Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Маркедонов

К.и.н., доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, эксперт РСМД

10 августа 2016 г. в Москве прошли переговоры В. Путина и С. Саргсяна. Рабочий визит С. Саргсяна в Москву не следует рассматривать как изолированное событие — он находится в цепи важных встреч: 8 августа 2016 г. в Баку состоялась встреча В. Путина с президентами Азербайджана и Ирана; 9 августа прошли переговоры В. Путина и Р. Эрдогана в Санкт-Петербурге, первые после инцидента со сбитым в Сирии российским бомбардировщиком. Таким образом, эти встречи демонстрируют попытку стран посмотреть на регион Большого Кавказа как с точки зрения его внутренней динамики, так и с точки зрения фоновых факторов, таких как российско-турецкие отношения, экономическая ситуация, энергетическая безопасность, а также влияние кризиса на Ближнем Востоке на ситуацию на Кавказе.

10 августа 2016 г. в Москве прошли переговоры В. Путина и С. Саргсяна. Рабочий визит С. Саргсяна в Москву не следует рассматривать как изолированное событие — он находится в цепи важных встреч: 8 августа 2016 г. в Баку состоялась встреча В. Путина с президентами Азербайджана и Ирана; 9 августа прошли переговоры В. Путина и Р. Эрдогана в Санкт-Петербурге, первые после инцидента со сбитым в Сирии российским бомбардировщиком. Таким образом, эти встречи демонстрируют попытку стран посмотреть на регион Большого Кавказа как с точки зрения его внутренней динамики, так и с точки зрения фоновых факторов, таких как российско-турецкие отношения, экономическая ситуация, энергетическая безопасность, а также влияние кризиса на Ближнем Востоке на ситуацию на Кавказе.

В будущем году Армения вступает в избирательный цикл. Фактор России в этом контексте хоть и не будет первостепенным (в первую очередь армян волнует социально-экономическое положение в стране), но, тем не менее, в контексте национальной безопасности он будет играть значимую роль. Поэтому два основных фокуса встречи В. Путина и С. Саргсяна, на которые нужно обратить внимание, — это общерегиональный и фокус российско-армянских отношений.

Серьезным вызовом стала эскалация конфликта в Нагорном Карабахе, которая всколыхнула Армению и придала больший импульс социально-политическому движению на спорной территории, заставила общество задуматься о роли России и факторе российско-азербайджанских отношений.

Помимо власти есть и общество, и этот фактор также, скорее всего, был предметом обсуждения.

Для С. Саргсяна и И. Алиева всегда очень важно, какие звучат заявления и обещания на встречах В. Путина с противоположной стороной. Нужно отметить схожие заявления В. Путина по ситуации в Нагорном Карабахе, сделанные в Баку и в Москве. На переговорах с С. Саргсяном почти слово в слово была повторена прозвучавшая в Азербайджане мысль о том, что Москва не видит разрешения конфликта через победу одной стороны и отсутствие компромисса между государствами. Компромисс и борьба за эти компромиссы — основа стабилизации ситуации. Можно сделать вывод о том, что Россия предпочитает такое решение конфликта, в котором не будет проигравших. Она будет балансировать между Арменией и Азербайджаном, пытаться перевести урегулирование в дипломатический формат и по возможности удерживать его именно в этом формате, чтобы это не выглядело победой одной стороны и разгромом другой.

В Армении сейчас много говорят о том, что Москва надавит на Ереван, и армянская сторона будет вынуждена пойти на необоснованные уступки, для того чтобы Азербайджан вошел в ЕАЭС. Тезис, который читается между строк, — Москва не собирается насильно включать страны в ЕАЭС и создавать из него «пионерскую» организацию. Если конфликт в Нагорном Карабахе не будет разрешен, то Азербайджан не сможет стать полноценным членом ЕАЭС. Поэтому Москва настаивает на том, чтобы страны выходили на компромиссное обсуждение через переговоры в двустороннем или трехстороннем формате.

Москва не видит разрешения конфликта через победу одной стороны и отсутствие компромисса между государствами. Компромисс и борьба за эти компромиссы — основа стабилизации ситуации.

В Баку и Ереване часто пытаются рассматривать политику России исключительно сквозь призму «а что нам с этого будет». Однако они забывают о том, что Москва тоже стремится отстаивать свои интересы и принимать выгодные для себя решения. Задача России состоит в том, чтобы не позволить конфликту вспыхнуть у своих границ. Москва и так сегодня принимает активное участие в урегулировании других конфликтов — в Сирии, на Украине, на Северном Кавказе, поэтому не хочет создавать для себя дополнительную дестабилизацию. В связи с этим свой финальный выбор Россия старается отсрочить, так как, поддержав ту или иную сторону, Москва может ухудшить свое собственное положение.

Дипломатия первых лиц не должна быть единственным форматом диалога между российским и армянским политическими сообществами.

Поэтому эта встреча важна прежде всего для того, чтобы рационализировать диалог и избежать ненужных фобий. Другой вопрос, что подобная работа должна быть системной, а системности нет. Важно то, что дипломатия первых лиц не должна быть единственным форматом диалога между российским и армянским политическими сообществами.

Кроме того, встреча В. Путина и С. Саргсяна имеет значение не только с точки зрения процессов, происходящих на Большом Кавказе, но и как важный элемент российско-армянских отношений. С обеих сторон прозвучали заявления о том, что это отношения стратегических союзников, однако очевидно, что дипломаты и политики не проговаривают многих вещей и что российско-армянские отношения на данном этапе тестируются.

Между тем роль России и данной встречи для политической карьеры С. Саргсяна едва ли будет принципиально важной. Москва поддерживает С. Саргсяна и считает его своим давним партнером. Однако в то же время Москва понимает, что работать нужно с разными политиками в Армении, и любой из них должен становиться партнером. Поэтому речь может идти о косвенной поддержке, и фактор Москвы в выборе будущего президента или премьер-министра Армении не будет критически важным, здесь приоритет у армянского общества.

 

 

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Д. Трамп собирается нарастить ядерный потенциал и выражает сомнения в пользе договора СНВ-III. Что делать России?
    Необходимо настаивать на сохранении традиционных подходов в области контроля и сокращения вооружений  
     272 (40%)
    Это серьезная угроза для мира. Нужны оригинальные инициативы по сотрудничеству в ядерной сфере, например, такие  
     213 (31%)
    Соблюдать паритет, включаться в ядерную гонку  
     106 (16%)
    Искать асимметричные средства нападения  
     87 (13%)

Текущий опрос

Какое влияние на развитие ЕАЭС, с Вашей точки зрения, окажет вступление в силу Таможенного кодекса?
Бизнесу
Исследователям
Учащимся