Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 5)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Людмила Самарская

К.и.н., н.с. Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН

Израильское правительство под руководством Биньямина Нетаньяху, сформированное лишь в конце 2022 г., уже успело принять немало противоречивых решений и породить множество дискуссий относительно дальнейшей траектории развития Государства Израиль. Многие из них были связаны с нашумевшей судебной реформой, попытки провести которую спровоцировали серьёзнейшее обострение и без того непростой социально-политической обстановки в стране. Однако и различные аспекты палестино-израильского конфликта зачастую оказывались в фокусе внимания разнообразных политических акторов — как внутренних, так и внешних. Одним из таких вопросов оказалась проблема незаконных поселений на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ), сеть которых некоторые члены действующего израильского правительства считают необходимым расширять, исходя из соображений идеологии и безопасности. Это вызывает критику международного сообщества, поскольку фактически закрепляет израильское присутствие на территории, предназначенной для потенциального палестинского государства, что значительно снижает шансы на приемлемое для обеих сторон урегулирование конфликта.

Активное расширение поселений на Западном берегу реки Иордан оказалось одним из значимых элементов политики правительства Биньямина Нетаньяху. Масштабное увеличение количества одобренных жилых единиц, интенсификация самовольной поселенческой деятельности, радикализация поселенцев — всё это сопровождало приход к власти ранее маргинальных крайне правых элементов, которые рассматривают Иудею и Самарию как интегральную часть исторической Эрец Исраэль. Продолжение активной поселенческой политики создаёт тупиковую ситуацию не только для Палестины, но и для Израиля, делая проведение приемлемых для обеих сторон границ без ущерба для их населения всё менее вероятным. На фоне достаточно радикального настроя некоторых членов израильской коалиции позиция международных акторов может играть балансирующую роль и хотя бы отчасти замедлять «ползучую аннексию» палестинских территорий. Однако израильская поселенческая активность неизбежно останется источником напряжения в отношениях еврейского государства как с Палестиной, так и с его международными партнёрами, лишь затрудняя потенциальное урегулирование конфликта и полноценную региональную нормализацию.

Израильское правительство под руководством Биньямина Нетаньяху, сформированное лишь в конце 2022 г., уже успело принять немало противоречивых решений и породить множество дискуссий относительно дальнейшей траектории развития Государства Израиль. Многие из них были связаны с нашумевшей судебной реформой, попытки провести которую спровоцировали серьёзнейшее обострение и без того непростой социально-политической обстановки в стране. Однако и различные аспекты палестино-израильского конфликта зачастую оказывались в фокусе внимания разнообразных политических акторов — как внутренних, так и внешних. Одним из таких вопросов оказалась проблема незаконных поселений на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ), сеть которых некоторые члены действующего израильского правительства считают необходимым расширять, исходя из соображений идеологии и безопасности. Это вызывает критику международного сообщества, поскольку фактически закрепляет израильское присутствие на территории, предназначенной для потенциального палестинского государства, что значительно снижает шансы на приемлемое для обеих сторон урегулирование конфликта.

Вопрос незаконных с точки зрения международного права поселений на палестинских территориях появился после перехода под контроль Израиля Восточного Иерусалима, Западного берега реки Иордан и Сектора Газа по итогам Шестидневной войны 1967 г. [1] Большая часть крупнейших израильских поселений на ЗБРИ (или в Иудее и Самарии, как его называют в Израиле) за пределами Зелёной линии (то есть демаркационной линии, разделявшей Израиль и его арабских соседей до войны 1967 г.) появились в 1970–1990-х гг. — в том числе Модиин-Илит, Бетар-Илит, Маале-Адумим и Ариэль, впоследствии получившие статус городов. Согласно израильской точке зрения, незаконными они не являются, поскольку были построены на территории, ранее легально никакому государству не принадлежавшей (поскольку контроль над ней Иордании также не был международно признан) и «обещанной» евреям в рамках британского мандата на Палестину. К тому же их создали с одобрения правительства и на землях, которые Израиль считает государственными, а не частными, на основе в том числе османского законодательства (хотя интерпретирует он его по-своему).

Израиль также различает законные поселения и незаконные форпосты. Особенно остро вопрос незаконных форпостов встал с середины 1990-х гг. — после решения правительства Ицхака Рабина о заморозке строительства поселений в 1993 г. Законными на настоящий момент считаются те, что либо изначально были построены с одобрения государства, либо были легализованы постфактум. При этом форпосты, созданные на частной палестинской земле, легализованы быть не могут в принципе — и государство время от времени их эвакуирует (зачастую на основе судебных решений). Однако те, что были построены на земле, которая считается государственной, иногда легализуются. Одна из проблем, впрочем, заключается в том, что даже незаконные форпосты зачастую создаются с помощью государственных структур и общественных организаций — без формального одобрения со стороны официальных органов власти. Помимо этого, эвакуированные форпосты иногда вновь создаются «энтузиастами» там же, где появились изначально. Сегодня, по данным израильской неправительственной организации «Шалом ахшав» («Мир сейчас»), существуют более 130 поселений (не считая расположенные на территории Восточного Иерусалима) и более 140 форпостов, проживают в них около 500 тыс. человек.

Поселенческая политика 37-го правительства Израиля

С начала 2023 г. правительством было принято несколько решений о строительстве новых домов на территории Западного берега, а также легализации ряда форпостов. Только за первое полугодие было одобрено более 13 тыс. жилых единиц, что, по оценке «Шалом ахшав», является рекордным показателем за последние 11 лет (с момента начала отслеживания этого процесса в 2012 г.). Это не первое существенное расширение поселений под руководством Биньямина Нетаньяху — например, в 2020 г. было одобрено строительство более чем 12 тыс. новых жилых единиц в еврейских поселениях. Однако деятельность правительства сегодня отличается не только своей масштабностью, но и ускоренными темпами реализации проектов. Это во многом демонстрирует приоритеты коалиции и может оказаться предпосылкой к дальнейшей существенной активизации деятельности поселенцев и, соответственно, «ползучей аннексии» палестинской территории.

Решение о постройке новых домов на ЗБРИ во многом связано с идеологическими позициями ряда крайне правых политических сил, входящих в правящую коалицию, однако существуют и другие факторы. В качестве одной из причин была заявлена возросшая террористическая активность со стороны палестинцев (как аффилированных с определёнными группировками, так и одиночек). Проблема заключается в том, что атаки связаны в том числе с ростом израильской поселенческой активности на территориях потенциального палестинского государства — и, соответственно, постройка новых домов может способствовать лишь росту напряжения в палестино-израильских отношениях.

Решением правительства от 18 июня 2023 г. полномочия по одобрению строительства и расширения поселений на ЗБРИ были фактически переданы от министра обороны министру в министерстве обороны, должность которого сейчас занимает глава крайне правой партии «Религиозный сионизм» Бецалель Смотрич (также находящийся во главе министерства финансов). В силу характерной для этого политического деятеля поселенческой идеологии это постановление может ещё больше активизировать строительство поселений, поскольку оно ликвидирует требование о необходимости одобрения подобных решений министром обороны и премьер-министром, что было обязательным ранее.

Одним из наиболее резонансных решений правительства Б. Нетаньяху в контексте деятельности в Иудее и Самарии стала отмена запрета на присутствие израильтян на территориях ряда ранее разрушенных поселений на севере ЗБРИ. Четыре из них (Хомеш и Са-Нур к северу от Наблуса и Кадим и Ганим к юго-востоку от Дженина) были эвакуированы в результате принятия плана об одностороннем размежевании в 2004–2005 гг., главным итогом которого стал полный выход Израиля из Сектора Газа. Однако 31 марта 2023 г. Кнессет принял закон, который, помимо прочего, отменил пункты плана, касавшиеся запрета на присутствие израильтян на территории этих четырёх поселений; это фактически открыло возможность для их легального воссоздания. Аналогичный законопроект выдвигался весной 2021 г. при правительстве Нетаньяху — Ганца, однако тогда он не прошёл дальше принятия в предварительном чтении.

Хотя израильское правительство заявляет о том, что официальное расширение существующих поселений и легализация форпостов является реакцией на теракты со стороны палестинцев, едва ли эти решения в состоянии снизить количество атак. Скорее напротив: чем больше поселений будет возникать на Западном берегу, тем выше будут риски для безопасности проживающего там израильского населения. Это связано и с необходимостью защищать более обширные земли, и с дальнейшим разочарованием палестинцев в возможности нормального сосуществования на относительно функциональной территории — независимой или находящейся под той или иной формой израильского контроля.

Уровень насилия растёт с обеих сторон, хотя масштабы несколько различаются. Количество атак против палестинцев со стороны израильских поселенцев постепенно увеличивается, однако с палестинской стороны происходит всё больше атак со смертельным исходом против израильтян. Эта тенденция стала очевидной в 2022 г. и продолжилась в 2023 г. В то же время акции поселенцев со временем становятся всё более громкими и агрессивными: так, в 2023 г. в ответ на некоторые из смертельных терактов поселенцы устроили погромы палестинских деревень и небольших городов в масштабах, ранее для них не характерных. Это, безусловно, во многом связано с тем, что теракты с палестинской стороны не прекращаются с первой половины 2022 г. Однако и позиция части представителей правительства может играть определённую роль. Так, после погрома палестинской деревни Хуары Бецалель Смотрич заявил, что он согласен с тем, что она «должна быть стёрта с лица земли», хотя и полагал, что этим должны заниматься исключительно израильские силы безопасности, а не граждане. Это выступление породило волну возмущения и в Израиле, и на международной арене, а Бецалелю Смотричу пришлось извиняться и объяснять, что его неправильно поняли. Итамар Бен-Гвир же, глава крайне правой партии «Оцма Йехудит», занимающий пост министра национальной безопасности, призвал поселенцев «бежать к холмам», заселять их.

Международный контекст

Решение правительства Б. Нетаньяху о расширении поселений ожидаемо вызвало негативную реакцию на международной арене. Беспокойство выразили и крупнейшие международные акторы (ООН, США, Китай и др.), и региональные игроки, имеющие дипломатические отношения с Израилем — в том числе Иордания, Египет и ОАЭ. Марокко в связи с этим отменило вторую встречу Негевского форума — собрания министров иностранных дел Израиля, ОАЭ, Бахрейна, Марокко и США. И хотя эти заявления принципиальным образом не меняют отношения Израиля с упомянутыми странами и организациями, они всё же несут имиджевые риски для еврейского государства.

Было предпринято несколько попыток снизить напряжённость. В феврале и марте состоялись встречи представителей Иордании, Египта, Израиля, Палестины и США в Акабе и Шарм-аш-Шейхе, на которых стороны (израильская и палестинская) «подтвердили совместную готовность и обязательство начать немедленную работу, для того чтобы прекратить односторонние меры на период 3–6 месяцев», что включало «израильское обязательство прекратить обсуждение любых новых поселенческих единиц на 4 месяца и прекратить легализацию любых форпостов на 6 месяцев». Будучи крайне значимыми сами по себе как платформа для многостороннего диалога, эти встречи пока не смогли привести к реальному снижению напряжённости «на земле».

США, инициировавшие попытки достичь договорённостей и предотвратить дальнейшую эскалацию насилия, продолжают диалог с Израилем и зачастую достигают успехов в воздействии на руководство еврейского государства. Так, по-видимому, именно в результате влияния Вашингтона Иерусалим вновь отложил обсуждение заселения блока Е-1, расположенного к востоку от израильской столицы. Он является одним из наиболее спорных, поскольку в случае застройки нарушит связность палестинской территории и будет препятствовать созданию единой городской агломерации Рамаллы, Восточного Иерусалима и Вифлеема.

Дополнительным аргументом, который на данном этапе может использовать администрация Джо Байдена, является перспектива налаживания дипломатических отношений между Израилем и Саудовской Аравией — то, к чему Иерусалим, а также лично Биньямин Нетаньяху давно стремятся. Однако официальное соглашение между странами невозможно без достижения хотя бы какого-то прогресса в палестино-израильском урегулировании — и расширение поселений в этом контексте оказывается одним из серьёзных препятствий. Есть некоторая вероятность, что именно этот фактор может стать наиболее существенным для Израиля, поскольку для Биньямина Нетаньяху внешнеполитические успехи всегда играли особую роль. Ситуация на палестино-израильском треке, впрочем, по-прежнему крайне напряжённая, а потому перспективы саудовско-израильской нормализации пока остаются неопределёнными.

***

Активное расширение поселений на Западном берегу реки Иордан оказалось одним из значимых элементов политики правительства Биньямина Нетаньяху. Масштабное увеличение количества одобренных жилых единиц, интенсификация самовольной поселенческой деятельности, радикализация поселенцев — всё это сопровождало приход к власти ранее маргинальных крайне правых элементов, которые рассматривают Иудею и Самарию как интегральную часть исторической Эрец Исраэль. Продолжение активной поселенческой политики создаёт тупиковую ситуацию не только для Палестины, но и для Израиля, делая проведение приемлемых для обеих сторон границ без ущерба для их населения всё менее вероятным. На фоне достаточно радикального настроя некоторых членов израильской коалиции позиция международных акторов может играть балансирующую роль и хотя бы отчасти замедлять «ползучую аннексию» палестинских территорий. Однако израильская поселенческая активность неизбежно останется источником напряжения в отношениях еврейского государства как с Палестиной, так и с его международными партнёрами, лишь затрудняя потенциальное урегулирование конфликта и полноценную региональную нормализацию.


1. Поселения существуют и на захваченных тогда же Голанских высотах, а также существовали на Синайском полуострове до возвращения его Египту в результате Кэмп-Дэвидских соглашений 1979 года. Они, однако, в настоящей статье не рассматриваются, поскольку относятся к арабо-израильским отношениям в целом, а не к палестино-израильским в частности.


(Голосов: 11, Рейтинг: 5)
 (11 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся