Распечатать
Регион: Европа
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Владислав Белов

К.э.н., заместитель директора Института Европы РАН, заведующий Отделом страновых исследований, руководитель Центра германских исследований, эксперт РСМД

22 сентября 2013 г. в ФРГ пройдут очередные выборы в нижнюю палату парламента - Бундестаг. От их результатов зависит не только новый расклад политических сил в нём, но и состав будущей правительственной коалиции, перед которой будут поставлены задачи продолжения курса на социально-экономические реформы как внутри страны, так и в ЕС в целом.

22 сентября 2013 г. в ФРГ пройдут очередные выборы в нижнюю палату парламента - Бундестаг. От их результатов зависит не только новый расклад политических сил в нём, но и состав будущей правительственной коалиции, перед которой будут поставлены задачи продолжения курса на социально-экономические реформы как внутри страны, так и в ЕС в целом. Анализ хода предвыборной борьбы и моделей поведения её участников позволяет сделать ряд аргументированных прогнозов.

Особенности нынешней предвыборной кампании

В середине августа 2013 года предвыборная кампания в нижнюю палату парламента ФРГ - бундестаг – вступила в финальную фазу. Ведущие политики начали активное участие в различных мероприятиях, в первую очередь, в выступлениях на многочисленных митингах в отдельных землях. Стартовала "борьба плакатов и слоганов", которая традиционно играет важную роль в борьбе за голоса избирателей, голосующих на основе "чувственно-имиджевого" восприятия, а не на основе убеждений и внимательного изучения программных положений партий. К таковым традиционно относятся примерно 30% избирателей - они принимают решение об участии в выборах и о том, за кого и какую партию отдать свой голос в последний момент.

Ни одна из партий не смогла предложить программу, содержащую положения, которые бы свидетельствовали о комплексном видении политического и экономического развития Германии в среднесрочной перспективе в существенно изменившихся внутренних и внешних условиях.

Если посмотреть на промежуточные итоги, с которыми ведущие немецкие партии подошли к решающей фазе своей борьбы за парламентские места, то они достаточно скромные.

Во-первых, ни одна из партий не смогла предложить программу, содержащую положения, которые бы свидетельствовали о комплексном видении политического и экономического развития Германии в среднесрочной перспективе в существенно изменившихся внутренних и внешних условиях и которые, среди прочего, были бы направлены на совершенствование модели социального рыночного хозяйства, которая по разным причинам отошла за последние десятилетия от первоначально заложенных в неё Людвигом Эрхардом ордолиберальных принципов - её механизм не способен сегодня обеспечить эффективные и высококонкурентные рамочные условия хозяйствования для экономических субъектов, особенно малых и средних. Во многом это связано с осторожностью и нежеланием потерять расположение электората, что обусловило ориентацию программных положений на патерналистски настроенных избирателей. В большей степени речь идёт о точечной настройке традиционных установок и положений. Возможно, поэтому многие наблюдатели называли эту предвыборную кампанию скучной.

Во-вторых, никто из политических функционеров, за исключением Ангелы Меркель, не проявил себя в качестве харизматичных лидеров, способных не только удержать симпатии своих целевых групп, но и завоевать другие электоральные слои. Не случайно, все партии рассчитывают на поддержку известных в стране личностей. Для этого созданы специальные сайты - но, если Христианско-Демократический Союз (ХДС; традиционно выступает в союзе с баварской партией Христианско-Социальный Союз - ХСС) стремится усилить имидж А. Меркель, то Социал-Демократическая Партия Германии (СДПГ) делает ставку на поддержку популярности своей партии в целом.

Фото: Предвыборный плакат партии
Социал-демократов.
Текст на плакате: "Команда Меркель?"
В центре - министр обороны Томас де
Мезьер, справа - глава канцелярии
федерального канцлера Германии и министр
по особым делам Рональд Пофалла. Первого
сильно критикуют в Германии из-за
недавнего скандала, связанного с очень
затратным проектом самолетов-шпионов.

В-третьих, кандидат в канцлеры от СДПГ - основного политического оппонента союза ХДС/ХСС - Пеер Штайнбрюк не смог выступить достойным конкурентом нынешнему и, наверняка, будущему канцлеру.

В-четвёртых, в рамках этого периода не произошло политического чуда - новая политическая звезда на партийном небосклоне партия "Альтернатива для Германии" ("АдГ"), взбудоражив немецкое общество, так и не взошла в опросах до необходимого пятипроцентного федерального уровня, оставшись конкурентом маргинальной партии "Пиратов". 22 сентября нас вряд ли ждёт сенсация, хотя "АдГ" вполне может отобрать до двух процентов голосов в целом у ведущих партий на волне критике официальной политики ФРГ в отношении еврозоны и евро, вплотную приблизившись к заветному проходному порогу в парламент.

В-пятых, до середины августа партии основное внимание уделяли не обсуждению наиболее важных для политики и экономики Германии тем, а попыткам использовать ряд скандальных ситуаций для критики своих политических соперников, к которым большинство электората осталось равнодушным.

В-шестых, по состоянию на середину августа минимального уровня достигла готовность избирателей принять участие в голосовании. Согласно опросам, только каждый пятый гражданин проявляет существенный интерес к выборам. Если в 2009 г. тему выборов в частных беседах затрагивали 35% избирателей, то теперь только 29%. Лишь 62% граждан с правом голоса готовы принять участие в выборах. Примерно столько же (из их числа) уже приняли решение за кого они отдадут голос (2009 г. - 68%); существенно сократилась доля избирателей, интересующихся политикой и изучающих предвыборные программы. Поэтому каждая партия надеется на политическое чудо и привлечение в ряды своих избирателей бывших и новых сторонников, которые должны дать им до пяти дополнительных процентов [1].

Сегодня у Меркель нет явных преемников, в начале августа она опровергла слухи о возможном досрочном уходе из политики в 2016 г. и подтвердила свою готовность быть канцлером в течение следующего избирательного цикла.

В-седьмых, нынешняя предвыборная борьба подтверждает тезис о продолжении кризиса народных партий, каждая из которых позиционирует себя в качестве политических сил "середины" (Mitte), и поиска малыми партиями своей новой идентичности, которая должна помочь им чётко определиться с опорными точками в современной системе политических координат как в Германии, так и в Европе. Количество членов партий постоянно сокращается [2], традиционная партийная работа в первичных организациях теряет популярность.

В-восьмых, все партии пытаются более активно использовать "инновационный" инструментарий борьбы за избирателей (спасибо "Пиратам"), в первую очередь, через общение и обсуждение различных вопросов в интернете и проведении массовых митингов в новом формате.

В-девятых, происходит своеобразная "американизация" предвыборной кампании, когда представители одной партии активно мешают проведению мероприятий своих конкурентов и используют не вполне чистые, с традиционной немецкой точки зрения, политические технологии; есть случаи вмешательства в борьбу неидентифицированных групп (например, применение насилия во время одного из митингов партии "Альтернатива для Германии"; массовая расклейка фальшивых плакатов основных партий [3]).

Что предлагают основные политические игроки

ХДС представляет сегодня партийную структуру, которой жёсткой властной рукой руководит её председатель и одновременно глава правительства Ангела Меркель. Такой подход получил название "канцлерской демократии". Популярность партии во многом определяется авторитетом канцлерин среди её членов и немецких граждан. Этому не мешают ни скандалы с министрами (как с нынешними, так и ушедшими в отставку), ни постоянные нападки на руководителя правительства со стороны оппозиции, ни не всегда корпоративное поведение партнёров по партийному союзу и коалиции. Замечу, что сегодня у Меркель нет явных преемников, в начале августа она опровергла слухи о возможном досрочном уходе из политики в 2016 г. и подтвердила свою готовность быть канцлером в течение следующего избирательного цикла [4]. Похоже, что её предвыборный штаб выработал чёткую концепцию борьбы, которую она вполне удачно реализует. Один из краеугольных камней состоит в предложении заключить с каждым гражданином "договор", в рамках которого государство берёт на себя обязательство помочь каждому в реализации его мечты и при этом не делать ему никаких предписаний. Именно это стало лейтмотивом в первом официальном предвыборном выступлении Ангелы Меркель в г. Зелигенштадт - она не стала говорить об оппозиции, сосредоточившись на формулировании основных задач своей партии. Очевидно, её советники сделали вывод: критика оппонента - это косвенная реклама их предвыборных положений - и поэтому решили сосредоточиться на продвижении своих идей. Меркель сформулировала это послание избирателям следующим образом: "Изучайте наши предложения и вы убедитесь, что именно мы делаем (правильные) предложения" [5].

Основная интрига будет разворачиваться вокруг свободных демократов - смогут ли они набрать необходимые пять и более процентов.

Баварскому ХСС перед федеральными выборами предстоит пройти испытание на земельных выборах 15 сентября 2013 г. Основная цель: восстановить утраченный пять лет назад статус-кво и получить абсолютное большинство, которое эта партия имела с 1962 по 2008 гг. Это позволяет ей отказаться от коалиции в Баварии со свободными демократами, без которых, однако, невозможно сохранить существующую правительственную коалицию на федеральном уровне. Поэтому председатель партии Хорст Зеехофер, которому за прошедшие пять лет удалось многое в ней изменить, пока говорит о продолжении сотрудничества со свободными демократами (одновременно он занимает пост премьер-министра Баварии). Земельные итоги будут известны к началу выборов в бундестаг и, несомненно, окажут влияние на их результаты. Перед нынешним руководством партии стоит непростая задача - не допустить явных промахов на завершающем этапе предвыборной гонки, победить своих основных соперников и не навредить при этом свободным демократам на выборах 22 сентября. Существенную поддержку в этот раз партия получила от Ангелы Меркель, которая нашла "ключ" к сердцам баварских избирателей - думаю, что её нынешние выступления, в том числе в "пивных шатрах" (Bierzelt), где в Баварии традиционно проходят предвыборные встречи, войдут в учебники по политологии.

Суть основных программных положений ХДС/ХСС (название совместной программы - „Вместе быть успешными для Германии“ - можно определить предложением "Всем сёстрам по серьгам". По большому счёту, она похожа на магазин самых разных вещей, где каждый может найти что-то интересное для себя. При этом во главу угла поставлена консолидация бюджета и отказ от стимулирования экономическими роста за счёт государственных расходов.

Фото: gruene.de
Плакат "Зеленых"

СвДП в течение первого полугодия 2013 г. смогла преодолеть негативные тенденции и немного восстановить доверие своего электората, уверенно показывая с середины лета 2013 года уровень в пять процентов и более [6]. Примерно за месяц до выборов они имеют шансы пройти в бундестаг, но в этот раз, если им это удастся, они получат почти в 3 раза меньше мест по сравнению с 2009 г., когда с 14,9% голосов их число составило 93 [7] (соответственно, сократится и число министерских постов). Поэтому многие депутаты ведут кампанию не в лучшем настроении. Ведущим кандидатом является председатель парламентской фракции - Райнер Брюдерле, одновременно - "лицо партии" на плакатах. Важную поддержку должны оказать другие ведущие партийные функционеры - председатель партии и вице-канцлер Филипп Рёслер и министр иностранных дел Гидо Вестервелле. В сентябре предусмотрен массовый митинг в Киле, а за неделю до выборов в Майнце состоится партийный конвент, где будут уточнены цели и задачи возможной правительственной коалиции. Свободные демократы в этот раз (название предвыборной программы «Гражданская программа. Чтобы Германия оставалась сильной», решили отказаться от образа "партии снижения налогов" и сосредоточиться на формировании имиджа "партии бережливости и справедливости в сфере вознаграждения за сделанную работу" ("Partei der Sparsamkeit und Leistungsgerechtigkeit"). Среди прочего, это предусматривает введение законодательного ограничения доли социальных и прочих выплат работодателями, поддержку индивидуальной инициативы, направление дополнительных налоговых поступлений, обусловленных экономическим ростом, только на снижение госдолга и инвестиции, отмену к 2019 г. "надбавки солидарности".

СДПГ, похоже, так и не смогла вынести уроки из выборов 2009 г., когда она потерпела сокрушительное поражение, получив 23% голосов - самый низкий показатель в послевоенной истории [8]. От партии ожидали консолидации сил, по крайней мере, на уровне руководства, но этого не произошло. Более того, избрав на роль кандидата от партии на пост канцлера Пеера Штайнбрюка, оно не смогло обеспечить его комплексной поддержкой - это касалось и работы его предвыборного штаба, и сопровождающих мероприятий. В итоге этот, на мой взгляд, выдающийся политик был вынужден принять навязанную ему модель поведения, что сыграло с ним злую шутку - от его былой популярности мало что осталось. Не улучшил шансы социал-демократов и обозначившийся летом 2013 г. явный разлад в верхушке партии. Основной темой предвыборной программы СДПГ (название - "Мы - именно это решает", ("Das Wir entscheidet") и самой кампании (официально нацелена на создание коалиции с "Зелёными") стала социальная справедливость, в рамках которой основное место заняли вопросы минимальной оплаты труда, регулирование рынка арендной платы за квартиры и финансовых рынков, повышение налогов на богатых, отмены пособия по уходу за детьми, а также введение полностью бесплатного образования. Кроме того, социал-демократы планируют вложить в модернизацию инфраструктуры 80 млрд евро. Несмотря на все попытки, им не удалось в полной мере использовать существующие аргументы для критики правящих партий, в том числе в области энергетической политики. Неудачными эксперты посчитали и отдельные плакаты социал-демократов, основным посланием которых было: "Правительство Меркель ничего не может". Контекст слоганов и фотографий оказался непонятен многим избирателям - например, плакат с вопросом "Компетентная команда Меркель?" и изображением канцлерин, министра обороны Томаса де Мезьера и руководителя канцлерамт Рональда Пофаллы в контексте критикует неудачу с созданием европейского беспилотника и скандал с прослушиванием немецких граждан американскими спецслужбами. Но это послание оказалось непонятно большинству граждан, которые просто не знали в лицо людей, стоящих рядом с Меркель [9]. Социал-демократические политтехнологи также делают ставку на личное посещение членами партии и добровольцами пяти миллионов семей и беседы с потенциальными избирателями [10]. Однако некоторые исследователи отмечают, что многие немцы стали отрицательно относиться к "разговорам у дверей".

"Зелёные" смогли сохранить к сентябрьским выборам набранную ими с 2010 г. популярность (после взрыва на японской АЭС "Фукусима", принятия правительством новой энергетической парадигмы и конфликта вокруг строительства вокзала в Штутгарте). В своей программе (название - "Время для зелёных перемен", она самая объёмная по содержанию среди всех партий - 327 стр.) они выступают за отказ от углеводородного сырья и стопроцентный переход на возобновляемые источники энергии к 2030 г. Не случайно, их основной предвыборный слоган "100% возобновляемый(ая)". Кроме того, их целями являются прекращение массового содержания животных, ограничение экспорта вооружения, борьба с правым экстремизмом, расширение социальной справедливости в самых разных сферах. Ведущие кандидаты от партии - Юрген Триттин, председатель парламентской фракции и Катрин Гёринг-Экардтс, вице-президент Бундестага.

Фото: www.die-linke-berlin.de
Акция "Левых"

"Левые" (название программы "100% социальна", есть краткое изложение на русском языке) решили сделать ставку на традиционную жёсткую критику правящей коалиции, понимая, что их основной задачей является получение в парламенте максимально возможного количества мест и сохранения за собой оппозиционной роли. Основной является тема социальной справедливости, которая лейтмотивом проходим через все темы. Примечательно, что в этот раз партия обращается и к среднему классу (граждане с месячным доходом до 6000 евро) и не рассматривает СДПГ в качестве соперника, как это было при Оскаре Лафонтене. Для каждой из ведущих программных тем "Левые" избрали конкретного кандидата, который должен её "раскручивать" - таких семь человек. К этому следует добавить "лицо партии" на выборах и координатора этих кандидатов - Грегора Гизи, председателя фракции. Таким образом, у партии целых восемь ведущих участников предвыборной гонки.

Прогноз итогов и варианты возможных правительственных коалиций

За три недели, которые остались до выборов, конечно, могут произойти непредсказуемые события, но принципиальный расклад сил всё-таки сохранится. Основная интрига будет разворачиваться вокруг свободных демократов - смогут ли они набрать необходимые пять и более процентов. В сумме с голосами ХДС/ХСС это может составить 45 процентов и более, что будет означать сохранение нынешней коалиции. СДПГ и "зелёные" могут рассчитывать максимум на 40%. Не исключена ситуация, когда в совокупности с "левыми" они наберут 48% (например: 25+15+8), а нынешняя коалиция около 43% (38+5), тогда может повториться ситуация 2005 г., когда была образована большая коалиция между СДПГ и ХДС/ХСС. Правда, в этот раз может быть разыграна чёрно-зелёная карта [11]. По крайней мере, вероятность возможных договорённостей между "зелёными" и ХДС/ХСС выше нуля. Теоретически можно рассматривать и вариант красно-красно-зелёного союза. Но то, что возможно на земельном уровне, вряд ли сможет быть реализовано сегодня на федеральном, где принципиальные политические вопросы играют существенно более важную роль. Если бы это и произошло в этом сентябре, то такая конструкция была бы недееспособной [12].

Из существующих вариантов наиболее вероятен сценарий сохранения существующего правительства. В пользу ХДС/ ХСС и СвДП помимо достаточно удачной предвыборной кампании, играют хорошее экономическое положение, пусть и небольшой, но постоянный рост ВВП с 2010 г., минимальная за много лет безработица, идущий процесс консолидации государственного бюджета.

Из существующих вариантов наиболее вероятен сценарий сохранения существующего правительства. В пользу ХДС/ ХСС и СвДП помимо достаточно удачной предвыборной кампании, играют хорошее экономическое положение, пусть и небольшой, но постоянный рост ВВП с 2010 г., минимальная за много лет безработица, идущий процесс консолидации государственного бюджета - всё это содействует достаточно высокому уровню текущей удовлетворённости и хорошему настроению граждан Германии (это подтверждают данные различных опросов). Накануне выборов у большинства избирателей нет опасений наступления экономического кризиса в стране и его углубления в еврозоне, которые могли бы привести к потере работы и изменению личного статуса [13]. Поэтому стремление к смене политического курса невелико, а доверие к канцлерин - высоко.

На второе месте я бы поставил вариант с образованием чёрно-красной большой коалиции (для её участников он сегодня по политическим причинам нежелателен, но вполне возможен по тактическим параметрам; к тому же, избиратели с симпатией относятся к такому союзу, рассматривая его как фактор стабильности). По вероятности он ненамного уступает первому. На третьем месте - красно-зелёный союз. На четвёртом наименее вероятные и поэтому потенциально сенсационные варианты - красно-зелёный-жёлтый, чёрно-зелёный и красно-красно-зелёный. И именно в первом случае наиболее высоки шансы на то, что, несмотря на все возможные новые (и старые) меж- и внутрипартийные разногласия в коалиции, правительство всё-таки продолжит реформы, в первую очередь, экономические, пусть и вялотекущие. Тем более, что в него придут новые и, не исключено, амбициозные министры. В других вариантах такие шансы резко снижаются.

Несколько слов о перспективах внешней политики. При первых двух из наиболее вероятных коалиций будет продолжение жёсткого курса на вывод еврозоны из кризиса и дальнейшее "евростроительство", в том числе во внешнеполитической сфере с учётом поиска собственной ниши в мировой политике; сохранение трансатлантического вектора - он получит точечную настройку в связи со шпионским скандалом, и в его рамках будет продолжен курс на поддержку со стороны Германии проекта зоны свободной торговли между США и ЕС; продолжение поиска оптимальных отношений с Китаем, Индией, Бразилией и Мексикой. Отношения с Россией не изменятся - будет поступательное развитие во всем направлениям, сопровождаемое жёсткой критикой российского президента и его окружения.

1. http://www.faz.net/aktuell/politik/bundestagswahl-2013/neue-allensbach-analyse-wirkungslose-aufregung-12539865.html

2. Немецкий исследователь партийного ландшафта Германии Оскар Нидермайер (Oskar Niedermayer) приводит следующие данные о количестве членов партий на конец 2012 г. (в абсолютных цифрах, в скобках в процентах приведены изменения по отношению к предыдущему году): СДПГ - 477.037 (-2,6%); ХДС - 476.347 (-2,8%); ХСС - 147.965 (-1,7%); "Левые" - 63.761 (-8,2%); "Зелёные" - 59.653 (+1,0%); СвДП - 58.675 (-7,0%). Как видно, все партии кроме "Зелёных" потеряли своих членов. По сравнению с 2010 г. эти потери ещё выше (http://www.spiegel.de/politik/deutschland/bei-mitgliederzahlen-der-parteien-liegt-spd-vor-cdu-a-916899.html).

3. См., например: http://www.der-postillon.com/2013/08/parteien-fassungslos-wahlplakate-von.html

4. www.spiegel.de/politik/deutschland/kanzlerin-im-wahlkampf-merkel-will-fuer-volle-amtszeit-antreten-a-916448.html

5. www.spiegel.de/politik/deutschland/wahlkampf-der-kanzlerin-in-seligenstadt-a-916651.html

6. См., например: www.bundestagswahl-bw.de/wahlprognosen.html

7. Анализ выборов 2009 г. см.: Германия. 2010 / Под ред. В.Б. Белова. М.: Ин-т Европы РАН : Рус. сувенир, 2011. (Доклады Института Европы № 267). С. 10-33.

8.Там же

9. http://www.spd.de/wahl2013/105376/plakatmotive.html

10. У СДПГ самый крупный прдевыборный бюджет - 23 млн евро (ХДС - 20 млн, "Зелёные" - 5,5 млн, "Левые" - 4,5 млн и СвДП - 4 млн.). Но по количеству крупноформатных плакатов (8000), она уступает христианским демократам (8700). Если малые партии делают упор на содержание своих основных программных положений, то народные партии в большей степени обращают внимание своих целевых групп на предстоящие выборы как таковые (www.faz.net/aktuell/politik/bundestagswahl-2013/parteien-werben-wahlkampf-mit-wohlfuehlplakaten-12541295.html)

11. В ФРГ парламентские партии принято обозначать определённым цветом: союз ХДС/ХСС - чёрный, СвДП - жёлтый, СДПГ - красный, "Союз 90/Зелёные" - зелёный, "Левые" - красный. Соответственно, возможные коалиции также получают свою цветовую гамму.

12. Существуют спекуляции относительно того, что председатель СДПГ Зигмар Габриэль рассчитывает именно на создание большой коалиции, что, с одной стороны, позволит ему устранить с социал-демократического Олимпа коллег Штайнмайера и Штайнбрюка, а, с другой стороны, в 2015 или 2016 гг. выйти из коалиции с ХДС/ХСС и образовать правительство вместе с "Зелёными" и "Левыми", имидж которых к этому времени будет более приемлем для немецкого общества. Тогда он станет канцлером Германии. Такой вариант вполне возможен.

13. www.tagesspiegel.de/politik/der-bundestagswahlkampf-beginnt-was-die-parteien-ins-wahlkampf-schaufenster-stellen-/8461412.html

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся