Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Аза Мигранян

Д.э.н., руководитель отдела экономики Института стран СНГ, в.н.с. Института экономики РАН

8 апреля 2016 г. состоялось Заседание министров иностранных дел стран СНГ. Мероприятие осталось незамеченным в медийном пространстве и экспертной среде. Тем не менее эта встреча может оказать существенное влияние на последующее развитие постсоветского пространства, так как на ней рассматривались вопросы реформирования институциональной структуры Организации.

8 апреля 2016 г. состоялось Заседание министров иностранных дел стран СНГ. Мероприятие осталось незамеченным в медийном пространстве и экспертной среде. Тем не менее эта встреча может оказать существенное влияние на последующее развитие постсоветского пространства, так как на ней рассматривались вопросы реформирования институциональной структуры Организации. Инициатором проведения структурных реформ системы управления Содружества стал Казахстан (как и в случае с ЕвроАзЭс), поэтому многие стали рассматривать реформирование СНГ как начало свертывания деятельности организации. Что же на самом деле предвещает реформирование СНГ как в сфере повышения эффективности функционирования структур СНГ, так и в процессе формирования многоуровневого интеграционного поля в евразийском пространстве для стан-членов этой организации?

По итогам Заседания Совета министров Содружества было принято решение о необходимости реформирования основных структур СНГ (проведение институциональной реформы с целью оптимизации системы управления и повышения эффективности СНГ). Среди прочего было решено развивать деятельность стран СНГ в гуманитарной сфере, в сфере расширения интеграции в вопросах сотрудничества с ООН, а также укреплять взаимодействие при политическом урегулировании конфликтов на территории стран Содружества.


Н.К. Рерих, Новгородский торг, 1920 г.
Иван Тимофеев, Елена Алексеенкова:
Геоэкономика Евразии: взгляд из России


Решения по реформированию СНГ можно расценивать как новый этап развития организации и старт «мегапроекта» гармонизации всех интеграционных структур, действующих на территории стран Содружества.

Особенно следует отметить блок вопросов, направленных на формирование единой зоны безопасности на всех уровнях в рамках исполнения Декларации Астанинского саммита ОБСЕ, нераспространение баллистических ракет и усиление международной роли СНГ как интеграционного блока. СМИД принял ряд решений, направленных на развитие гуманитарного сотрудничества по проектам в области здравоохранения, искусства и культуры (организация и проведение Международной выставки «ART EXPO» государств–участников, «Культурные столицы Содружества»). Представители стран также договорились способствовать повышению обеспечения безопасности, противодействовать угрозам терроризма, разрабатывать проекты гармонизации систем обмена информацией в военных целях и процесса защиты участников уголовного судопроизводства.

Подробный перечень вопросов, обсужденных на Заседании СМИД, демонстрирует значимость роли этой структуры в углублении интеграции до уровня более продвинутых интеграционных структур — ОДКБ и ЕАЭС. Так, вопросы оптимизации структур Содружества становятся более актуальными: чтобы повысить эффективность работы институтов, необходимо минимизировать дублирование функций в других интеграционных структурах. Таким образом, решения по реформированию СНГ можно расценивать как новый этап развития организации и старт «мегапроекта» гармонизации всех интеграционных структур, действующих на территории стран Содружества.




Функционал институциональных структур СНГ должен быть изменен таким образом, чтобы они могли решать вопросы включения стран, не входящих в ЕАЭС, в процесс экономической интеграции.

На прошедшем Заседании были рассмотрены предложения Казахстана, Туркменистана, Азербайджана и Молдавии по расширению экономического и социального взаимодействия стран, что может способствовать решению проблем большей вовлеченности стран, не входящих в Евразийский экономический союз, в процесс экономической интеграции ЕАЭС. Подобный шаг позволит создать условия для расширения экономических связей и развития социальной инфраструктуры стран СНГ. Данные предложения предполагают реформы аппарата Исполнительного комитета СНГ. На сегодня в системе Содружества действует около 70 групп и комитетов, работавших над созданием правовой базы социально-экономического взаимодействия стран Содружества. Их востребованность существенно снизилась, так как решение большого круга вопросов перешло в ЕАЭС, где они прорабатываются на уровне единого рынка, а не только торгового взаимодействия. Следовательно, функционал институциональных структур СНГ должен быть изменен таким образом, чтобы они могли решать вопросы включения стран, не входящих в ЕАЭС, в процесс экономической интеграции. Это позволит обеспечить развитие разноуровневой интеграции в формате взаимодействия СНГ и ЕАЭС в поле экономического взаимодействия. Реформирование институтов Исполнительного комитета СНГ позволит решить вопросы оптимизации бюджета, так как содержание громоздкой структуры управленческого аппарата в условиях экономического спада становится непосильным бременем для большинства стран СНГ.

Остается надеяться, что решения заседания СМИД приобретут осязаемые контуры к предстоящему в сентябре 2016 г. саммиту глав государств СНГ в Бишкеке, и будут приняты решения, которые ускорят проведение реформы как аппарата Исполкома СНГ, так и самого Содружества. В противном случае существующая структура не сможет справиться с актуальными задачами переформатирования интеграционного взаимодействия государств-участниц СНГ.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие глобальные угрозы, по вашему мнению, представляют наибольшую опасность для человечества в ближайшие 20 лет? Укажите не более 5 вариантов.

    Загрязнение окружающей среды  
     474 (59.03%)
    Терроризм и экстремизм  
     390 (48.57%)
    Неравномерность мирового экономического развития  
     337 (41.97%)
    Глобальный системный кризис  
     334 (41.59%)
    Гонка вооружений  
     308 (38.36%)
    Бедность и голод  
     272 (33.87%)
    Изменение климата  
     251 (31.26%)
    Мировая война  
     219 (27.27%)
    Исчерпание природных ресурсов  
     212 (26.40%)
    Деградация человека как биологического вида  
     182 (22.67%)
    Эпидемии  
     158 (19.68%)
    Кибератаки на критическую инфраструктуру  
     152 (18.93%)
    Недружественный искусственный интеллект  
     74 (9.22%)
    Падение астероида  
     17 (2.12%)
    Враждебные инопланетяне  
     16 (1.99%)
    Другое (в комментариях)  
     10 (1.25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся