Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Аида Симония

К.э.н., ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, эксперт РСМД

После трех лет эйфории и восторгов мирового сообщества по поводу политических реформ в Мьянме с середины 2014 г. в адрес властей этой страны зазвучали обвинения в торможении и даже в откате от курса на демократизацию политической жизни.

После трех лет эйфории и восторгов мирового сообщества по поводу политических реформ в Мьянме с середины 2014 г. в адрес властей этой страны зазвучали обвинения в торможении и даже в откате от курса на демократизацию политической жизни.

Недавно назначенный новый специальный докладчик ООН по правам человека в Мьянме г-жа Янг Хи Ли подготовила доклад по итогам своего первого посещения этой страны в июле 2014 г. Она побывала в столице Нейпьидо, в крупнейших городах Янгоне и Мандалае, в штатах Качин и Аракан, а также посетила политических заключенных в тюрьмах четырех городов. В своем докладе г-жа Янг Хи Ли отметила, что ситуация с правами человека в Мьянме, которая отличалась заметным прогрессом после формирования нового правительства в 2011 г., вызывает тревогу. Кроме того, наблюдаются «признаки торможения и даже отступления в процессе проведения реформ». В связи с нарушениями закона о мирных демонстрациях, согласно которому для их проведения требуется разрешение властей, спецдокладчик высказала мнение, что для этого достаточно предварительного уведомления [1].

Президент Мьянмы Тейн Сейн, находившийся в то время с официальным визитом в Италии (на 10-м Азиатско-европейском саммите в Милане), пытался убедить лидеров ЕС не давать ход этому докладу. В своем заявлении он, в частности, отметил, что «переход Мьянмы к демократии – очень деликатный и хрупкий процесс, и правительство пытается решать возникающие проблемы, продолжая реформы и стараясь не отступать». По мнению президента, «в Мьянме достигнуты большие успехи в области защиты прав человека, но международное сообщество не оценило их должным образом».

Наряду с проблемой рохинджа большую озабоченность вызывают вооруженные конфликты с этническими повстанцами в национальных штатах.

Г-жа Янг Хи Ли, обрисовав менее позитивную картину, назвала тревожными признаками отката аресты журналистов и мирных демонстрантов. Этнический конфликт в штате Ракхайн (Аракан) на западе страны она расценила как «систематическую дискриминацию» мусульман-рохинджа. Позднее в докладе, опубликованном 9 марта 2015 г. по итогам второй январской поездки в Мьянму, г-жа Янг Хи Ли еще раз отметила, что ситуация в Мьянме все более скатывается к конфликтной: несмотря на заявления правительства о том, что оно защищает права человека, в стране нарастает «атмосфера страха, недоверия и враждебности».

Здесь надо сделать отступление и пояснить, что имеется в виду под термином «мусульмане-рохинджа». Власти Мьянмы запретили использовать самоназвание (эндоэтноним) этого народа «рохинджа» , поскольку считают его представителей бенгальцами, незаконно проникшими на территорию Мьянмы и потому не имеющими гражданства Республики Союз Мьянма. Во второй половине 1970-х гг. мусульманские сепаратисты пытались бороться за отделение штата Аракан и присоединение его к Бангладеш. Это единственный вопрос, по которому нет разногласий между представителями разных слоев общества − от правительства до оппозиции. Иностранные политики и функционеры НПО, употребляющие по неведению или каким-либо другим причинам самоназвание «рохинджа» и обвиняющие бирманцев в дискриминации этого народа, часто вызывают недовольство и даже возмущение со стороны бирманцев-буддистов. Так, г-жа Янг Хи Ли, уделившая в ходе своего второго визита в Мьянму много внимания «нарушению прав рохинджа», подверглась резкой критике со стороны радикальных буддистов. Их лидер, монах Ашин Вирату публично оскорбил специального докладчика ООН за вмешательство во внутренние дела Мьянмы в то время, когда страна готовится принять законы о защите нации и религии. Его слегка пожурили за использование неприличных выражений.

Pablo Martinez Monsivais/AP Photo
Встреча Президента США Барака Обамы с
Президентом Мьянмы Тейн Сейном

По итогам массовой кампании, проведенной буддистскими радикалами в 2014 г., президент Мьянмы поручил разработать пакет из четырех законопроектов под неформальным названием «Защита нации и религии»: о контроле над народонаселением (рождаемостью); о процедуре перехода в другую религию; о межконфессиональных браках; о моногамии. 19 февраля 2015 г. верхняя палата парламента Мьянмы утвердила первый из четырех законопроектов (о контроле над народонаселением), инициированный буддистским движением. Цель документа – наделить власти правом определять территории, где женщины могут рожать детей не чаще одного раза в три года. Очевидно, что данный законопроект направлен, в первую очередь, на ограничение рождаемости среди мусульман-рохинджа, в семьях которых обычно по 10–15 детей.

В защиту бирманских бенгальцев (рохинджа) выступают международные НПО, правозащитные организации, оказывающие им гуманитарную помощь на постоянной основе. Финансово и морально их поддерживает большинство исламских государств, но ни одна страна не предложила приютить этот, по классификации ООН, «самый гонимый народ».

Наряду с проблемой рохинджа большую озабоченность вызывают вооруженные конфликты с этническими повстанцами в национальных штатах. В 2012 г. возобновились военные конфликты в штате Качин, а с 9 февраля 2015 г. боевые действия ведутся в штате Шан (на самоуправляемой территории Коканг) с использованием авиации правительственными войсками. В результате столкновений есть многочисленные жертвы с обеих сторон и беженцы (десятки тысяч мирных жителей этих штатов бегут на территорию КНР).

Еще в 2012 г., когда страны ЕС, а затем и Соединенные Штаты приступили к отмене санкций против этой страны и ее чиновников, бирманские правозащитники и диссиденты-эмигранты на Западе предупреждали, что власть в Мьянме не изменилась и отказываться от санкций еще слишком рано.

По мере приближения всеобщих парламентских выборов, намеченных на ноябрь 2015 г., градус политического напряжения в стране растет. События первой половины марта 2015 г. вновь привлекли к Мьянме внимание мировых СМИ.

5 марта в центре Янгона была разгромлена мирная демонстрация в поддержку студенческого движения [2] за изменение закона об образовании [3], принятого в сентябре 2014 г. Происходящее сильно напоминало сцены уличных беспорядков 1988 и 2007 гг. Участников демонстрации разгоняли и арестовывали полицейские и неизвестные люди в штатском с красными повязками с надписью «тавун» (по-бирмански – обязанность, ответственность). Власти называют этих людей «добровольцами», которые хотят защитить закон и порядок в стране. Кульминацией этих событий стал разгром полицией 10 марта временного студенческого лагеря в городке Лепадан в области Пегу, в 90 милях от Янгона. Было арестовано 127 человек, несколько полицейских получили ранения.

www.interactivemyanmar.ru
Инфографика. Бизнес в Мьянме

О торможении реформ и возвращении к практике подавления гражданских прав в Мьянме на Западе заговорили в середине 2014 г. Однако еще в 2012 г., когда страны ЕС, а затем и Соединенные Штаты приступили к отмене санкций против этой страны и ее чиновников, бирманские правозащитники и диссиденты-эмигранты на Западе предупреждали, что власть в Мьянме, по сути, не изменилась и отказываться от санкций еще слишком рано. Накануне первого визита в Мьянму президента США Б. Обамы в 2012 г. правозащитники утверждали, что этот визит можно расценивать как знак поощрения действий лидеров страны. «Правящая элита ждала этого момента со времени установления гражданской власти почти два года назад. Одобрение США процесса реформ в стране стало одной из главных политических задач, к выполнению которых режим стремился с момента прихода к власти», – заявили бирманские эмигранты, проживающие за рубежом. Они осудили Б. Обаму за то, что он совершил «исторический визит в Бирму, когда там сотни политзаключенных все еще остаются в тюрьмах, продолжаются этнические конфликты и захваты земель», и выразили сомнение в том, что «правительство страны сделало достаточно, чтобы заслужить персональный визит американского лидера». Во время своего второго визита в Мьянму в ноябре 2014 г. в рамках саммита АСЕАН президент США признал, что демократический переход дается непросто.

Возвращаясь к студенческим выступлениям, следует отметить, что в их подавлении участвовали полицейские, обученные инструкторами из стран Европейского союза. Дело в том, что после вступления на путь демократических реформ правительство Мьянмы приняло решение о реформировании полиции. Это решение поддержала и оппозиционный лидер Аун Сан Су Чжи, ставшая в апреле 2012 г. членом парламента. Она высказалась за то, чтобы полиция была реформирована и прошла специальное обучение методам контроля над манифестантами в соответствии с международными нормами. Брюссель поддержал программу реформирования полиции и выделил на эти цели 10 млн евро. По словам посла ЕС, с помощью этой программы европейцы хотели «объяснить полицейским Мьянмы, что такое права человека и что долг полиции – уважать и защищать демократические права граждан».

В планы нынешних властей Мьянмы вряд ли входит введение демократии в западном понимании этого слова.

Радикально настроенная часть населения Мьянмы расценила события 10 марта 2015 г. как одно из самых вопиющих за последние годы нарушений гражданских прав. Причем это был не первый случай с момента старта программы обучения полиции Мьянмы инструкторами ЕС в сентябре 2013 г. К этому времени уже были разогнаны забастовки рабочих предприятий легкой промышленности в Янгоне, забастовки на медном руднике Летпадаун и митинги студентов. С точки зрения бирманцев все эти протестные выступления были реализацией их права на свободу слова и собраний, которое они получили от «гражданского правительства» в ходе реформ.

Обучавшие бирманских полицейских представители ЕС выступили с заявлением по поводу событий, произошедших в Мьянме в марте 2015 г. Выразив глубокую озабоченность в связи с использованием силы против манифестантов, они призвали власти страны провести официальное расследование этих событий.

REUTERS / Reuters Staff
Георгий Толорая:
Пробуждение «бирманского слона»

Очевидно, что Мьянма пока находится на раннем этапе гражданского развития. Ей предстоит пройти длительный путь решения множества противоречий социального, этнического и религиозного характера, и, как свидетельствует опыт многих развивающихся стран, на это может уйти не одно десятилетие. Не стоит забывать и о том, что в любой стране, где реформы проводятся столь интенсивно (за два года Мьянма очень сильно изменилась), временный откат неизбежен. Не вызывает удивления и тот факт, что население, впервые за пятьдесят лет получившее свободу слова и собраний, решило немедленно ею воспользоваться.

Вместе с тем в планы нынешних властей Мьянмы вряд ли входит введение демократии в западном понимании этого слова. Да это и практически невозможно. Конечная цель «дорожной карты» правительства – установление «дисциплинированной демократии», т.е. стабилизация положения в стране для продолжения социально-экономических реформ.

В заключение следует отметить, что ведущая оппозиционная партия Мьянмы «Национальная лига за демократию» (НЛД) не поддержала выступлений студентов. Как это ни парадоксально, события марта 2015 г. могут сыграть на руку Аун Сан Су Чжи и ее партии на предстоящих в ноябре выборах. Столкновения студентов и полицейских способны повлиять на настроения и волеизъявление избирателей, которые вполне могут проголосовать не в пользу правящей партии, опирающейся на армию. В этом случае шансы НЛД, которая и так пользуется большой поддержкой населения, значительно возрастут.

1. Это можно расценить как вмешательство во внутренние дела Мьянмы. Каждая страна устанавливает свои правила проведения митингов, шествий и демонстраций, и определение содержания этих правил не относится к прерогативе специального докладчика ООН.

2. Студенческое политическое движение в Мьянме уходит своими корнями в колониальный период. Национальный герой Мьянмы генерал Аун Сан, отец лидера нынешней оппозиции Аун Сан Су Чжи, начинал антиколониальную борьбу за независимость, будучи студентом. До того, как Аун Сан стал основателем вооруженных сил Бирмы, он возглавлял Всебирманский студенческий союз.

3. Протесты студентов начались в сентябре 2014 г. после принятия парламентом нового закона об образовании, запрещающего создавать студенческие организации, в том числе профсоюзные. По новому закону контроль над университетами и вузами был полностью передан специальной администрации, в которую вошли министры и советники правительства. Кроме того, было запрещено читать лекции на языках этнических меньшинств, что ущемляло права малых народов на образование.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся