Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Максим Братерский

Д.полит.н., проф., зав. кафедрой мировой политики НИУ-ВШЭ, эксперт РСМД

В 2011 г. в центре внимания мировых СМИ оказалась драма, разворачивающаяся вокруг судьбы единой европейской валюты. Этим вопросом неустанно занимаются европейские – и не только европейские – политики и эксперты, газеты и телеканалы на всех языках полны комментариев и прогнозов, будущим евро серьезно озабочены и рядовые граждане, причем не только стран Европы.

Сегодня, когда стало понятно, что предпринятые в 2011 г. финансовые и политические усилия смогли лишь несколько замедлить кризисные явления на юге Европы, а формула спасения еврозоны пока не найдена, основное внимание общественности обращено на антикризисные меры, принимаемые правительствами европейских стран.

В 2011 г. в центре внимания мировых СМИ оказалась драма, разворачивающаяся вокруг судьбы единой европейской валюты. Этим вопросом неустанно занимаются европейские – и не только европейские – политики и эксперты, газеты и телеканалы на всех языках полны комментариев и прогнозов, будущим евро серьезно озабочены и рядовые граждане, причем не только стран Европы.

Сегодня, когда стало понятно, что предпринятые в 2011 г. финансовые и политические усилия смогли лишь несколько замедлить кризисные явления на юге Европы, а формула спасения еврозоны пока не найдена, основное внимание общественности обращено на антикризисные меры, принимаемые правительствами европейских стран. Всех интересуют вопросы: способны ли антикризисные меры сохранить еврозону в ее нынешнем виде, каким странам они выгодны, а каким не выгодны, какое будущее ожидает экономики Испании и Италии (в отношении Греции обсуждаются, главным образом, разные варианты дефолта страны по ее долгу). В центре внимания, конечно, и вопрос, что будет с зоной евро, если не удастся предотвратить дефолты Испании и Италии.

Вхождение стран в еврозону сопровождалось не только приобретениями, но и потерями в области экономической конкурентоспособности.

Эти вопросы крайне важны, но для ответа на них нужна некоторая перспектива. Нынешняя дискуссия в СМИ и профессиональных изданиях отличается некоторой однобокостью: широко обсуждается вопрос, что будет с греческим долгом, но почти не говорится о том, откуда он взялся, и почему другие государства еврозоны таких долгов не набрали. Рисуются апокалипсические сценарии экономических потерь при выходе тех или иных стран из еврозоны, но мало пишется о том, в чем они выиграли, а в чем проиграли при вхождении в этот проект. Может быть, экономикам юга Европы вовсе не нужен твердый и дорогой евро, и чем быстрее они покинут еврозону, тем лучше будет всем? Поэтому стоит начать обсуждение нынешнего кризиса еврозоны с начала, а не с конца.

Плюсы и минусы вхождения Южной Европы в зону евро

Итак, с вхождением в зону евро южноевропейские страны получили:

  • низкую инфляцию – ЕЦБ поддерживал в зоне евро низкую инфляцию, которая раньше была недостижима для экономик Италии, Испании и Греции;
  • устранение расходов, связанных с конверсионными операциями;
  • доступ к дешевому капиталу – государственные и корпоративные ценные бумаги были номинированы в евро и до последнего времени пользовались репутацией таких же надежных, как немецкие и французские;
  • паритет цен – довольно быстро цены на юге Европы и, соответственно, зарплаты приблизились к некоему среднеевропейскому уровню.

В то же время, вступив в еврозону, южноевропейские страны потеряли:

  • возможность покрывать госрасходы эмиссией и высокой инфляцией;
  • доходы банковского сектора от конверсионных операций;
  • дисциплинирующий момент при импорте дорогого капитала;
  • низкие внутренние цены, делавшие их экономику, во многом базирующуюся на туризме и сельском хозяйстве, достаточно конкурентоспособной. (С повышением внутренних цен туристические потоки с севера Европы стали все больше переориентироваться на страны с дешевой валютой – Турцию, Египет. То же произошло с сектором недвижимости и со сферой услуг в целом.)

Как видим, вхождение стран в еврозону сопровождалось не только приобретениями, но и потерями в области экономической конкурентоспособности. Причем эти плюсы и минусы проявились не одномоментно.

Кризис проекта евро

С принятием евро в Испании, Италии и Греции начался период экономического процветания. Росли реальные доходы населения, граждане получили возможность покупать прежде недоступные им товары, компании легко и дешево привлекали капитал, правительство не испытывало трудностей с размещением долга – и долг обходился гораздо дешевле, чем раньше! Негативные же последствия вхождения в еврозону стали проявляться позднее. Конкурентоспособность экономик падала, испанскому и греческому рабочему теперь нужно было платить столько же, сколько и немцу, – а производительность труда на юге Европы всегда была ниже, чем на индустриальном севере. И самое главное, излишне конкурентная политическая система стран юга Европы быстро привела к ситуации, когда политики стали соревноваться друг с другом в сфере социальных расходов: каждое новое правительство расширяло свои социальные обязательства и наращивало госдолг (а это было несложно благодаря евро). Сказался и общий кризис социального государства в Европе.

Возможно, такая ситуация продолжала бы оставаться достаточно стабильной еще долгое время, но вмешался мировой финансовый кризис 2008 г. Правительствам стран Европы пришлось направлять огромные средства на поддержку национальной экономики и социального сектора (а эти средства нужно было брать в долг), и в этот момент рынки испугались. Экономики севера Европы в глазах инвесторов продолжали выглядеть довольно привлекательно, а южанам рынки перестали давать дешевые деньги. Этот момент и стал началом кризиса проекта евро.

Евро стал для стран юга Европы обоюдоострым мечом: принадлежность к зоне евро, с одной стороны, позволила неэффективным экономикам и правительствам привлекать дешевый капитал и оставаться на плаву, а с другой – сделала эти экономики беззащитными перед угрозой внезапного прекращения дешевого финансирования, что и произошло. Слишком хорошо – это тоже плохо.

Новые меры по спасению еврозоны

Какие меры предлагаются для преодоления кризиса и насколько эффективными они окажутся? Большая часть ответов на эти вопросы лежит в сфере политики, а не экономики.

Принадлежность к зоне евро, с одной стороны, позволила неэффективным экономикам и правительствам привлекать дешевый капитал и оставаться на плаву, а с другой – сделала эти экономики беззащитными перед угрозой внезапного прекращения дешевого финансирования.

Во-первых, реализуется комплекс финансово-технических мер, призванных снизить остроту кризиса, вернуть доверие инвесторов, избежать дефолта или сделать его управляемым. К этим мерам можно отнести предоставление правительствам кредитов по линии Европейского стабилизационного фонда (до 780 млрд евро) и МВФ (до 600 млрд евро), выкуп гособлигаций, списание долга (т. е. управляемый дефолт).

Во-вторых, правительства южноевропейских стран вводят меры экономии: сокращают госрасходы, увольняют работников из госсектора, урезают социальные программы.

В-третьих, странам зоны евро предлагается согласиться на единую согласованную бюджетную и фискальную политику, т. е. жить строго по средствам и не брать в долг.

Какие из реализуемых мер могут стабилизировать единую европейскую валюту, и в какой степени европейские народы готовы идти на жертвы, чтобы ее стабилизировать?

Заливание финансового пожара деньгами, если страны-доноры будут готовы нести это бремя, без сомнения, снимет остроту кризиса, и ситуация временно стабилизируется. Но что дальше? Испанцам, грекам, португальцам предлагается больше работать и меньше получать, позже выходить на пенсию, иметь пенсии меньшего размера, мириться с ограниченным доступом к образованию и здравоохранению. Причем, навсегда, – если бы, например, испанцы могли и хотели стать немцами и работать как немцы, они бы это уже сделали. Что перевесит – национальные культуры и интересы или общеевропейская идентичность?

Сливки с проекта евро южноевропейцы уже сняли: отстроили инфраструктуру, жилье, некоторую промышленность – теперь пора платить по счетам. Но хотят ли они этого? Большинство южноевропейских долгов принадлежит иностранцам, поэтому в греческом, португальском и так далее обществах нет влиятельных общественных групп, которые были бы заинтересованы в соблюдении национальных финансовых обязательств. Из среды политиков и общественных деятелей стран Южной Европы вполне могут выдвинуться националисты, которые возглавят движение за выход из еврозоны. Если такой выход произойдет, этим странам на время придется уйти с международного долгового рынка и столкнуться с немалыми финансовыми и экономическими трудностями (взять хотя бы пенсии, которые размещены в евро), но завоевывать в современной Европе их никто не будет, и они сохранят тот жизнерадостный стиль существования, к которому привыкли. Что для них важнее: натужный экономический рост или качество жизни? Все большее число греков, испанцев и итальянцев выходят на демонстрации и митинги и голосуют, по сути, за второе. Зона евро в этом случае сохранится, но в меньшем масштабе, проект создания «новой исторической общности – европейского народа» затормозится, а евро останется одной из региональных валют, какой, по сути, он всегда и являлся. При таком развитии событий гораздо больше потеряют немцы, французы и бельгийцы, вот потому-то нынешний кризис их беспокоит больше, чем жизнерадостных южан.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся