В Латвии новость №1 – арест президента ГАО «Латвийская железная дорога» Угиса Магониса. Это крупнейшее предприятие Латвии, с наибольшим числом работающих, надежный источник доходов для государственного бюджета, инфраструктура, обеспечивающая работой порты.
В Латвии новость №1 – арест президента ГАО «Латвийская железная дорога» Угиса Магониса. Это крупнейшее предприятие Латвии, с наибольшим числом работающих, надежный источник доходов для государственного бюджета, инфраструктура, обеспечивающая работой порты.
Сегодня Латвийские железные дороги – концерн, который состоит из нескольких предприятий. Головная компания LATVIJASDZELZCELS (LDz) владеет инфраструктурой. Кроме LDz в концерн входят LDzCargo, занимающаяся грузоперевозками и международными пассажирскими перевозками, и ряд других компаний. Изменение структуры LDz произошло под давлением Брюсселя. Президент ГАО «Латвийская железная дорога» Угис Магонис отмечал: «Мы выполнили требование Евросоюза, хотя лично я уверен, что либерализация рынка не приведет к тем результатам, которых ожидает Европа. Возможно, в других странах, где доминируют пассажирские перевозки, увеличение конкуренции и числа подвозчиков действительно может привести к снижению цены, но в Латвии мы в основном возим грузы, и эта схема не работает». У. Магонис неоднократно указывал и на то, что восточный вектор сотрудничества – естественный географический выбор Латвии. Действительно, экономический смысл существования железных дорог в Латвии – исключительно обеспечение транзита. Пассажирское сообщение заведомо убыточно.
Обвинения в адрес У. Магониса не оригинальны: коррупция. Однако обращают на себя внимание некоторые детали. Речь идет о появившихся в латвийской печати сообщениях о прекращении российского транзита и политических спекуляциях на эту тему.
Доля транзита и транспорта в ВВП Латвии не менее 13-15%. Если будет прекращен транзит российских грузов через Латвию, железнодорожная отрасль страны потеряет 43,7 млн тонн грузов. Это 97% всего грузопотока. Однако ситуация вокруг У. Магониса не отменяет того факта, что проблемы с транзитом существуют давно.
Порты государств Прибалтики за первые шесть месяцев 2015 года перевалили в общей сложности 78,084 млн тонн грузов – на 4,996 млн тонн (6%) меньше, чем за тот же период 2014 года. При этом показатели работы прибалтийских портов демонстрируют разнонаправленную динамику, безусловно, опасную для Латвии и Эстонии.
Показатели работы Прибалтийских портов (тыс. тонн) |
Порты | 01-06.2014 | 01-06.2015 | Изменения в % | Изменения в тыс. тонн |
Рига | 20173,5 | 20636,4 | 2,3 | 462,9 |
Клайпедский порт | 17756,7 | 18856,3 | 6,2 | 1099,6 |
Бутингский терминал | 3309,7 | 4140,9 | 25,1 | 831,2 |
Вентспилс | 15694 | 13377 | -14,8 | -2317 |
Таллин | 15239,6 | 12087,2 | -20,7 | -3152,4 |
Высоцк | 8752,1 | 8484,8 | -3,1 | -267,3 |
Лиепая | 2675,7 | 2697,3 | 0,8 | 21,6 |
Всего: | 185936,3 | 185389,9 | -0,3 | -546,4 |
Иными словами, проблема в ухудшении политических отношений с Россией, а не в гипотетическом компромате. Демонстративная антироссийская позиция может привести к тому, что «Латвия потеряет в первую очередь грузы угля и нефтепродуктов, идущие через порты и по железной дороге», так говорится в весеннем (2015 г.) докладе Минсообщения о влиянии санкций на транзитную отрасль Латвии. Но возникает вопрос, а кто проявляет инициативу? Удивительно, но факт – Латвия. «Концепция Латвии как моста между западом и востоком не работает, и от нее нужно отказаться». Об этом в апреле 2015 года, заявил советник президента Латвии по экономике и европейским делам, в прошлом комиссар ЕС.
Что же касается президента ГАО «Латвийская железная дорога» Угиса Магониса, то можно предположить, что с ним поступили так же, как с главой МВФ Домиником Стросс-Каном, который заявил, что мировая политическая и экономическая системы неэффективны и могут привести к новому финансовому кризису.
Происходящие в Латвии события свидетельствуют о конфликте экономических и политических приоритетов развития, внутренней нестабильности. Тяжелый груз политического конфликта с Россией становится непосильным для экономики Латвии.