Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.2)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Татьяна Тюкаева

К.полит.н., научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН, эксперт РСМД

12 ноября 2021 г. состоялась очередная международная конференция, посвященная урегулированию ливийского кризиса, на этот раз — в Париже, в поддержку политическому процессу под эгидой ООН. Сопредседателями выступили первые лица Франции, Италии и Германии, генеральный секретарь ООН, а также глава ливийского Президентского совета (ПС) Мохаммед аль-Манфи и премьер-министр временного Правительства национального единства (ПНЕ) Абдель Хамид Дбейба. Участниками конференции стали представители почти 30 государств и международных организаций.

В преддверии намеченных в соответствии с «дорожной картой» Форума ливийского политического диалога (ФЛПД) на 24 декабря 2021 г. парламентских и президентских выборов главным посылом Парижской конференции было подтверждение необходимости их проведения в установленные сроки. Принципиальным стало решение о введении санкций в отношении любых внутриливийских и внешних игроков, которые попытаются саботировать электоральный процесс. Участники конференции также повторили свою приверженность скорейшему выведению с территории Ливии иностранных вооруженных сил. Между тем, несмотря на международное давление, оказываемое на действующее временное руководство страны, начавшуюся регистрацию избирателей и кандидатов, а также общее устремление ливийского общества к участию в электоральном процессе, за месяц до назначенной даты выборов ситуация в Ливии характеризуется возрастающей неопределенностью.

Очевидно, что ни один из кандидатов не может быть уверен в исходе выборов в свою пользу. До сих пор неизвестен окончательный список их участников, как и нет полной уверенности, что они не будут перенесены. Ситуация неопределенности нагнетается по мере приближения даты проведения голосования. Ни один из кандидатов не желает выступить в качестве «спойлера», активно настаивая на своей приверженности «дорожной карте» политического процесса. При этом создается впечатление, что занимающие влиятельные посты А. Салех, Х. Хафтар и А.Х. Дбейба вполне удовлетворены статусом-кво. Оживленно налаживаются закулисные контакты в попытке выстраивания неких коалиций не только среди основных, но и менее крупных игроков ливийской внутриполитической сцены, что, как представляется, будет играть значимую, если не решающую роль. В этих условиях обостряются опасения относительно не столько факта проведения выборов, сколько «дня после» и вероятности новой вооруженной эскалации.

12 ноября 2021 г. состоялась очередная международная конференция, посвященная урегулированию ливийского кризиса, на этот раз — в Париже, в поддержку политическому процессу под эгидой ООН. Сопредседателями выступили первые лица Франции, Италии и Германии, генеральный секретарь ООН, а также глава ливийского Президентского совета (ПС) Мохаммед аль-Манфи и премьер-министр временного Правительства национального единства (ПНЕ) Абдель Хамид Дбейба. Участниками конференции стали представители почти 30 государств и международных организаций.

В преддверии намеченных в соответствии с «дорожной картой» Форума ливийского политического диалога (ФЛПД) на 24 декабря 2021 г. парламентских и президентских выборов главным посылом Парижской конференции было подтверждение необходимости их проведения в установленные сроки. Принципиальным стало решение о введении санкций в отношении любых внутриливийских и внешних игроков, которые попытаются саботировать электоральный процесс. Участники конференции также повторили свою приверженность скорейшему выведению с территории Ливии иностранных вооруженных сил. Между тем, несмотря на международное давление, оказываемое на действующее временное руководство страны, начавшуюся регистрацию избирателей и кандидатов, а также общее устремление ливийского общества к участию в электоральном процессе, за месяц до назначенной даты выборов ситуация в Ливии характеризуется возрастающей неопределенностью.

Внутриполитический раскол

Сформированное в феврале 2021 г. Правительство национального единства, одной из важнейших задач которого была унификация государственных институтов, к концу установленного для него срока функционирования едва ли оправдывает свое название. Страна остается политически и экономически расколотой на Триполитанию, формально контролируемую силами ПНЕ; и территории Киренаики и Феццана, преимущественно находящиеся под контролем Ливийской национальной армии (ЛНА) маршала Халифы Хафтара, связанные с парламентом страны — Палатой представителей (ПП) в Тобруке. Попытки А.Х. Дбейбы направить делегации на восток Ливии и провести переговоры с Х. Хафтаром терпят неудачи, а ЛНА продолжает препятствовать проникновению сил ливийского МВД на территории Феццана.

Кульминацией политического противостояния ПНЕ и ПП стал объявленный парламентским спикером Акилой Салехом в сентябре вотум недоверия правительству. Формальным основанием провозглашалось недовольство деятельностью правительства и лично А.Х. Дбейбы, инициировавшего масштабные многомиллиардные программы развития в условиях по-прежнему отсутствующего согласованного между органами исполнительной и законодательной власти годового бюджета, что выходит за рамки «повестки временного органа исполнительной власти, одобренной парламентом». Этот шаг вызвал бурное негодование не только на западе страны — со стороны премьер-министра, ряда политических фракций, исламистских группировок, глав муниципалитетов и жителей западных и центральных районов Ливии, вылившееся в массовые демонстрации в осуждение действий ПП; но и на востоке — в рядах парламентариев, отсутствовавших на заседании при принятии Салехом решения о вотуме недоверия. В свою очередь, А.Х. Дбейба решил воспользоваться ситуацией и направить общественное мнение против ПП, изображая ее как «единственное препятствие ливийскому развитию» и обвиняя ее в саботировании работы правительства.

Между тем политический раскол наблюдается и в рамках самого ПНЕ. Так, ряд чиновников обвинили А.Х. Дбейбу в злоупотреблении властными полномочиями и использовании личных связей при назначении на должности. Параллельно с этим заместитель премьер-министра по восточной Ливии Хусейн аль-Катрани, базирующийся в Бенгази и близкий А. Салеху и Х. Хафтару, выступил с критикой главы ПНЕ, который распределил бюджетные средства для восточной администрации в несправедливо меньшем объеме в сравнении с долей, предназначенной для запада страны. Кроме того, вице-премьер выразил недовольство в связи с принятием А.Х. Дбейбой единоличных решений без консультаций со заместителями, а также запретил своим подчиненным реализовывать решения ПНЕ в отсутствие своего одобрения. Ярким примером рассогласованности работы правительства служат неоднократные попытки министра нефти и газа снять с должности влиятельного главу Национальной нефтяной корпорации Мустафу Саналлу и неизменно следующие за этими решениями заявления А.Х. Дбейбы об их отмене.

Помимо этого, наблюдается напряженность в отношениях между главами ПНЕ и ПС, проявившаяся, в частности, в начале ноября в решении Совета отстранить от выполнения обязанностей министра иностранных дел Наджлу Мангуш, которое также было вскоре отменено в заявлении премьер-министра. А.Х. Дбейбе также так и не удалось унифицировать структуру Центрального банка Ливии или поспособствовать урегулированию конфликта между ПП и Высшим государственным советом, которым была поручена разработка избирательного законодательства для предстоящих выборов, что, однако, закончилось их взаимной критикой и двумя кардинально различающимися проектами закона о выборах.

Тревожно выглядит ситуация в Ливии и в сфере безопасности. С большой долей оптимизма международные посредники (в первую очередь ООН) встретили согласованный в начале октября Совместной военной комиссией «5+5» четырехэтапный план по выводу иностранных вооруженных сил с территории страны до 2023 г. Однако вероятность его фактической реализации сегодня представляется туманной. Гораздо большую проблему представляет собой отсутствие единого военного командования и единой авторитетной системы обеспечения правопорядка — даже на территориях, формально находящихся под контролем ПНЕ, — что развязывает руки множеству локальных вооруженных группировок. На западе страны, преимущественно в Триполи и Завии, продолжаются вооруженные столкновения между конкурирующими боевыми группировками в борьбе за установление контроля над территориями, важными инфраструктурными объектами, рынком контрабандного топлива. При этом, по некоторым данным, некоторые из этих формирований действуют с одобрения представителей органов государственной власти, которые таким образом ослабляют своих политических конкурентов, но зачастую не имеют полного контроля над деятельностью этих группировок.

Сохраняющий свою остроту политический раскол, все больше превращающийся в личностное противостояние политических игроков, а также фрагментированность пространства безопасности едва ли способствуют организации избирательного процесса на предстоящих выборах.

«Подводные камни» организации выборов

Ключевым вопросом является определение формы проведения выборов и их законодательной базы. Согласно формуле «дорожной карты» ФЛПД, 24 декабря 2021 г. должны были состояться парламентские и президентские выборы. При этом сохранялся вопрос о сроках проведения конституционного референдума (до или после выборов) — на фоне споров о непосредственно самом проекте конституции, разработанном в 2017 г. Конституционной ассамблеей, с учетом неоднозначного к нему отношения в обществе.

В соответствии с «дорожной картой» формулирование избирательного законодательства должно было стать результатом совместной работы ПП и Высшего государственного совета. Однако на фоне обострения противоречий между ними парламент во главе с А. Салехом в начале сентября принял закон о президентских выборах, а в начале октября — о парламентских, вызвав негодование ряда парламентариев, не входящих в «лагерь» председателя ПП, и главы Совета Халеда аль-Мишри. На основе принятых ПП законов ливийская избирательная комиссия постановила: 24 декабря в стране состоится первый раунд президентских выборов, а второй раунд и парламентские выборы — не позднее, чем через 52 дня после этого. В соответствии с предложенным А. Салехом законодательством, во многом отражающим его личные политические амбиции, президент наделяется широкими полномочиями, а парламент — рычагами по надзору за исполнительной властью. Помимо этого, закон допускает к участию в выборах в качестве кандидатов лиц, которые за три месяца до даты проведения выборов оставили свой государственный или военный пост с возможностью восстановления в должности в случае проигрыша, и не допускает — носителей любого гражданства, кроме ливийского.

С учетом спорности процедуры принятия законов о выборах и выражаемого недовольства в его отношении со стороны некоторых политических игроков, включая главу ПНЕ А.Х. Дбейбу, и вооруженных формирований, особенно исламистских и «революционных» боевиков, не менее остро встает вопрос обеспечения безопасности на избирательных пунктах по всей стране. Так, ливийское МВД уже заявило о том, что будет выделено 35 тыс. сотрудников служб безопасности для предотвращения вмешательства боевиков и террористических групп в избирательный процесс. Однако с учетом разобщенности западной и восточной администраций, а также ввиду того, что ни одна военно-политическая сила не имеет полного контроля над территорией всей страны, возникают сомнения относительно возможности обеспечения унифицированного мониторинга проведения выборов. На западе Ливии открыто высказывается мнение, что голоса избирателей в районах, подконтрольных ЛНА, не могут учитываться. Некоторые фракции также на западе страны заявили, что не признают результаты выборов, а Халед аль-Мишри, глава Высшего государственного совета, выступил с угрозой прибегнуть к использованию силы, чтобы помешать Х. Хафтару занять пост президента в случае его избрания.

В этой связи немаловажным вопросом становится проблема принятия результатов выборов если не всеми, то хотя бы подавляющим числом наиболее влиятельных внутриливийских игроков. Задача представляется сложно реализуемой, особенно с учетом того, что положение некоторых из заявивших о своем намерении участвовать в выборах кандидатов — достаточно спорное.

Неоднозначные кандидаты

Регистрация заявок кандидатов для участия в президентских выборах продолжилась до 22 ноября 2021 г. На 19 ноября их количество, по данным избирательной комиссии, составляло 23 человека. О своем намерении участвовать в выборах, в частности, заявил сын бывшего ливийского лидера Сейф аль-Ислам Каддафи, премьер-министр Всеобщего национального конгресса в 2012–2014 гг. Али Зейдан, бывший глава МВД Фатхи Башага, маршал Халифа Хафтар и Акила Салех, временно покинувшие свои посты, соответственно, верховного главнокомандующего ЛНА и спикера парламента (ПП) за три месяца до назначенной даты выборов, а также действующий глава ПНЕ Абдель Хамид Дбейба.

Бывший карьерный дипломат, противник режима Муаммара Каддафи, занимавший пост премьер-министра, потерпевший в 2014 г. политическое поражение от ливийских исламистов, в то время доминировавших в парламенте страны, а также обвиненный в коррупции Али Зейдан едва ли может рассматриваться в качестве перспективного кандидата. Переживший два своих похищения боевиками в Триполи в 2014 и 2017 гг., значительную часть времени после своей отставки с поста главы правительства он проводит за границей, практически отсутствуя в публичном пространстве Ливии. В свою очередь Сейф аль-Ислам Каддафи, известный своими реформистскими идеями, несмотря на некоторую ностальгию по прежнему режиму в некоторых частях ливийского общества и влиятельность своего племени аль-каддафа, также едва ли может рассчитывать на значительную общественную поддержку, как и А. Зейдан, преимущественно пребывая за пределами публичного пространства страны. Его положение осложняет также действующий ордер Международного уголовного суда на арест.

Более ярким кандидатом представляется Фатхи Башага, глава МВД в Правительстве национального согласия до марта 2021 г. Родом из Мисураты, он известен своей публичной активностью по установлению контактов с официальными лицами западных стран, а также считается одной из значимых фигур «протурецкого» лагеря. В преддверии выборов в новые временные органы власти в феврале 2021 г. вместе с Акилой Салехом Башага возглавлял один из предвыборных списков, который считался наиболее перспективным, однако с небольшим перевесом потерпел поражение. Он имеет связи с некоторыми влиятельными фигурами на востоке страны и остается популярным среди ряда вооруженных формирований на западе, что, впрочем, сделало его врагом в глазах конкурирующих группировок, в частности в Триполи. Готовясь к своему возвращению во властные ливийские структуры на предстоящих выборах, А.С. Башага активизировал свои международные контакты и попытался привлечь на свою сторону некоторые влиятельные племена. Между тем его влиятельность как в западных, так и восточных районах Ливии весьма ограничена.

Возглавляющий с 2014 г. ПП Акила Салех имеет определенное влияние в Киренаике, преимущественно в политических кругах, на фоне роста недовольства его фигурой со стороны представителей политических сил и вооруженных группировок в Триполитании, особенно среди сторонников главы ПНЕ А.Х. Дбейбы. Особой критике подвергается принятый им на «закрытой сессии и в отсутствии кворума» проект избирательного законодательства, положения которого сформулированы таким образом, чтобы дать А. Салеху возможность участвовать в декабрьских выборах, но при этом не потерять свой пост в случае его поражения или переноса голосования.

Два самых крупных и наиболее противоречивых кандидата — Халифа Хафтар и Абдель Хамид Дбейба. Маршал Хафтар, сохраняющий контроль над значительными территориями на востоке и юге страны, пользуется поддержкой ЛНА и ряда влиятельных племен, но при этом остается категорически неприемлемой фигурой в Триполитании и особенно в Мисурате, вооруженные группировки которой сыграли значимую роль в отражении его наступательных кампаний на столицу. Известный своими давними связями с ЦРУ, в преддверии выборов Хафтар сделал ставку на получение дополнительной поддержки со стороны США. Ярким событием стал визит сына Х. Хафтара — Саддама — в Израиль, где тот провел встречи с представителями Моссада и передал послание своего отца о готовности к подписанию «Авраамовых соглашений» о нормализации в обмен на израильскую «военную и дипломатическую помощь». Это, по мнению ряда экспертов, стало попыткой маршала продемонстрировать свою особую ценность в глазах Вашингтона. В этой связи приостановка ряда судебных разбирательств против Х. Хафтара в США до проведения выборов представляется позитивным сигналом. Параллельно с этим сообщается, что он ведет тайные переговоры с А.Х. Дбейбой с целью достижения компромисса на случай, если выборы не состоятся. Немаловажно отметить, что кандидатура маршала — в соответствии с принятым избирательным законодательством — не может быть принята для участия в выборах ввиду наличия у него американского гражданства.

Наконец, А.Х. Дбейба, действующий глава ПНЕ, в соответствии с «дорожной картой» ФЛПД не имеющий права участвовать в предстоящих выборах — как и в соответствии с избирательным законодательством, требующим временное сложение полномочий за три месяца до даты их проведения, — заявил, что официально пополнит список кандидатов «в самый решающий момент». Между тем его деятельность на посту премьер-министра временного правительства с масштабными программами развития и социальной поддержки, попытками установления отношений с влиятельными фигурами и племенами в разных частях страны, как и активная кампания в его поддержку в СМИ, рассматривается многими не иначе как предвыборная агитация. Однако, несмотря на определенные ее успехи, поддержка А.Х. Дбейбы ограничивается преимущественно Триполитанией, но и там — помимо недовольства некоторыми чиновниками ПНЕ и ПС его злоупотреблениями властью — наблюдается критика в его адрес со стороны ряда профсоюзов.

***

Очевидно, что ни один из кандидатов не может быть уверен в исходе выборов в свою пользу. До сих пор неизвестен окончательный список их участников, как и нет полной уверенности, что они не будут перенесены. Ситуация неопределенности нагнетается по мере приближения даты проведения голосования. Ни один из кандидатов не желает выступить в качестве «спойлера», активно настаивая на своей приверженности «дорожной карте» политического процесса. При этом создается впечатление, что занимающие влиятельные посты А. Салех, Х. Хафтар и А.Х. Дбейба вполне удовлетворены статусом-кво. Оживленно налаживаются закулисные контакты в попытке выстраивания неких коалиций не только среди основных, но и менее крупных игроков ливийской внутриполитической сцены, что, как представляется, будет играть значимую, если не решающую роль. В этих условиях обостряются опасения относительно не столько факта проведения выборов, сколько «дня после» и вероятности новой вооруженной эскалации.

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.2)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся