 лет) возрастов, в то время как в англоязычном доминирует молодежь (18–24 года). Тем не менее, тональность и тематика публикаций, в целом, совпадают.

Если говорить об арабском сегменте, то публикаций здесь зафиксировано намного меньше (около 400 тыс.), чем в предыдущих разделах, и они сосредоточены преимущественно на проблемах арабского населения страны.

В персоязычном сегменте Интернета тема также обсуждается довольно широко. Однако более чем в 60% материалов ситуация в Израиле является фоном для обсуждения политики Ирана на Ближнем Востоке. Наименьшее же число упоминаний темы (около 270 тыс.) зафиксировано на турецком языке.

Диаграмма 3. Число публикаций по теме с разбивкой по языковым сегментам

Следует обратить внимание на тональность публикаций, служащую одним из ключевых индикаторов общественных настроений. Опираясь на данные диаграммы 4 (представлена ниже), можно заметить, что израильский сегмент, в целом, довольно сбалансирован — позитивные и негативные публикации по рассматриваемой теме находятся в равновесии. Пользователи, с одной стороны, благодарят Б. Нетаньяху за мудрое руководство, дальновидные политические решения (в частности, нормализация отношений с рядом арабских стран в рамках «Соглашений Авраама») и «искреннее служение интересам страны», а, с другой стороны, обвиняют его в коррупционной деятельности, срыве международных договоренностей и «превращении Израиля в агрессора». Похожие оценки преобладают и в русскоязычном сегменте — однако тут наблюдается больший упор на негативные составляющие (процент негативных сообщений превышает позитивные практически в 3 раза) — для сравнения: разница в англоязычных публикациях куда меньше (порядка 8%).

Также весьма интересной выглядит ситуация в арабоязычном сегменте Интернета, где число позитивных публикаций по «сионистской» тематике впервые за долгое время превысило число негативных. И, хотя разрыв на данный момент незначителен (менее 2%), подобная тенденция демонстрирует коренные изменения, происходящие в Арабском мире (особенно с учетом недавних событий в Секторе Газа). Многие арабские авторы считают Б. Нетаньяху ревизионистом и агрессором, однако приветствуют консолидацию оппозиционных сил (в которые вошли, в том числе, арабские партии) и надеются на продолжение перезагрузки отношений по линии «Арабский мир — Израиль». Конечно, определенный процент авторов транслирует алармистские настроения и настаивает на том, что Израиль останется для арабов врагом — однако доля подобных публикаций становится все меньше.

Самый большой процент негатива по рассматриваемой теме зафиксирован в персоязычном сегменте Интернета — большинство авторов считают, что и Нафтали Беннет, и Яир Лапид являются такими же «ястребами», как и Биньямин Нетаньяху, а потому от смены премьер-министра политический курс страны и ее риторика в отношении соседей, в целом, не изменится. Более того, после репутационных потерь от «майской войны» представители нового правительства сделают все возможное, чтобы не допустить укрепления связей между Ираном и ХАМАС (особенно на фоне выборов в Палестине) и дальнейшего превращения его в аналог «Хезболлы».

Оптимистично же настроенные авторы (таких в этом сегменте едва ли наберется 5%) уверяют, что, в отличие от Нетаньяху, стремившегося любыми средствами укрепить свое положение, ни Лапид, ни Беннет не заинтересованы в «маленьких победоносных войнах», а потому вряд ли будут в ближайшее время совершать агрессивные выпады.

Наименьшую заинтересованность продемонстрировали авторы, пишущие на турецком языке — большинство сообщений имеют нейтральную тональность, а разрыв между позитивом и негативом незначителен (порядка 3%). Как правило, пользователи турецких соцмедиа не поддерживают ни одну из противоборствующих сил, а свое отношение к возможной трансформации политики Израиля оценивают с точки зрения долгосрочных интересов Турции в регионе.

Диаграмма 4. Публикации по теме с разбивкой по тональности (процентное соотношение).

Смена премьер-министра в Израиле: контекст в социальных медиа страны

В отличие от предыдущего раздела, который был посвящен анализу ситуации в ближневосточном сегменте социальных медиа в целом, в данном случае сделан упор именно на анализ ситуации в соцмедиа Израиля. Это обусловлено тем, что выявление доминирующих настроений среди израильских пользователей позволит более полно представить их ожидания от переходного периода, а также остаточные впечатления от эпохи правления Биньямина Нетаньяху.

Следует указать, что для формирования объективной картины в итоговый массив по этому разделу были дополнительно включены англоязычные, русскоязычные и арабоязычные публикации — однако с обязательным цензом: пользователь должен проживать на территории Израиля (определялось посредством геолокации и инструментов углубленного SaaS-анализа) или иметь среди своих подписчиков некоторое количество израильтян (не менее 10% от общего числа).

По итогам проведенного анализа удалось выделить 20 объектов, которые чаще всего фигурировали в социальных медиа в рассматриваемом периоде (см. Диаграмму 5). Как и ожидалось, со значительным отрывом лидирует Биньямин Нетаньяху — его имя упоминается в социальных медиа более 800 тыс. раз. При этом круг тем чрезвычайно обширен, а тональность публикаций варьируется от позитивной до ярко выраженной негативной. Также в топ-20 по упоминаемости вошли и некоторые прозвища Нетаньяху — например, Биби (3 место) и Беня (19 место), что делает его абсолютным лидером с точки зрения медиаактивности. В то же время весьма примечательна динамика медиаобраза в зависимости от выбранного ключа: если объект «Биньямин Нетаньяху», с точки зрения соотношения позитивных и негативных публикаций, находится в относительном равновесии, то в случае с прозвищами, негатив в значительной степени перевешивает.

На втором месте (порядка 600 тыс. упоминаний) расположился объект «Лапеннет» — неологизм, используемый в социальных медиа для сокращенного обозначения правительства Беннета — Лапида. Однако, несмотря на популярность данного «суммирующего» объекта, по отдельности политики не так широко упоминаемы: так, Нафтали Беннет оказался по итогу на 6 месте (около 170 тыс. упоминаний), а Яир Лапид — на 8 позиции (менее 100 тыс. упоминаний). В обоих случаях позитивные и нейтральные публикации перекрывают негатив, однако тематика публикаций вращается преимущественно вокруг фактов формирования коалиции и смещения Нетаньяху.

Кроме того, из представителей новой коалиции в топ-20 вошел Мансур Аббас (11 место) — лидер арабской партии «РААМ», что также было оценено в соцмедиа в преимущественно позитивном ключе. Многие пользователи уверены, что вхождение в состав нового коалиционного правительства представителей арабских партий положительно скажется на диалоге с Арабским миром, а также позволит улучшить положение арабов, проживающих на территории Израиля.

Весьма большой охват в социальных медиа получили объекты, связанные с недавним обострением палестино-израильского конфликта — а именно «Палестина / палестинцы» (4 место), ХАМАС (9 место), Иерусалим (10 место) и ФАТХ (14 место). Как правило, пользователи обсуждают итоги противостояния в мае 2021 г., а также выдвигают предположения о дальнейшем развитии палестино-израильских отношений. Примечательно, что ни действующий президент Палестины Махмуд Аббас (Абу Мазен), ни его оппонент Мохаммед Дахлан (Мохаммед Юсеф Шякир Дахлан), которого многие видят будущим лидером «новых палестинцев», в Топ-20 не попали, заняв 45 и 38 места соответственно. Это говорит о том, что на данный момент ни один из крупных палестинских политиков не отождествляется с движением сопротивления.

Если говорить о внешнеполитической плоскости, то в лидерах информационной повестки в социальных медиа находятся Иран (7 место) и Сирия (20 место). Также довольно часто упоминается «Хезболла» (15 место), во многих публикациях, фактически, синонимичная объекту «Ливан». Во всех перечисленных случаях пользователи социальных сетей рассуждают об усилении противников Израиля, а также о том, как новое правительство будет реагировать на вызовы и угрозы, исходящие от вышеперечисленных акторов. Примечательно, что негативные оценки преобладают: значительный процент пользователей настаивает на том, что Н. Беннет, фактически, планирует продолжить политику Нетаньяху (по крайней мере, в отношении Ирана), однако, в отличие от своего предшественника, не в полной мере понимает специфику региональных отношений и вряд ли сможет привлечь новые страны в «Соглашения Авраама». Впрочем, пользователи надеются, что позитивное влияние на Н. Беннета окажет его коллега по коалиции Я. Лапид, ранее занимавший пост главы МИД и имеющий значительный практический опыт.

Также следует упомянуть, что в Топ-20 попало два нерегиональных политика — президент США Джо Байден (13 место) и президент РФ Владимир Путин (16 место). Однако тональность публикаций, в контексте которых они фигурируют, в значительной степени разнится. Так, в случае с американским президентом, преобладают негативные и негативно-нейтральные оценки: пользователи критикуют его за невнятную позицию по Палестине, а также за сворачивание большинства программ, направленных на поддержку «Соглашений Авраама». В случае с президентом РФ, напротив, повестка представлена преимущественно нейтральными материалами.

Весьма интересным выглядит то, что из значительного количества объектов, связанных с социальной обстановкой в Государстве, в двадцатку наиболее упоминаемых вошел только один — «коррупция». Остальные вызовы (например, «инфляция», «пандемия», «антисемитизм» и др.) встречаются не ранее, чем в третьем десятке рейтинга.

Диаграмма 5. Двадцать самых упоминаемых объектов в социальных медиа (с разбивкой по тональности).

Кто Вы, «мистер Биби»? Каким запомнился Израилю Нетаньяху?

Эпоха премьер-министра Нетаньяху подходит к концу. Несмотря на то, что сам Нетаньяху не планирует уходить с политической арены, и уже объявил о «переходе в оппозицию», его влияние на политические процессы вряд ли будет расти. Во всяком случае, ожидать «второго пришествия Биби», как пишут некоторые пользователи соцмедиа, не приходится. В связи с этим уже сейчас можно подвести условную черту и определить, чем запомнилась людям эпоха Б. Нетаньяху и он сам. На основе углубленного анализа было выявлено 5 ключевых характеристик, которые чаще всего сопутствовали его персоне (см. Диаграмму 6).

Как и ожидалось, многие израильтяне запомнили Нетаньяху как миротворца: подобные мысли, с разной степенью выраженности, встречались более чем в 30% проанализированных материалов. В числе основных заслуг, за которые благодарят премьер-министра, — укрепление позиций Израиля в области обеспечения региональной безопасности, а также улучшение отношений с Арабским миром (прежде всего, путем подписания «Соглашений Авраама»). Аналогично многие пользователи характеризуют Нетаньяху как лидера (17%) и защитника (более 19%), превознося его вклад в продвижение интересов Израиля на международной арене, а также его энергичную борьбу с ядерными амбициями соседей.

Тем не менее сильно выражены и негативные оценки. Так, порядка 22% пользователей соцмедиа не могут простить бывшему премьер-министру взяточничество, злоупотребление доверием и финансовые махинации (в частности, резонансное «Дело 3000»). Еще 9% авторов называют Нетаньяху оппортунистом, который вверг страну в состояние внутриполитического кризиса, длившегося более двух лет.

Так или иначе, при суммировании всех показателей позитивные характеристики преобладают (68,9% позитивных против 31,1% негативных), что говорит о благоприятном информационном наследии Нетаньяху. Однако, по мере развития следственных мероприятий, а также публикации закрытых материалов уголовного дела, ситуация может коренным образом поменяться.

Диаграмма 6. Биньямин Нетаньяху в оценках пользователей соцмедиа

Заключительные положения

Каким бы ни было отношение к Нетаньяху в Израиле и на Ближнем Востоке в целом, следует признать, что для многих он остается знаковой фигурой. Несмотря на наличие негативных инфоповодов (коррупционный скандал, судебное преследование и пр.), его образ в социальных медиа по-прежнему имеет позитивно-нейтральную окраску — более того, замечена тенденция представить Нетаньяху в социальных сетях как патриота и государственника, несправедливо оболганного оппозицией. Данный процесс пока не встретил значительного противодействия со стороны электората Беннета — Лапида, однако вряд ли такое положение дел будет сохраняться в течение долгого времени.

Эксперты в сфере GR указывают, что в текущих условиях Б. Нетаньяху вполне может выгодно использовать преимущественно позитивный образ в социальных медиа для закрепления своего положения в качестве «лица» израильской оппозиции для дальнейшего давления на новое правительство, а также создания устойчивого канала критики. В свою очередь, подобная политика лишь усилит раскол израильского общества на два лагеря.

С другой стороны, считать, что опора лишь на эфемерный концепт «с Нетаньяху было лучше» будет эффективна в течение долгого времени, не следует. Ожидается, что к «100 дням» правительства Беннета — Лапида, медиаобраз Б. Нетаньяху окончательно «остынет», и не сможет служить источником подпитки для его деятельности. В таком контексте Б. Нетаньяху придется либо постоянно быть вовлеченным в информационную повестку (в идеале — в позитивном ключе), либо использовать дополнительный инструментарий для сохранения своего политического веса.


Оценить статью
(Голосов: 32, Рейтинг: 4.88)
 (32 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся