Оценить статью
(Голосов: 57, Рейтинг: 3.95)
 (57 голосов)
Поделиться статьей
Илона Стадник

Преподаватель-практик факультета международных отношений СПБГУ

В октябре 2018 г. в Первый комитет Генеральной Ассамблеи ООН были направлены два проекта резолюций по пункту 96 повестки дня 73 сессии ГА ООН: достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности.

Оба проекта имеют достаточно много общего. Одинаково оценивается позитивная роль прогресса в разработке и внедрении новейших ИКТ, но в то же время они признаются технологиями двойного назначения. Также в обоих проектах подчеркивается важность уважения прав человека и основных свобод при использовании ИКТ; приветствуются достижения предыдущих ГПЭ, в том числе признание важности применения международного права и Устава ООН для поддержания мира и стабильности в информационном пространстве. Российский текст конкретизирует эту часть преамбулы, ссылаясь на суверенное равенство государств, отказ от угрозы силой или ее применения, и невмешательство во внутренние дела других государств. Также оба проекта признают необходимость поиска механизмов вовлечения частного сектора, научных кругов и гражданского общества для повышения эффективности международного сотрудничества, при сохранении основной роли государств в обеспечении международной безопасности.

Однако имеются и существенные различия. Американский проект выделяет важность добровольного характера норм и правил ответственного поведения государств в сфере использования ИКТ для снижения риска нарушения международного мира и повышения степени доверия между государствами, а также обеспечения большей предсказуемости действий и снижения вероятности возникновения недопонимания между странами.

В преамбуле российского проекта выражается озабоченность по поводу наращивания государствами потенциала в области использования ИКТ в военных целях и повышения вероятности конфликтов с использованием ИКТ. В связи с этим отмечается, что интересам всех государств отвечает поощрение использования ИКТ в мирных целях, и предотвращение конфликтов, возникающих в результате использования ИКТ. Отмечается главная роль ООН в поощрении диалога между государствами-членами для выработки общего понимания в сфере безопасности и использования ИКТ, и в вопросах применимости норм международного права. Преамбула также закрепляет идею государственного суверенитета в ИКТ среде: международные нормы и принципы, проистекающие из суверенитета, применяются к юрисдикции государств над объектами ИКТ инфраструктуры в пределах их территории. Наконец, в проекте упоминается создание глобальной культуры безопасности путем облегчения передачи информационных технологий развивающимся странам и наращивания их потенциала в вопросах передовой практики и профессиональной подготовки в области кибербезопасности.

Центральным элементом российского проекта резолюции является обновленный свод международных правил, норм и принципов ответственного поведения государств: не использовать ИКТ и сети для вмешательства во внутренние дела других государств; защищать права личности в онлайн-и офлайн среде; пресекать использование и распространение вредоносных программ и технических средств, а также скрытых вредоносных функций и т.д.

Оба проекта резолюции предусматривают созыв новой группы правительственных экспертов в 2019 г., однако мандат и принципы ее работы существенно отличаются. Тем не менее, можно не сомневаться в том, что новая группа будет создана в том или ином виде, так как запрос на ее работу имеется у большинства государств — членов ООН.


В октябре 2018 г. в Первый комитет Генеральной Ассамблеи ООН были направлены два проекта резолюций по пункту 96 повестки дня 73 сессии ГА ООН: достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. Несмотря на то, что резолюции по этому пункту повестки направляются ежегодно с 1998 г., проекты документов в этом году заслуживают особого внимания.

Как известно, одним из главных результатов ранее принятых резолюций было создание в 2004 г. по инициативе российской стороны Группы правительственных экспертов в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности [1]. Это стало важнейшим достижением для международного сотрудничества в области информационной безопасности. Целью работы группы было изучение существующих и потенциальных угроз со стороны ИКТ среды и возможных совместных мер по их устранению. Первая группа завершила свою работу без доклада, так как тогда были впервые выявлены острые противоречия между позициями США и России по вопросу использования информации и контента как фактора угрозы национальной безопасности государства. Затем были созваны еще 3 группы, которые завершили свою работу консенсусными докладами в 2010, 2013 и 2015 гг. За эти годы был достигнут значительный прогресс: участники признали, что международное право и Устав ООН применимы к киберпространству. Также государства выработали список норм и принципов ответственного поведения государств при использовании ИКТ, определили меры укрепления доверия и дальнейшего международного сотрудничества. Однако работа последней пятой группы в 2017 г. окончилась неудачей. Мандат группы предусматривал подготовку доклада, который должен был конкретизировать, как именно международное право применимо к ИКТ сфере, но участники не смогли прийти к консенсусу. Камнем преткновения стали вопросы применения права государства на самооборону в ответ на вредоносное использование ИКТ, а также применение международного гуманитарного права к киберпространству, что, по мнению некоторых участников группы, узаконило бы сценарий военных действий в контексте ИКТ.

Комментируя завершение работы группы, представитель США в ГПЭ Мишель Маркофф отметила, что некоторые страны (подразумевая Россию и Китай) настаивали, что применение основных принципов jus ad bellum (право начала войны) и jus in bello (право при ведении войны) приведет к милитаризации ИКТ сферы, а не к предотвращению использования ИКТ в международных конфликтах.

Свою роль сыграли и напряженные отношения между Россией и США, которые являются одними из постоянных участников ГПЭ. Как известно, американская сторона обвинила Россию во вмешательстве в американские президентские выборы 2016 г., а также в совершении кибератак и проведении информационных кампаний в социальных сетях. Более того, высказывались мнения, что формат ГПЭ себя изжил, и необходимо искать новые площадки для обсуждения правил ответственного поведения государств в киберпространстве.

Если Россия неоднократно заявляла, что будет способствовать созыву новой ГПЭ на следующий год, то о намерении США возобновить формат ГПЭ стало официально известно только в конце сентября. После комментария г-жи Маркофф, полного горечи о потраченных впустую усилиях экспертов ГПЭ, США решили сосредоточиться на региональных и двусторонних переговорах о нормах ответственного поведения. Тем не менее 18 октября появился проект резолюции «Поощрение ответственного поведения государств в киберпространстве в контексте международной безопасности», где спонсорами выступили 36 государств, в том числе и США. А уже 22 октября 27 стран-спонсоров, включая Россию, представили свой проект резолюции, сохранив традиционное название «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности».

tanaptap1.jpg

Оба проекта имеют достаточно много общего. Одинаково оценивается позитивная роль прогресса в разработке и внедрении новейших ИКТ, но в то же время они признаются технологиями двойного назначения. Российский проект уточняет, что злонамеренное использование ИКТ включает в себя как встроенные скрытые вредоносные функции, так и их применимость в преступных и террористических целях. В обоих проектах подчеркивается важность уважения прав человека и основных свобод при использовании ИКТ; приветствуются достижения предыдущих ГПЭ, в том числе признание важности применения международного права и Устава ООН для поддержания мира и стабильности в информационном пространстве. Российский текст конкретизирует эту часть преамбулы, ссылаясь на суверенное равенство государств, отказ от угрозы силой или ее применения, и невмешательство во внутренние дела других государств. Также оба проекта признают необходимость поиска механизмов вовлечения частного сектора, научных кругов и гражданского общества для повышения эффективности международного сотрудничества, при сохранении основной роли государств в обеспечении международной безопасности.

Александр Зинченко, Анастасия Толстухина:
Мир или война в киберпространстве?

Далее следует отметить существенные различия в документах. Американский проект выделяет важность добровольного характера норм и правил ответственного поведения государств в сфере использования ИКТ для снижения риска нарушения международного мира и повышения степени доверия между государствами, а также обеспечения большей предсказуемости действий и снижения вероятности возникновения недопонимания между странами. Поэтому резолюция призывает государства руководствоваться при использовании ИКТ докладами ГПЭ 2010, 2013 и 2015 гг.

В преамбуле российского проекта выражается озабоченность по поводу наращивания государствами потенциала в области использования ИКТ в военных целях и повышения вероятности конфликтов с использованием ИКТ. В связи с этим отмечается, что интересам всех государств отвечает поощрение использования ИКТ в мирных целях, и предотвращение конфликтов, возникающих в результате использования ИКТ. Отмечается главная роль ООН в поощрении диалога между государствами—членами для выработки общего понимания в сфере безопасности и использования ИКТ, и в вопросах применимости норм международного права. Преамбула также закрепляет идею государственного суверенитета в ИКТ среде: международные нормы и принципы, проистекающие из суверенитета, применяются к юрисдикции государств над объектами ИКТ инфраструктуры в пределах их территории. Наконец, в проекте упоминается создание глобальной культуры безопасности путем облегчения передачи информационных технологий развивающимся странам и наращивания их потенциала в вопросах передовой практики и профессиональной подготовки в области кибербезопасности.

Центральным элементом российского проекта резолюции является обновленный свод международных правил, норм и принципов ответственного поведения государств, содержащий 25 пунктов и вобравший в себя основные нормы, зафиксированные в докладе ГПЭ от 2015 г., а также некоторые положения из Правил ответственного поведения в области обеспечения МИБ 2015 г., представленных странами ШОС, и российской концепции конвенции МИБ 2011 г. В частности, государствам предлагается:

  • Соблюдать Устав ООН, не использовать ИКТ и сети для вмешательства во внутренние дела других государств, подтвердить права и обязанности в отношении правовой защиты своего информационного пространства и критически важных объектов информационной инфраструктуры
  • Обеспечить безопасность товаров и услуг, связанных с ИКТ на всех уровнях каналов поставок, чтобы другие государства не использовали свое доминирующее положение в сфере ИКТ
  • Защищать права личности в онлайновой среде также, как и в офлайновой среде.
  • Играть одинаковую роль в международном управлении Интернетом
  • Не строить обвинения в противоправных действиях только на основании того, что вредоносная активность с использованием ИКТ происходит с территории государства или его объектов ИКТ инфраструктуры
  • Не осуществлять или заведомо поддерживать деятельность, призванную нанести ущерб группам экстренного реагирования CERT/CSIRT или нанести преднамеренный ущерб критически важным объектам инфраструктуры.
  • Делиться информацией о факторах уязвимости в сфере ИКТ и о существующих способах устранения таких факторов уязвимости. Пресекать использование и распространение вредоносных программ и технических средств, а также скрытых вредоносных функций.
  • Сотрудничать с частным сектором и организациями гражданского общества в области применения норм ответственного поведения в информационном пространстве с учетом их потенциальной роли.
  • Разрабатывать меры по укреплению доверия, направленные на повышение предсказуемости и снижение вероятности недоразумений и риска возникновения конфликта.
  • Способствовать тому, чтобы ООН играла более значимую роль в разработке международно-правовых норм в области информационной безопасности, мирного урегулирования международных споров в сфере ИКТ.

Несмотря на то, что оба проекта резолюции предусматривают созыв новой группы правительственных экспертов в 2019 г., мандат и принципы ее работы существенно отличаются.

Так, российское предложение предусматривает создание группы открытого состава на основе консенсуса. Задачей группы будет являться продолжение разработки тех 25 норм, представленных в проекте резолюции, путей их имплементации, а также при необходимости внесение в них правок или представление дополнительных норм. Группа должна изучить возможность институционализации диалога по вопросам применения международного права на регулярной основе под эгидой ООН. Наконец, группа должна продолжить исследование существующих и потенциальных угроз в области информационной безопасности и возможных мер укрепления доверия и наращивая потенциала. Доклад должен быть представлен через 2 года на 75 сессии ООН. Также предусмотрены межсессионные консультативные совещания с участием заинтересованных сторон, в частности бизнеса, неправительственных организаций и научного сообщества, для обмена мнениями по вопросам, относящимся к мандату группы.

Американское видение новой группы складывается из принципа справедливого географического распределения и отсутствия упоминания о необходимости достижения консенсуса. Мандат группы предполагает продолжение исследования совместных мер по устранению существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности, а также применения международного правка к ИКТ – среде для урегулирования возникающих конфликтов. Доклад должен быть представлен через 3 года на 76 сессии ООН, причем он должен содержать приложение, в котором будут опубликованы национальные позиции участников ГПЭ по вопросу применения международного права к использованию ИКТ государствами. Американский проект предусматривает большее количество внешних мероприятий, призванных улучшить работу ГПЭ. Например, UNODA от имени членов ГПЭ должна сотрудничать с региональными организациями (Африканский союз, ЕС, ОАГ, ОБСЕ и АСЕАН), чтобы до начала работы ГПЭ провести консультации с организациями по входящим в мандат группы вопросам. Кроме того, председатель ГПЭ должен организовать две неофициальные консультативные встречи открытого состава, чтобы все государства-члены смогли принять участие в интерактивных обсуждениях и провести обмен мнениями, о которых председатель уведомит ГПЭ.

gpe41.jpg

Очевидно, что ни один из двух проектов резолюций не будет принят в исходном виде. Российское предложение несет в себе серьезную нагрузку в виде свода правил ответственного поведения государств, который строится на идее суверенитета в киберпространстве. Против него активно выступают все западные страны, и распределение спонсоров резолюций наглядно это показывает. К тому же, даже на этапе внесения проектов резолюций российское предложение проигрывает в количестве соавторов, среди которых — Китай и другие члены ШОС, Сирия, а также несколько государств Африки и Латинской Америки. Количество оставшихся «влиятельных» неопределившихся стран уже не так велико, чтобы рассчитывать на значительное усиление поддержки. К таким странам относятся члены БРИКС – Индия, Бразилия и ЮАР. Американский проект является более нейтральным по содержанию, повторяя идеи, по которым уже был достигнут общий консенсус. Однако предложения по составу и мандату ГПЭ могут устроить не всех. В частности, речь идет об обязательной публикации национальных позиций участников группы по вопросам применения международного права в сфере ИКТ в приложении к финальному докладу. До этого многие участники, в том числе Китай, предпочитали не представлять свою официальную позицию по этому вопросу в рамках работы ГПЭ. Также отсутствие условия достижения консенсуса по итогам работы лишает участников группы возможности «заблокировать» публикацию доклада, если результаты идут вразрез с их позициями. Тем не менее, можно не сомневаться в том, что новая группа будет создана в том или ином виде, так как запрос на ее работу имеется у большинства государств — членов ООН.

1. А/RES/58/32


(Голосов: 57, Рейтинг: 3.95)
 (57 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju