Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Алла Борзова

Д.и.н., профессор кафедры теории и истории международных отношений РУДН им. Патриса Лумумбы

Для достижения целей устойчивого развития (ЦУР-2030) и глобальной экономической конкурентоспособности Бразилия предпринимает постоянные усилия в области международного сотрудничества для укрепления национальной системы науки, технологий и инноваций, а также коммуникационной политики. Модель научной дипломатии Бразилии имеет определенные отличия от политики других стран. Бразилия является признанным лидером по уровню развития науки и технологий в Южной Америке, а в области разработки технологий производства биотоплива, сельскохозяйственных исследований, технологий глубоководной добычи нефти, а также дистанционного зондирования Земли Бразилия по праву занимает лидирующие позиции в мире.

Недостаточное внимание к изучению проблем, связанных с ИТ-технологиями, искусственным интеллектом, робототехникой, подтверждаются данными Глобального индекса устойчивой конкурентоспособности (GSCI) за 2022 г., где Бразилия находится на втором месте по природному капиталу, но на 72 — по эффективности использования природных ресурсов, на 46 — по интеллектуальному и инновационному капиталу и сильно отстает по социальному капиталу (136 место), экологической эффективности и устойчивости (115). Показатели интеллектуального и инновационного капитала в основном положительные, и их развитие может впоследствии привести к повышению показателей устойчивой конкурентоспособности.

Наличие определенных проблем в эффективности инновационной деятельности, развитии высокотехнологичных отраслей в Бразилии подтверждает тот факт, что по импорту высокотехнологичной продукции страна находится на 34 месте, а по экспорту — на 131 месте в мире. В Бразилии только 18,5% человек в последние годы получили образование в области естественных наук и инженерии. В этом плане развитие научной дипломатии с другими странами, реализация совместных высокотехнологичных проектов через двустороннее и многостороннее сотрудничество становятся крайне важными для страны.

Разработка национальной инновационной политики, национальной стратегии по науке, технологиям и инновациям в Бразилии, совершенствование модели научной дипломатии, расширение международного сотрудничества в сфере науки, инноваций, ИТ-технологий стали характерной особенностью для страны в последнее десятилетие. МИД Бразилии и MCTIC активно развивают Программу инновационной дипломатии, выстраивают двусторонние и многосторонние связи, направленные на формирование исследовательских сетей, координацию тематических исследований, обмен технологиями. Бразилия значительно продвинулась в мировом рейтинге научной продукции, особенно в том, что связано с устойчивым ростом сельскохозяйственного производства как стратегического сектора для развития национальной экономики, ВИЭ.

Для России и Бразилии общий интерес могут представлять совместные исследования и разработки в высокотехнологической сфере, ИКТ, телекоммуникации, цифровизации в сфере образования, финансов, здравоохранения, агробизнеса, интеграции экологически чистых технологий в промышленность и сельское хозяйство. Взаимодействие между вузами Бразилии и России может содействовать подготовке исследовательских и преподавательских кадров, созданию профессиональных сетей и научно-исследовательских и инновационных хабов, интернационализации национальных исследовательских систем.

Для достижения целей устойчивого развития (ЦУР-2030) и глобальной экономической конкурентоспособности Бразилия предпринимает постоянные усилия в области международного сотрудничества для укрепления национальной системы науки, технологий и инноваций, а также коммуникационной политики. Модель научной дипломатии Бразилии имеет определенные отличия от политики других стран. Бразилия является признанным лидером по уровню развития науки и технологий в Южной Америке, а в области разработки технологий производства биотоплива, сельскохозяйственных исследований, технологий глубоководной добычи нефти, а также дистанционного зондирования Земли Бразилия по праву занимает лидирующие позиции в мире.

В глобальном инновационном индексе Бразилия в 2013 г. занимала 64 место, в 2020 г. — 62, а в 2022 г. она продвинулась вперед и заняла 54 место, войдя, наряду с Чили и Коста-Рикой, в тройку наиболее продвинутых в сфере инноваций стран Латинской Америки. При этом следует выделить, что в рамках этого общего показателя Бразилия по исследованиям и развитию (R&D) занимает 33 позицию, по информационным технологиям и коммуникациям (ICT) — 45 место, по расходам на образование — 20 место, в целом по уровню образования — 67 место, по доступу к ICT — 81 место. Из этого индекса следует, что вопрос инноваций, развитие собственных компьютерных технологий становится важной частью научной дипломатии Бразилии.

Расходы на R&D в Бразилии росли с 2007 по 2015 гг., однако с 2017 по 2019 гг. в связи со сложной ситуацией в экономике они снизились на 16% и составили 1,26% от ВВП. Правда, в 2022 г. на R&D в стране было выделено 1,2% от ВВП, что значительно больше в абсолютном выражении, чем раньше. Научно-исследовательский профиль Бразилии оказывается совершенно непохожим на таковой у других стран. Наиболее плодотворные области научных исследований Бразилии составляют 2,6% от мирового объема, при этом на сельскохозяйственные науки приходится 8,8%, на растениеводство и животноводство — 6,6%, на фармакологию и токсикологию — 3,7%, микробиологию — 3,3%, на экологию — 3,0%, на общественные науки — 2,8%, на клиническую медицину — 2,6%, биологию и биохимию — 2,6%, нейронауки — 2,6%, иммунологию — 2,5%; работы по биотехнологии, робототехнике, важным стратегическим технологиям составляют 7,1% от общего количества бразильских публикаций. Недостаточное внимание к изучению проблем, связанных с ИТ-технологиями, искусственным интеллектом, робототехникой, подтверждаются данными Глобального индекса устойчивой конкурентоспособности (Global Sustainable Competitiveness Index, GSCI) за 2022 г. Бразилия находится на втором месте по природному капиталу, но на 72 — по эффективности использования природных ресурсов, на 46 — по интеллектуальному и инновационному капиталу и сильно отстает по социальному капиталу (136 место), экологической эффективности и устойчивости (115). Показатели интеллектуального и инновационного капитала в основном положительные, и их развитие может впоследствии привести к повышению показателей устойчивой конкурентоспособности.

Наличие определенных проблем в эффективности инновационной деятельности, развитии высокотехнологичных отраслей в Бразилии подтверждает тот факт, что по импорту высокотехнологичной продукции страна находится на 34 месте (10,6% от общего объема), а по экспорту — на 131 месте. В Бразилии только 18,5% человек в последние годы получили образование в области естественных наук и инженерии. В этом плане развитие научной дипломатии с другими странами, реализация совместных высокотехнологичных проектов через двустороннее и многостороннее сотрудничество становятся крайне важными для страны.

Нормативно-законодательная основа развития научной дипломатии Бразилии

Формирование долгосрочной государственной политики в области развития науки и технологий в Бразилии нашло отражение в ряде последовательно принятых Национальных стратегий по науке, технологиям и инновациям (Estratégia Nacional de Ciência, Tecnologia e Inovação, ENCTI) на 2012–2015, 2016–2022 гг.

В ENCTI 2016–2022 выделены 12 приоритетных направлений для исследования: вода и океан; биотехнология; сельское хозяйство; Антарктида; биоэкономика; биомасса; климат; социальная интеграция; научно-техническое образование; продовольствие и здравоохранение. Также установлены цели для промышленных инноваций: увеличить на 20% количество предприятий и занятых в технопарках; поддержать 250 проектов в области исследований и инноваций для новых предприятий, созданных в этих парках; поддержать создание 1000 новых быстрорастущих инновационных предприятий (стартапов) в технопарках и инновационных центрах; увеличить с 11 до 30 количество лабораторий, связанных с национальной программой развития инноваций.

Однако в 2020 г. была принята новая Стратегия по науке, технологиям и инновациям на 2020–2030 гг., где пересмотр политики в области науки и инноваций отражает системные проблемы в стране, поскольку амбициозные задачи показали ослабление связей между наукой и техникой с одной стороны, и социально-экономической инновационной политикой и программами — с другой.

В Бразилии уделялоcь много внимания стимулированию инноваций на государственном уровне, однако до 2020 г. деятельность по этому направлению носила разрозненный и потому неэффективный характер. В 2021 г. была опубликована Национальная инновационная стратегия, где были установлены стратегические инициативы на ближайшие четыре года. Этот документ был подготовлен и одобрен Инновационной палатой, в состав которой вошли 10 министерств во главе с Министерством науки, технологий, инноваций и коммуникаций (Ministério da Ciência, Tecnologia, Inovações e Comunicações, MCTIC) и представители различных секторов гражданского общества. Стратегия направлена на расширение возможностей экосистемы инноваций в Бразилии для продвижения практических действий в направлении равноправного развития.

В рамках Стратегии были приняты 13 планов по конкретным направлениям развития науки и инноваций. Публикация Стратегии и планов по ее развитию положила начало масштабным преобразованиям в управлении инновационной политикой в стране, консолидации действий заинтересованных министерств. Инновационная палата, которая отвечает за реализацию Стратегии, определяет приоритеты для агентств по развитию и изучению потребностей производственного сектора для подготовки кадров в инновационных сферах.

В 2022 г. была принята Национальная стратегия в области интеллектуальной собственности (Estrategia Nacional de Propiedad Intelectual, ENPI), подготовленная межминистерской группой по интеллектуальной собственности под председательством министерства экономики. Стратегия рассчитана на 10 лет и содержит 210 направлений, которые организованы в семь основных стратегических областей: интеллектуальная собственность для конкуренции и развития; защита интеллектуальной собственности (ИС), обучение и квалификация; управление и институциональное укрепление; модернизация правовой базы и ненормативных актов; их соблюдение и правовая определенность; интеллект и перспективы на будущее; интеграция Бразилии в глобальную систему ИС. ENPI стала частью Национальной стратегии инноваций (Estratégia Nacional de Inovação), принятой в 2020 г., где много внимания уделено развитию проектов международного сотрудничества.

Акторы международной научной дипломатии Бразилии

В международном научно-техническом сотрудничестве Бразилии принимают участие около 170 институтов федерального правительства: министерства, фонды, государственные предприятия, вузы.

Среди основных структур, которые занимаются развитием научной дипломатии, следует выделить Министерство иностранных дел и Министерство науки, технологий, инноваций и коммуникаций (MCTIC). В МИД Бразилии этим занимается Субсекретариат по окружающей среде, энергетике, науке и технологиям (Subsecretário-Geral de Meio Ambiente, Energia, Ciência e Tecnologia). В рамках MCTIC функционирует подразделение по международным делам (Assessoria Especial de Assuntos Internacionais), которое взаимодействует с МИД Бразилии и поддерживает программы сотрудничества со многими странами мира.

Бразилия имеет более 40 двусторонних соглашений о сотрудничестве в области науки, технологий и инноваций с отдельными странами, с ЕС, активно участвует в региональных и многосторонних форумах.

С 2017 г. МИД Бразилии и MCTIC реализуют Программу инновационной дипломатии (Programa de Diplomacia da Inovação, PDI), направленную на объединение действий по продвижению технологий за рубежом в соответствии с Национальной инновационной политикой, где предусмотрено содействие «признанию Бразилии в международном сценарии как инновационной нации» в качестве одного из стратегических направлений. Программа включает мероприятия, направленные на повышение авторитета Бразилии в зарубежных инновационных экосистемах, включая выявление партнерских связей в научной сфере, привлечение инвестиций, поддержку интернационализации стартапов, использование зарубежных технологических инноваций. Страна привлекает бразильскую научную диаспору за рубежом (в США, Португалии и других странах) для проведения совместных исследований и публикаций, реализации научных проектов. Количество мероприятий PDI, проведенных с 2017 по 2021 гг., увеличилось с шести до 142, было освоено 7,5 млн реалов. За последние два года большая часть мероприятий была проведена в Азии, несколько меньше — в Европе. PDI 2022 включает в себя 165 мероприятий (выставки, бизнес-встречи, презентации проектов) в 50 посольствах и консульствах в 35 странах, которые затрагивают почти 7000 исследователей и предпринимателей бразильской технологической отрасли.

При анализе PDI 2022 нужно отметить, что 65% мероприятий являются многоотраслевыми; 5% осуществляются в сфере агротехники; 4% в области здравоохранения и биотехнологий; и 4% в сфере финансов и технологий. С точки зрения географического распределения 38% проектов было реализовано в Европе, 28% в Азии, 21% в Северной Америке, 5% в Африке, 4% в Южной Америке и 4% в Океании.

МИД Бразилии насчитывает 55 отделов науки, технологий и инноваций (SECTEC) в своих структурах за границей (в посольствах и консульствах) и региональных отделениях в Бразилии. SECTEC работают над использованием возможностей сотрудничества и продвижением потенциала бразильской системы науки, технологий и инноваций и развитием многостороннего сотрудничества.

МИД Бразилии принимает активное участие в программе федерального правительства Startup OutReach Brasil, направленной на поддержку позиционирования бразильских стартапов в самых многообещающих инновационных экосистемах мира. С момента создания в 2017 г. в рамках программы было проведено 13 встреч в девяти странах мира (Аргентина, Франция, Германия, США, Португалия, Чили, Колумбия, Канада, КНР) и обсуждено 300 стартапов, а сумма завершенных сделок по одобренным проектам составила 24 млн долл. В 2022 г. было отобрано 40 стартапов по таким темам, как «Искусственный интеллект», «Корпоративные решения», «Сельское хозяйство и продовольствие», «Чистые технологии и мобильность».

Национальная инновационная система (НИС) Бразилии

Организация фундаментальных и прикладных исследований в Бразилии отражает взаимодействие между федеральным уровнем и уровнем штатов. В бразильской системе науки четко различаются различные операторы исследований (университеты, научно-исследовательские институты) и финансирующие агентства. В Сенате работает Комиссия по науке, технологиям, инновациям, коммуникациям и информатике (Comissão de Ciência, Tecnologia, Inovação, Comunicação e Informática, CCT), которая анализирует проекты, связанные с научными разработками, и принимает решения, а в правительстве каждого штата есть секретариат по науке, технологиям и инновациям.

Министерство науки, технологий, инноваций и коммуникаций (MCTIC) — основной регулятор исследований в Бразилии — совместно с другими министерствами готовит планы действий по науке, технологиям и инновациям для развития страны. Двумя основными финансирующими агентствами при этом министерстве выступают Национальный совет по-научному и технологическому развитию (CNPq) и Отдел финансирования исследований и проектов (FINEP) [1]. В 2008 г. CNPq запустил систему поддержки совместных межуниверситетских и международных исследовательских проектов — Национальные институты науки и технологий (INCT). В настоящее время существует 102 INCT в различных областях исследований: сельское хозяйство, энергетика, инженерные и информационные технологии, точные и естественные науки, здравоохранение, гуманитарные и социальные науки, экология и окружающая среда, нанотехнологии, что формирует новую структуру научных исследований и развитие научной дипломатии [2].

В состав MCTIC входит 22 научно-исследовательских подразделения, и оно напрямую контролирует деятельность таких структур, как:

  • Центр физических исследований (Centro Brasileiro de Pesquisas Físicas, CBPF),
  • Национальный институт космических исследований (Instituto Nacional de Pesquisas Espaciais, INPE),
  • Национальный институт исследований Амазонии (Instituto Nacional de Pesquisas da Amazônia, INPA),
  • Национальный институт технологий (Instituto Nacional de Tecnologia, INT),
  • Институт математики и прикладных исследований (Instituto de Matématica Pura e Aplicada, IMPA) и т.д.

Многие из этих институтов были созданы при содействии других стран и имеют значительное количество международных программ исследований в целях существенного улучшения инновационного потенциала. MCTIC в партнерстве с международными организациями, правительствами и иностранными учреждениями поощряет разработку новых технологий в стратегических секторах, таких как нефть и газ, возобновляемые источники энергии, аэрокосмическая промышленность, ИКТ, оборона, и в таких областях, как нанотехнологии и биотехнологии [3].

В области связи MCTIC участвовало в проектах, которые являются результатом сотрудничества со стратегическими партнерами, такими как Испания, в строительстве подводного кабеля, который соединит Бразилию с Европой, в подготовке геостационарного спутника для обороны и стратегической связи совместно с Японией, создании японско-бразильского стандарта цифрового телевидения.

Множество международных научных программ Бразилия реализует с Китаем. Так, в результате деятельности Китайско-бразильской комиссии высокого уровня по развитию сотрудничества (COSBAN) в 2015 г. между Бразилией и КНР был подписан договор о взаимодействии в CT&I сфере и разработан десятилетний план исследований в области математики, физики, биологии, добычи нефти, тропической агрокультуры [4]. Наиболее успешным стало китайско-бразильское партнерство в космической сфере, что привело к созданию и запуску на орбиту китайско-бразильских спутников для изучения ресурсов Земли — CBERS (China-Brazil Earth Resources Satellite). Были созданы три совместные исследовательские лаборатории: Бразильско-китайский центр нанотехнологий [5]; Labex China бразильской сельскохозяйственной исследовательской компании EMBRAPA с Китайской академией общественных наук; Бразильско-китайский центр по изменению климата и инновациям в энергетических технологиях.

Второй важной структурой в развитии научной дипломатии является Министерство образования, в рамках которого функционирует CAPES (Coordinação de Aperfeiçoamento de Pessoal de Nível Superior) — агентство, занимающееся финансированием программ по развитию высшего образования и научно-исследовательской деятельности в 68 федеральных университетах.

Министерство образования Бразилии ставит задачу развития инновационных хабов на базе собственных университетов и расширения научного обмена с зарубежными вузами. В рамках Ибероамериканского сообщества наций (ИСН) Бразилия работает в ряде ассоциаций, чья деятельность направлена на обеспечение высокого качества подготовки преподавателей университетов, ученых и специалистов на уровне докторантов. Девять вузов Бразилии участвуют в работе Ассоциации ибероамериканских университетов последипломного образования (AUIP), где разрабатываются новые научные направления: устойчивая энергетика, технологии в сфере продовольствия, экономика и компьютеризация предприятий, морское право, международное право, биомедицина, IT-технологии в образовании.

В Группе Тордесильяс, представляющей собой академическую сеть из 20 университетов Испании, 10 вузов Португалии и 24 вузов Бразилии, осуществляется интеграция исследовательских групп, объединение профессоров по областям научных интересов, реализуются совместные публикации, проводятся международные семинары и совместное обучение на междисциплинарной основе. В группе La Rábida и группе Proeduca целью стала реализация совместных межуниверситетских докторских программ и планов по виртуальной мобильности, цифровой трансформации высшего образования [6].

Академия наук Бразилии играет ведущую роль в содействии бразильскому технологическому и образовательному прогрессу. Академия консультирует правительство в области научных технологий и образовательной политики, координирует исследовательские программы, издает книги и отвечает за соглашения о научном сотрудничестве с аналогичными учреждениями за рубежом, активно участвует в межакадемическом партнерстве (Parceria InterAcadevicas, IAP) с академиями наук Германии, Китая, Индии, Франции.

Важным партнером в научной дипломатии для Бразилии стал Европейский союз, с которым в 2005 г. было подписано Соглашение о научном и технологическом сотрудничестве, которое последовательно обновлялось в 2012, 2018, 2022 гг. В рамках соглашения осуществляются совместные научно-исследовательские и технологические разработки, обмены учеными и техническими специалистами, обмен информацией и совместное использование оборудования. Приоритетными направлениями сотрудничества стали биотехнология, космос, нанотехнологии, ВИЭ, изменение климата, здравоохранение и медицина. Бразилия принимает участие в программах Euroclima, «Горизонт Европа», направленных на изучение климата, достижение поставленных Целей устойчивого развития.

Проведением совместных международных исследований занимается и Фонд Освальдо Круза (FIOCRUZ), который работает при Министерстве здравоохранения Бразилии. Исследования Фонда связаны со здравоохранением, разработкой вакцин и лекарств, препаратов, реагентов и диагностических наборов; образованием и подготовкой кадров; информацией и связью в области здравоохранения, науки и техники. FIOCRUZ взаимодействует с учреждениями здравоохранения, науки и техники и международными агентствами в более чем 50 странах на всех континентах. Например, Бразилия подписала договор о борьбе с туберкулезом с Индией и Индонезией, реализует соглашения о научно-техническом сотрудничестве с Китаем в сфере медицины и здравоохранения.

Интересный пример научной дипломатии демонстрирует EMBRAPA, которая возглавляет национальную сеть сельскохозяйственных исследований. В дополнение к 43 децентрализованным исследовательским подразделениям она включает 17 государственных исследовательских организаций сельскохозяйственных исследований, федеральных и государственных университетов и исследовательских институтов, частных компаний и фондов. Компания работает с представителями 43 стран и 90 институтов, подписала 104 двусторонних соглашения и пять многосторонних договоров, направленных на реализацию конкретных проектов. Значительное число проектов по развитию устойчивого сельского хозяйства реализуется корпорацией в странах Африки [7].

***

Разработка национальной инновационной политики, национальной стратегии по науке, технологиям и инновациям в Бразилии, совершенствование модели научной дипломатии, расширение международного сотрудничества в сфере науки, инноваций, ИТ-технологий стали характерной особенностью для страны в последнее десятилетие. МИД Бразилии и MCTIC активно развивают Программу инновационной дипломатии, выстраивают двусторонние и многосторонние связи, направленные на формирование исследовательских сетей, координацию тематических исследований, обмен технологиями. Бразилия значительно продвинулась в мировом рейтинге научной продукции, особенно в том, что связано с устойчивым ростом сельскохозяйственного производства как стратегического сектора для развития национальной экономики, ВИЭ, но по-прежнему занимает периферийные позиции в рейтинге конкурентоспособности по внедрению изобретений, связанных с искусственным интеллектом, цифровыми технологиями.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для России и Бразилии общий интерес представляют совместные исследования и разработки в высокотехнологической сфере, ИКТ, телекоммуникации, цифровизации в сфере образования, финансов, здравоохранения, агробизнеса, интеграции экологически чистых технологий в промышленность и сельское хозяйство. Взаимодействие между вузами Бразилии и России может содействовать подготовке исследовательских и преподавательских кадров, созданию профессиональных сетей и научно-исследовательских и инновационных хабов, интернационализации национальных исследовательских систем.

1. Melo L. Financiamento à inovação no Brasil: análise da aplicação de recursos do Fundo Nacional de Desenvolvimento Científico e Tecnológico (FNDCT) e da Financiadora de Estudos e Projetos (Finep) de 1967 a 2006. [Revista Brasileira de Inovação. Campinas], 2009, v. 1, no 8. Pp. 87–120.

2. Anunciato R., Santos B. V. M. S. dos. Diplomacia Científica e Diplomacia da Inovação: uma revisão sistemática de literatura sobre a perspectiva brasileira. [Conjuntura Austral], 2020, v. 11, no 54. Pp. 35–53.

3. De Negri J. A., De Negri F., Lemos M. O impacto do programa FNDCT sobre o desempenho e o esforço tecnológico das empresas industriais brasileiras. Políticas de incentivo à inovação tecnológica no Brasil. Brasília, Ipea, 2008. Pp. 265–288.

4. Cunha G. As relacões Brasil — China: Ciência, Tecnologia e Inovação no século XXI. Tese de doutorado. Brasília, 2017. 278 p.

5. Centro Brasil — China de Pesquisa e Inovação em Nanotecnologia: CBCIN. Brasília, Ministério da Ciência, Tecnologia e Inovações, 2020. 74 p.

6. Борзова А.Ю., Волосюк О.В., Николашвили Н.Д. Гуманитарная политика Испании в Латинской Америке: особенности и приоритеты // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 2022, Т. 22, № 3. C. 586–599.

7. Борзова А.Ю. Роль Бразилии в обеспечении продовольственной безопасности в Африке / Африка перед лицом современных вызовов и угроз. М.: Институт Африки РАН, 2021. С. 164–171.


(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся