Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.88)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Олег Филимонов

Политический обозреватель, специалист по Ближнему Востоку

Так сложилось, что ситуация в Йемене в последние годы находится в фокусе внимания в основном «узких» специалистов по региону, дипломатов и военных. Широкую общественность она интересует меньше, чем конфликты в Сирии, Ираке или Ливии. В политическом смысле йеменский конфликт воспринимается как до некоторой степени периферийный. Представляется, что йеменский сюжет в настоящее время заслуживает большего внимания. В том числе — с учетом резко возросшей в последние годы вовлеченности нашей страны в ближневосточные дела, регионального суннитско-шиитского контекста, а также непростого периода российско-американских отношений.

Начавшаяся в январе 2011 г. «арабская весна» погрузила регион Ближнего Востока, который и до того нельзя было назвать бастионом стабильности, в период затяжной турбулентности. За первой волной народных волнений в Тунисе и Египте, приведших к смене власти, последовали массовые протестные выступления в целом ряде стран региона. Где-то, как в Иордании, Марокко, Алжире, правительствам удалось нейтрализовать их путем уступок и мер социального и политического характера. Где-то, как в Бахрейне, протесты получилось подавить силой. Где-то, как в Ливии и Сирии, они вошли в неконтролируемую фазу и привели к внутреннему гражданскому конфликту. Особняком стоит ситуация в Йемене, где проходившие поначалу мирно внутренние преобразования, даже называвшиеся одно время образцом «политического перехода» в арабских странах, скатились в итоге к гражданской войне и иностранной интервенции.

Так сложилось, что ситуация в Йемене в последние годы находится в фокусе внимания в основном «узких» специалистов по региону, дипломатов и военных. Широкую российскую, да и мировую общественность она интересует меньше, чем конфликты в Сирии, Ираке или Ливии. В политическом смысле йеменский конфликт воспринимается как до некоторой степени периферийный. В его вооруженную фазу непосредственно вовлечены лишь региональные державы (опять-таки, в отличие от Сирии, Ирака и Ливии). Сама страна имеет репутацию хронически нестабильной (с учетом неоднократных гражданских конфликтов) и экономически отсталой, «ударными темпами движущейся из XIV века в XV», как в свое время не без горькой иронии говорили командировавшиеся туда отечественные военные специалисты.

Представляется, что йеменский сюжет в настоящее время заслуживает большего внимания. В том числе — с учетом резко возросшей в последние годы вовлеченности нашей страны в ближневосточные дела, регионального суннитско-шиитского (саудовско-иранского) контекста, а также непростого периода российско-американских отношений. 

В политическом смысле йеменский конфликт воспринимается как до некоторой степени периферийный.

Хроника событий

Напомним читателю основные этапы развития современного йеменского кризиса. Всё началось в соответствии со знакомым по другим арабским странам сценарию — в январе 2011 г. в столице Сане развернулись антиправительственные демонстрации с требованием отставки президента Али Абдаллы Салеха, к тому моменту правившего Йеменом более трех десятилетий. В мае того же года при посредничестве Генсекретаря Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) был выработан проект межйеменского соглашения по урегулированию политического кризиса, одобренный представителями оппозиции и правящей в Йемене партии «Всеобщий народный конгресс», подконтрольной главе государства.

В июне 2011 г. Али Абдалла Салех получил серьезные ранения в результате теракта. В связи с недееспособностью президента его полномочия были временно переданы вице-президенту Абдраббо Мансуру Хади, который стал ответственным за проведение переговоров с оппозицией на предмет передачи власти. Контакты велись при активном содействии ССАГПЗ, спецпосланника Генсекретаря ООН Джамаля Беномара, а также США, ЕС, Китая и России, и увенчались подписанием в Эр-Рияде 23 ноября 2011 г. плана мирной передачи власти. В соответствии с достигнутыми тогда договоренностями А. Салех официально отказался от своих полномочий в пользу вице-президента А. Хади, который впоследствии был избран на пост главы государства.

Однако политический процесс по формированию светского демократического государства в Йемене был сорван, когда в конце лета 2014 г. обострилось вооруженное противостояние между шиитским движением «Ансар Алла» (выражает интересы шиитов-зейдитов, 30% населения Йемена), с одной стороны, и сторонниками суннитской партии «Ислах», а также армейскими подразделениями, лояльными президенту А. Хади, — с другой. Закончилось всё захватом бойцами шиитского ополчения (именуемых хуситами по имени своего ныне покойного лидера Хусейна Хуси) девяти северных провинций страны, а затем йеменской столицы и расположенных в ней правительственных учреждений. Движение «Ансар Алла», неожиданно для регионалов и международного сообщества в целом, стало ведущим игроком на политической сцене Йемена и главным претендентом на власть в стране. Хуситы вынудили президента А. Хади подписать Соглашение о мире и национальном партнерстве, в рамках которого йеменский парламент утвердил новое правительство технократов во главе с Халедом Бахахом. Ключевые посты в правительстве отошли представителям Ансар Алла.

Движение «Ансар Алла», неожиданно для регионалов и международного сообщества в целом, стало ведущим игроком на политической сцене Йемена и главным претендентом на власть в стране.

Проявленная центральными властями неуступчивость в вопросе формирования повестки дня национального диалога, неготовность учитывать интересы различных фракций йеменского общества при выработке консенсусных развязок нараставшего политического и экономического кризиса привели к резкому обострению ситуации в стране. Хуситы, выступавшие против не устраивающего их проекта Конституции, организовали вооруженные столкновения, которые в январе 2015 г. привели к отставке президента А. Хади и правительства Х. Бахаха. Оба руководителя были помещены боевиками Ансар Алла под домашний арест.

Начавшиеся под эгидой Спецсоветника Генсекретаря ООН по Йемену Дж. Беномара переговоры с участием основных политических сил страны о формировании временного высшего органа власти в стране — т.н. «президентского совета» — закончились безрезультатно. В этих условиях США, Великобритания, а также другие европейские государства и страны ССАГПЗ, сославшись на резко ухудшившуюся ситуацию в области безопасности, эвакуировали свои дипмиссии из Саны.

23 февраля 2015 г. президент А. Хади бежал в бывшую столицу Южного Йемена Аден, объявив его временной политической столицей государства. Фактически в Йемене установилось двоевластие: Ансар Алла контролировало Сану и находящиеся в ней госаппарат и силовые структуры; в то же время легитимный президент А. Хади пытался управлять Йеменом из Адена при поддержке южан.

Во внутрийеменской борьбе хуситы обрели неожиданного союзника — экс-президента А. Салеха и подконтрольные ему подразделения армии Йемена. Несмотря на сложную историю отношений (во время правления Салеха между хуситами и центральным правительством много лет шла то затухавшая, то разгоравшаяся война), недовольство экс-президента и его окружения отстранением от политических и экономических рычагов власти и желание восстановить прежнее влияние сыграло решающую роль в тактическом союзе со вчерашними врагами.

Стремительное продвижение отрядов хуситов при содействии армейских подразделений А. Салеха в сторону Адена завершилось окружением южной столицы страны. А. Хади бежал в Эр-Рияд.

26 марта 2015 г. Саудовская Аравия, реагируя на просьбу президента А. Хади о военном вмешательстве, приступила к проведению воздушной силовой операции против Ансар Алла, получившей название «Буря решимости». ВВС королевства при поддержке арабских государств Персидского залива (кроме Омана), Иордании, Турции, Пакистана, Судана, Египта и Марокко начали наносить авиаудары по позициям хуситов в Сане, Адене и других крупных городах и провинциях страны. ВМФ Египта блокировали подходы к йеменским портам.

В связи с резким обострением военно-политической ситуации в Йемене руководством России было принято решение об эвакуации российских граждан, а также граждан других государств, пожелавших покинуть страну. В марте-мае 2015 г. самолетами Минобороны России было вывезено свыше 1500 человек, причем только треть из них были гражданами нашей страны. К операции по эвакуации российских граждан, в т.ч. сотрудников генконсульства России в Адене, привлекался и корабль ВМФ России «Приазовье».

По масштабу разрушений инфраструктуры и страданий гражданского населения йеменский кризис — один из тяжелейших в мире.

В апреле 2015 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 2216 с призывом к движению «Ансар Алла» незамедлительно вывести свои отряды из занимаемых им районов, в том числе из Саны, и сложить оружие. Резолюцией было введено эмбарго на поставки вооружений хуситам и салеховцам. Россия при голосовании по документу воздержалась.

В июне 2015 г. в Женеве под эгидой ООН прошли консультации по урегулированию в Йемене с участием представителей Ансар Алла, правительства и ряда политических партий. Однако из-за серьезных противоречий консультации закончились безрезультатно. Не удалось договориться даже о прекращении огня и установлении гуманитарного перемирия.

В августе 2015 г. при усилившейся военно-технической поддержке Саудовской Аравии и ОАЭ формирования суннитских «народных комитетов» лояльные А. Хади, смогли вытеснить хуситов из Адена и прилегающих к нему территорий. Вместе с тем командованию коалиции и воюющим на местах просаудовским силам не удалось установить полный контроль над южными и центральными районами страны, где отряды хуситов продолжили оказывать ожесточенное сопротивление. Неоднократные попытки сторонников А. Хади овладеть провинциями Маариб, Таиз, Эль-Джоуф и развить наступление в направлении Саны результатов не принесли. Ансар Алла и салеховцы сохранили контроль над севером Йемена, включая Сану, а также рядом районов в центральной и южных частях страны.

Вакуумом власти в Йемене воспользовались экстремисты, которые традиционно присутствовали в ряде районов страны, а правительство А. Салеха при поддержке американцев с переменным успехом с ними боролось. После фактического демонтажа центральной власти на значительной части страны местный филиал Аль-Каиды (Аль-Каида на Аравийском полуострове), и набирающая популярность в экстремистских кругах франшиза ИГ расширили свое влияние на большие территории на юге и востоке страны. Саудовцы и поддерживаемое ими правительство А. Хади закрывали на это глаза, видя в террористах своего временного союзника в борьбе с хуситами.

Несмотря на воинственные обещания Эр-Рияда и Абу-Даби продолжать боевые действия до победного конца, расходы на операцию пробили серьезную брешь в их и так прохудившихся из-за падения цен на нефть бюджетах.

Состоявшийся в Омане в сентябре 2015 г. второй этап межйеменских переговоров закончился так же безуспешно, как и первый — стороны конфликта по-прежнему выступали с запросных позиций, были не готовы к уступкам, поиску взаимоприемлемых развязок затянувшейся гражданской войны. Некоторый прогресс был достигнут в ходе состоявшемся под эгидой ООН в декабре 2015 г. в Швейцарии третьего раунда консультаций йеменских сторон по урегулированию вооруженного конфликта. Впервые удалось согласовать механизмы решения первоочередных вопросов политического, военного и гуманитарного характера, включая обмен военнопленными и политзаключенными. Была достигнута также договоренность о мерах укрепления доверия, обеспечении гуманитарного доступа в третий по величине город страны Таиз и другие районы.

Большие надежды на окончательное урегулирование возлагались на проходивший в Кувейте в апреле-августе 2016 г. четвертый раунд межйеменских консультаций. Но переговоры вновь закончились ничем. Попытки посредника ООН Исмаила Ахмеда сохранить лицо и объявить о согласовании «дорожной карты» ситуацию не изменили — в начале августа коалиция возобновила массированные бомбардировки Йемена. С новой силой вспыхнули бои как на йеменской территории, так и в приграничных саудовских провинциях.

Таким образом, попытки мирного урегулирования, по сути, зашли в тупик. Коалиция во главе с саудовцами сделала ставку на силовое решение кризиса и будет добиваться от хуситов капитуляции (что в реальности вряд ли возможно). Ими фактически игнорируется А. Салех и возглавляемая им крупнейшая йеменская партия «Всеобщий народный конгресс». Все более радикальные позиции занимает президент А. Хади.

При этом ни те, ни другие позиции сдавать не собираются — так, недавно хуситы и салеховцы приняли решение учредить Высший политический совет, что фактически привело к созданию параллельного правительства страны и стало очередным шагом к закреплению существующих на местах административных реалий. Всё это, естественно, плохо согласуется с перспективами мирного урегулирования.

Почти два года боев вкупе с фактической торговой блокадой поставили страну, и до того не отличавшуюся высоким уровнем жизни, на грань гуманитарной катастрофы.

По оценкам Управления по координации гуманитарных вопросов ООН, по масштабу разрушений инфраструктуры и страданий гражданского населения йеменский кризис — один из тяжелейших в мире. С начала конфликта в результате боевых действий погибли более 7,5 тыс. чел., около 40 тыс. получили ранения. Число беженцев достигло 250 тыс. чел., временно перемещенных лиц — 3,15 млн. В срочной помощи нуждаются 21,1 млн йеменцев или 82% населения страны, в том числе в продовольственной помощи — 14 млн.

Региональная призма

Йеменский конфликт следует воспринимать в общей логике региональной ситуации, характеризующейся сегодня противостоянием Саудовской Аравии и Ирана. И хотя реальное участие Тегерана в йеменских событиях, судя по всему, не слишком велико, Эр-Рияд хочет исключить саму возможность возникновения в своем «подбрюшье» шиитского анклава, в перспективе — иранского союзника.

Москва с начала йеменского кризиса занимала равноудаленную от всех сторон конфликта позицию.

При этом ведомая Саудовской Аравией коалиция несет ощутимые боевые и имиджевые потери. Несмотря на воинственные обещания Эр-Рияда и Абу-Даби продолжать боевые действия до победного конца, расходы на операцию пробили серьезную брешь в их и так прохудившихся из-за падения цен на нефть бюджетах. Да и сама йеменская кампания оказалась совсем не легкой прогулкой. В столицах коалиции осознают, что одними авиаударами и морской блокадой разгрома хуситов и салеховцев не добиться, но для начала масштабной наземной операции у них не хватает ни ресурсов, ни решимости — ведь ход войны показал, что реальные боевые возможности армий стран Персидского залива куда ниже заявленных.

Всё это сопровождается нарастающим недопониманием между Эр-Риядом и Вашингтоном по региональным сюжетам. Недоверие к американским намерениям, возникшее у Саудовской Аравии после отказа США от силового свержения президента Сирии Б. Асада в 2013 г., резко усугубилось спустя два года в результате сделки по иранскому ядерному досье, против которой саудовцы открыто выступали. По Йемену со стороны Вашингтона также не видно желания бежать впереди Эр-Рияда. Такая ситуация подогревает неуверенность Саудовской Аравии в готовности Соединенных Штатов в будущем приносить серьезные жертвы на алтарь интересов Эр-Рияда в области обороны и безопасности.

Открытый вопрос — может ли что-то поменяться в позиции американцев в случае более плотного дипломатического подключения России к посредническим усилиям в Йемене. Пожалуй, для более точного ответа на него необходимо поставить верный диагноз всему комплексу нынешних российско-американских отношений, что выходит далеко за рамки настоящей статьи. Сирийский опыт в этом плане неутешителен. В том числе и поэтому ранее предпринимавшиеся подходы Россией к американцам с предложением сформировать Международную группу поддержки Йемена (по модели аналогичной структуры по Сирии) результата не дали. В Вашингтоне уклонились от раскручивания этой инициативы — видимо, из-за опасения вызвать неудовольствие региональных союзников.

Однако в региональном контексте ценность йеменского сюжета для российских интересов выше, о чем речь пойдет ниже.

Роль России в урегулировании

Москва с начала йеменского кризиса занимала равноудаленную от всех сторон конфликта позицию. Не прекращая контактов с легитимными властями Йемена во главе с президентом А. Хади, российская дипломатия выстроила доверительные отношения с другими ключевыми игроками в стране — прежде всего с хуситами, а также экс-президентом А. Салехом и его окружением. После бегства правительства А. Хади в Саудовскую Аравию и начала горячей фазы конфликта Россия осталась единственным крупным международным игроком, сохранившим, пусть и в усеченном виде, дипломатическое присутствие в Сане.

Пассивная позиция нашей страны не соответствует ее реальному посредническому потенциалу и объясняется скорее тактическими соображениями.

Российское посольство в Эр-Рияде наладило рабочий контакт с осевшим там А. Хади и правительством в изгнании. При этом за последние два года в Москве неоднократно принимали представителей самых разных политических сил Йемена, в том числе Ансар Алла, «Всеобщего народного конгресса», южан из «Южного движения», функционеров Социалистической партии, партии «Баас» и т.д.

Тем не менее на первые роли в международном содействии йеменскому мирному процессу Россия не выдвигалась. До начала войны наши дипломаты в Сане действовали в рамках «Группы десяти послов», которая впоследствии разрослась до «Группы восемнадцати». В том же формате мы выступали и в ходе межйеменских переговоров в Кувейте, куда был командирован посол России в Йемене В. Дедушкин.

Как представляется, пассивная позиция нашей страны не соответствует ее реальному посредническому потенциалу и объясняется скорее тактическими соображениями, ведь отчасти нынешний статус-кво России выгоден — завязшая в Йемене Саудовская Аравия объективно не может полностью переключиться на Сирию, где российско-саудовские противоречия выглядят особенно остро. Вместе с тем в определенный момент Россия может включиться в процесс куда более активно и имеет шансы добиться прорыва в, казалось бы, зашедшем в тупик процессе.

С учетом нынешнего состояния отношений с США Москве следует работать напрямую с региональными игроками.

Причин тому несколько. Активным участием в урегулировании сирийского конфликта Россия значительно повысила свой авторитет в региональных делах. После нашего закрепления в качестве серьезного и долговременного игрока на Ближнем Востоке все больше стран и политических сил в регионе стали обращать свои взоры в сторону Москвы как к «честному брокеру», свободному от влияния Запада и крупнейших регионалов и имеющему в то же время реальный ресурс воздействия на происходящее в этой части планеты.

В ситуации с Йеменом реноме России подкрепляется хорошо налаженным контактом с оппонентами йеменского правительства, которых большая часть международного сообщества игнорирует. Ни хуситы, ни сторонники А. Салеха не воспринимаются ни в региональных, ни в западных столицах в качестве рукопожатного партнера по переговорам. Единственное исключение — Оман, дипломатический калибр которого, однако, невелик и не способен реально изменить ситуацию.

Вкупе с солидным весом в регионе и неиспорченными отношениями со сторонами конфликта Россия, по сути, единственный серьезный международный игрок, способный транслировать позиции хуситов и салеховцев. Те, в свою очередь, весьма благожелательно воспринимают Москву в качестве медиатора и неоднократно сигнализировали о желательности активизации наших посреднических усилий.

Еще одной картой в йеменской колоде стал юг страны, где сложилась крайне пестрая картина: там де-факто отсутствует центральная власть, и территория поделена на очаги, контролируемые разными вооруженными группировками, в т.ч. террористическими. Ширится сецессионистское движение, основанное на ностальгии по временами независимости. Главной действующей силой в нем выступает бывший офицерский корпус армии Южного Йемена, в подавляющем большинстве получивший военное образование в СССР и сохранивший особое отношение к России. Наша страна могла бы использовать этот ресурс для вовлечения южан в общейеменский политический процесс, от участия в котором те, по большому счету, пока уклоняются.

Включение России на более позднем этапе во внешние посреднические усилия по йеменскому урегулированию в качестве лидирующей международной силы могло бы быть выгодно с нескольких точек зрения.

Во-первых, это дополнительно упрочит наш статус активного военно-политического игрока в регионе, способного вносить реальный вклад в урегулирование кризисных ситуаций с позиций беспристрастного посредника. Вплетение России в военно-политические процессы в этой части Ближнего Востока создаст новый «фронт дипломатической напряженности» для ключевых региональных держав, прежде всего Саудовской Аравии, что даст нам дополнительные очки во взаимодействии с ними по другим сюжетам, в т.ч. Сирии.

Во-вторых, успех российских дипломатических усилий по примирению суннитской коалиции и легитимного правительства с шиитскими повстанцами–хуситами позволит нам скорректировать складывающийся среди арабского населения (из-за поддержки Б. Асада и особых отношений с Ираном) имидж шиитского союзника.

В-третьих, упрочение наших позиций внутри Йемена и завязывание на себя в политическом плане хуситов и южан позволит России создать точку опоры в этой стратегически расположенной на перекрестке мировых торговых путей стране (а точнее — восстановить ее, ведь в свое время Южный Йемен был в орбите советского влияния). Косвенным свидетельством интереса йеменских сторон к этому служат заявление А. Салеха в телеинтервью в августе этого года о готовности к всестороннему развитию отношений с Москвой, в т.ч. предоставлению военных баз на территории Йемена.

Почетный выход из войны в качестве формального победителя был бы желательным для молодого и амбициозного преемника наследного принца, министра обороны КСА Мухаммеда Бен Сальмана.

Наконец, это будет способствовать укреплению на международной арене образа России как миротворца и способствовать торпедированию линии Запада на очернение нашей страны.

С учетом нынешнего состояния отношений с США Москве следует работать напрямую с региональными игроками, в т.ч. используя споры между различными участниками коалиции, в первую очередь КСА и ОАЭ. Коалиции это позволило бы сохранить лицо и объявить о своей военной победе, а ее оппонентам не допустить окончательного разрушения страны и в то же время закрепить свои позиции и гарантировать квоту во властных структурах Йемена.

Необходимо будет использовать и внутриполитические расклады в главной действующей силе коалиции — Саудовской Аравии. Почетный выход из войны в качестве формального победителя был бы желательным для молодого и амбициозного преемника наследного принца, министра обороны КСА Мухаммеда Бен Сальмана. Это важно для него во внутриполитическом смысле и сработало бы на его имидж успешного военачальника, что в свою очередь позволит укрепить позиции в борьбе за престол. С учетом большой значимости персонального фактора в арабском мире оказанная Россией посредническая услуга и наработанное взаимодействие могло бы в таком случае превратиться в ценный ресурс в плане выстраивания дальнейших российско-саудовских отношений и сближения позиций в региональных делах. Особенно — на фоне заметного охлаждения между Эр-Риядом и Вашингтоном.

Таким образом, для включения России в «йеменскую игру» нужно правильно выбрать момент. Но политический результат может существенно превзойти затраты.

(Голосов: 8, Рейтинг: 4.88)
 (8 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju