Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Тэвдой-Бурмули

К.полит.н., каф. европейской интеграции МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД

Иммиграционная политика ЕС вновь оказалась в фокусе внимания после трагических апрельских событий 2015 г., когда два кораблекрушения в Средиземном море унесли жизни более тысячи североафриканских беженцев, пытавшихся нелегально перебраться на европейский берег. Всего же с начала 2015 года в Средиземном море утонуло уже около 1700 нелегальных мигрантов. ЕС оказался в крайне сложном положении.

Иммиграционная политика ЕС вновь оказалась в фокусе внимания после трагических апрельских событий 2015 г., когда два кораблекрушения в Средиземном море унесли жизни более тысячи североафриканских беженцев, пытавшихся нелегально перебраться на европейский берег. Всего же с начала 2015 года в Средиземном море утонуло уже около 1700 нелегальных мигрантов.

ЕС оказался в крайне сложном положении. С одной стороны, мировая и европейская общественность (по меньшей мере — ее леволиберальная часть) критикуют Брюссель за жесткие меры, препятствующие нелегальным мигрантам проникать на территорию ЕС. В самом деле: с 2000 года — а иммиграционная политика ЕС обретает известную системность именно в первое десятилетие XXI века — в Средиземном море утонуло более 22 тыс. беженцев. С точки зрения активистов НПО, известная доля вины за это лежит на патрулях Европейского агентства по управлению оперативным сотрудничеством национальных погранслужб FRONTEX. Европейские пограничники патрулируют наиболее короткие и, следовательно, популярные среди беженцев маршруты нелегального трафика в ЕС (в частности, операции «Гермес» и «Тритон») и вынуждают последних плыть в обход и рисковать жизнью в более длительном плавании.

С другой стороны, общественность ЕС и европейские правительства упрекают Брюссель в неспособности перекрыть все каналы проникновения беженцев на европейский берег. Только за первые месяцы 2015 года обетованной европейской земли морским путем достигли 36 тысяч нелегальных мигрантов. За прошлый же год, по данным Международной организации по миграции, только в Италию удалось приплыть 170 тысячам нелегалов.

Проблематика нелегальной иммиграции неотъемлемая часть крайне болезненной для современной Европы проблематики мультикультурализма становится важным фактором внутриполитической игры и не может быть проигнорирована европейским истеблишментом.

Недавние успехи праворадикальных партий на европейских выборах разного уровня красноречиво свидетельствуют о переходу алармизма по отношению к иммигрантам на качественно новый уровень. Проблематика нелегальной иммиграции — неотъемлемая часть крайне болезненной для современной Европы проблематики мультикультурализма — становится важным фактором внутриполитической игры и не может быть проигнорирована европейским истеблишментом.

События апреля 2015 года вынудили Европейский союз двинуться дальше по пути оформления и общей иммиграционной политики. 23 апреля 2015 г. в Брюсселе состоялся чрезвычайный саммит ЕС, созванный специально для обсуждения иммиграцинной проблематики. Встреча завершилась принятием пакета решений, которые, в целом, дают более-менее полное представление о том, куда движется иммиграционная политика ЕС.

О чем же в итоге удалось договориться на экстренном саммите?

euranetplus-inside.eu
Заседание чрезвычайного саммита ЕС по
иммиграционной проблематике,
23 апреля 2015

Во-первых, планируется оказать помощь странам ЕС, куда прибывают нелегалы с Юга. Туда будут направлены дополнительные группы пограничников и иммиграционных чиновников. Это ускорит процесс оформления мигрантов для их последующей высылки либо предоставления временного убежища.

Во-вторых, будет депортировано большинство (более 90%) нелегальных мигрантов, прибывших в ЕС за последний год.

В-третьих, ЕС планирует интенсифицировать уже осуществляющиеся кордонные операции под эгидой FRONTEX. С этой целью будет увеличено количество патрулей и входящих в них боевых судов. Это даст возможность расширить зону контроля. В состав патрулей будут, в том числе, включены корабли североевропейских стран, включая британский линейный крейсер. Соответственно, в три раза должно быть увеличено финансирование операции FRONTEX «Тритон». В настоящее время на «Тритона» ежемесячно уходит три миллиона евро из бюджета ЕС.

Легко предположить, что этот последний пункт был согласован странами-членами без особого воодушевления — и так же без воодушевления будет и выполняться.

ЕС делает ставку на сотрудничество со странами происхождения иммигрантов, а также с транзитными странами.

Обсуждался и вопрос о возможности использовать сосредоточенные в Средиземноморье внушительные морские силы ЕС для целенаправленного уничтожения плавучих средств, используемых для нелегального трафика мигрантов. Однако реализация этой меры потребовала бы расширения операций европейских сил на территориальные воды северафриканских стран — и, следовательно, дополнительного юридического обеспечения. Между тем, ряд стран — в том числе Россия — уже заявили, что будут блокировать попытки стран ЕС добиться согласия ООН на реализацию этого плана.

Как и в более ранних версиях своей иммиграционной политики, ЕС делает ставку на сотрудничество со странами происхождения иммигрантов, а также с транзитными странами. Чрезвычайный саммит, в частности, сфокусировался на проблеме усиления контроля на сухопутных границах североафриканских стран, а также на создании в этих странах условий, стимулирующих потенциальных иммигрантов остаться на родине.

Отметим, что и раньше Евросоюз немногого достиг на этом поприще. Когда «арабская весна» обрушила большинство режимов региона, все немногие достижения ЕС в области сотрудничества со странами южного Средиземноморья были утрачены. Реалистично ли сейчас надеяться на данный инструмент — в условиях перманентной политической турбулентности региона? Вопрос риторический. Видимо, это понимают и европейцы – иначе вряд ли в ходе обсуждения на саммите прозвучало бы предложение итальянской стороны обсудить вопрос о возможности «точечных интервенций» в Ливии, так как ответственной власти в этой стране уже не существует. Но, поскольку данное решение ставило бы ЕС на грань прямого и масштабного военного вмешательства в регионе, этот сценарий сегодня кажется почти немыслимым. Не только по соображениям правового порядка, но и в связи с более прагматичными причинами. Во-первых, европейские страны уже получили опыт неэффективного военного вмешательства в регионе в ходе операции против режима М. Каддафи. Во-вторых, ЕС вряд ли может себе позволить сейчас такую трату ресурсов.

ЕС не может повлиять на внешние факторы, детерминирующие приток нелегальных мигрантов, – но может попытаться от них отгородиться и более решительно высылать уже проникших на территорию ЕС.

Суммируя эту часть решений и предположений саммита, можно заключить, что магистральным направлением иммиграционной политики ЕС становится ужесточение пограничного барьера. ЕС не может повлиять на внешние факторы, детерминирующие приток нелегальных мигрантов, – но может попытаться от них отгородиться и более решительно высылать уже проникших на территорию ЕС. Чтобы достичь успеха в этом направлении, Брюсселю придется предпринять весьма рискованные в правовом и политическом плане шаги. Готов ли он к этому сегодня – вопрос открытый. Интенсивность же иммиграционного потока в любом случае снижена не будет — и, следовательно, европейским морским патрулям придется решать задачу из категории нерешаемых: усилить охрану границы ЕС, не посягая на жизнь нелегалов и, одновременно, не вторгаясь в акваторию североафриканских стран.

Также Брюссель предлагает более последовательно применять принцип солидарности — один из краеугольных камней иммиграционной политики ЕС. Под солидарностью в данном случае подразумевается готовность всех стран-членов ЕС разделить бремя ответственности за прием иммигрантов. В случае реализации данного предложения каждая страна-член ЕС будет обязана принять определенное количество иммигрантов на свою территорию в соответствии с определенной в Брюсселе страновой квотой.

Европейским морским патрулям придется решать задачу из категории нерешаемых: усилить охрану границы ЕС, не посягая на жизнь нелегалов и, одновременно, не вторгаясь в акваторию североафриканских стран.

Идея солидарного распределения беженцев и раньше вызывала настороженность у властей европейских государств. Вспомним скандальные события 2011 года, когда Италия, подвергшаяся массовому наплыву беженцев из Магриба, обратилась за помощью к ЕС и, не встретив понимания, начала выдавать мигрантам временные шенгенские визы. В ответ Франция закрыла границу с Италией, а Дания временно вышла из Шенгенской зоны и восстановила контроль на национальных границах. Фактически принцип солидарности до последнего времени так и не применялся.

Пока неясно, чем кончатся попытки реанимировать этот принцип сегодня. Однако Великобритания уже заявила о несогласии Лондона на принцип квот. Учитывая ставшую более явной после нынешней победы консерваторов на парламентских выборах угрозу референдума о выходе Великобритании из ЕС, вряд ли Брюсселю имеет смысл форсировать реализацию этого принципа.

В итоге складывается впечатление, что иммиграционная политика ЕС на средиземноморском направлении в настоящий момент прочно застряла на рифах. Откуда Брюсселю ждать волны и попутного ветра, чтобы двинуться дальше — покажет время.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся