Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Алексей Портанский

Профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, в.н.с. ИМЭМО РАН

Не будет преувеличением сказать, что за 43-летнюю историю встреч лидеров государств «Группы семи» саммит в канадском Квебеке, прошедший 8–9 июня, впервые оказался откровенно скандальным.

Наиболее «взрывоопасным» оказалось обсуждение вопроса введения таможенных пошлин, обернувшееся в итоге размолвкой между канадским премьером Дж. Трюдо и американским президентом Д. Трампом, а также отзывом последним своей подписи под заключительным коммюнике. С 1 июня 2018 г. Вашингтон ввел повышенные импортные таможенные пошлины на металлы из Евросоюза, Канады и Мексики — 25% на сталь и 10% на алюминий. Юридическим обоснованием таких действий послужил принятый в США еще в 1962 г. «Закон о расширении торговли» (Trade Expansion Act, 1962), который позволяет ограничивать импорт товаров, если он представляет «угрозу национальной безопасности». И именно это «юридическое обоснование» было воспринято европейцами и канадцами как совершенно неприемлемое. По мнению экспертов, именно сейчас самые близкие зарубежные партнеры США в полной мере ощутили «несистемность» Трампа на практике.

Не будет преувеличением сказать, что за 43-летнюю историю встреч лидеров государств «Группы семи» саммит в канадском Квебеке, прошедший 8–9 июня, впервые оказался откровенно скандальным.

Напомним, что идея организации встреч лидеров наиболее развитых стран мира возникла в начале 1970-х гг. в связи с экономическим кризисом и обострением отношений в финансово-экономической сфере между США, Западной Европой и Японией. Первое совещание состоялось в середине ноября 1975 г. по инициативе действовавшего президента Франции Валери Жискар д’Эстена и прошло в формате «шестерки». Через год в группу влилась Канада, в результате сложился формат «семерки». Преобразование «семерки» в «восьмерку» шло поэтапно с период 1991–2002 гг. по схеме «7+1», и в итоге Россия стала полноправным участником группы. В 2014 г. лидеры семи государств не приехали на очередной саммит в Сочи из-за украинского кризиса, и группа вернулась к формату семи.

В повестке канадского саммита значились такие вопросы, как введение Вашингтоном новых пошлин на импорт стали и алюминия, ситуация на Корейском полуострове, иранская проблема, Парижское соглашение по климату, а также украинский кризис, «дело Скрипалей», санкции в отношении России. Как и ожидалось, «взрывоопасным» оказалось обсуждение первого вопроса, обернувшееся в итоге размолвкой между канадским премьером Дж. Трюдо и американским президентом Д. Трампом, а также отзывом последним своей подписи под заключительным коммюнике.

Как известно, с 1 июня 2018 г. Вашингтон ввел повышенные импортные таможенные пошлины на металлы из Евросоюза, Канады и Мексики — 25% на сталь и 10% на алюминий. Прошедшие до этого переговоры с партнерами о замораживании данной меры или замены ее на другие инструменты результата не дали. Как полагает нынешняя американская администрация, в последние годы в США произошло резкое снижение доли внутреннего производства металлов, что несет угрозу национальной безопасности. Это и стало поводом для принятого президентом Д. Трампом во второй половине марта 2018 г. решения о повышении пошлин на ввоз стали и алюминия из ряда стран.

Юридическим обоснованием повышения импортных пошлин для Вашингтона послужил принятый в США еще в 1962 г. «Закон о расширении торговли» (Trade Expansion Act, 1962), который позволяет ограничивать импорт товаров, если он представляет «угрозу национальной безопасности». И именно это «юридическое обоснование» было воспринято европейцами и канадцами как совершенно неприемлемое.

Использование правового документа более чем полувековой давности выглядит в данном случае, по меньшей мере, странно, полагают в Европе, Канаде, а также в Японии. Потому как за прошедшие десятилетия в международном экономическом регулировании произошли кардинальные изменения, главное из которых — становление полноценного многостороннего института регулирования торговли в лице Всемирной торговой организации (1995 г.), чему, кстати, в значительной мере поспособствовали именно Соединенные Штаты.

В рамках ВТО каждая страна имеет свои обязательства, базирующиеся на ее правилах, выработанных в ходе длительных и сложных переговоров Уругвайского раунда (1986–1993 гг.), которые были начаты по инициативе бывшего американского президента Рональда Рейгана. Эти правила допускают ограничения импорта строго в трех конкретных случаях: при демпинге, применении незаконных субсидий, угрозе национальным отраслям ввиду резкого роста импорта. При этом в каждом из этих случаев необходимо доказательство ущерба от упомянутых действий страны-поставщика. Ущерб устанавливается в ходе соответствующего прозрачного расследования с участием всех сторон. Однако нынешняя американская мера не вписывается ни в один из этих трех случаев, а вместо этого обосновывается «соображениями национальной безопасности». Но тогда дело приобретает совершенно иной юридический оборот.

В правовой базе ВТО предусмотрено ограничение доступа на рынок по соображениям национальной безопасности — соответствующие меры возможны в случаях нелегальной торговли оружием и ядерными материалами, опасности вооруженных действий, террористической угрозы и т.п. И потому в подобных случаях государство само определяет, какие меры по ограничению доступа на свой рынок следует принять, действуя в соответствии со статьей XXI ГАТТ, которая как раз посвящена «исключениям по соображениям национальной безопасности».

Теперь самые близкие зарубежные партнеры США в полной мере ощутили «несистемность» Д. Трампа на практике.

Коварство применения ст. XXI ГАТТ заключается в том, что в Органе по разрешению споров ВТО для истца в этих ситуациях практически нет перспективы. Этот механизм ВТО оказывается бессилен, поскольку государство, применяющее ограничение по указанной статье, само выступает конечным судьей в споре. Тем не менее, пока ЕС, Канада и, возможно, Япония намерены пойти правовым путем, предъявив Соединенным Штатам соответствующий иск в ВТО. Но одновременно Брюссель и Оттава формируют списки американских товаров, на которые могут быть введены ответные повышенные пошлины уже с 1 июля 2018 г. Разумеется, лучший вариант — правовой, но успех в данном случае не гарантирован. Другой вариант — эскалация новых барьеров в торговле, что фактически означает торговую войну.

Возвращаясь к характеру аргументации американской стороны, нельзя не заметить, что она явно по-своему формулирует «соображения национальной безопасности» в очевидном отрыве от существующих международных правил. Вашингтон видит угрозу национальной безопасности в «резком снижении доли внутреннего производства металлов», хотя в подобной ситуации следует говорить максимум об угрозе увольнения части работников или банкротстве отдельных компаний, не более того. И все это лишь нормальное следствие международной конкуренции. Напомним, что в 2003 г. США уже применяли повышенные пошлины на сталь ввиду очевидной для экспертов, но не продекларированной Вашингтоном, причины — неконкурентоспособности технологически устаревших сталелитейных предприятий США. После иска ряда стран в ВТО американцы вернулись к прежнему уровню пошлин, однако за время судебных разбирательств успели модернизировать свою черную металлургию, в чем была определенная логика.

Сейчас европейцев и канадцев действительно шокировал тот факт, что пошлины против них устанавливаются США «по соображениям национальной безопасности». Можно было представить, полагают они, что Вашингтон ввел бы подобные ограничения в отношении Китая, которого он рассматривает как своего стратегического противника. Но ограничения на таком же основании в отношении стратегического партнера, каким многие десятилетия для Америки является Европа, выглядят абсурдом. Еще всего 2–3 года назад Вашингтон и Брюссель воодушевленно обсуждали перспективы Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства, в котором вообще предполагалось обнулить все пошлины.

Поэтому, как подчеркнул глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер еще до начала встречи в Квебеке, «установленные американские односторонние пошлины являются необоснованными, противоречат правилам ВТО и представляют собой протекционизм в чистом виде». Президент Франции Эмманюэль Макрон назвал решение администрации США незаконным и ошибочным. Достаточно резко высказался премьер-министр Канады Джастин Трюдо, назвав принятые Вашингтоном меры «карательными», «неприемлемыми» и «оскорбительными».

Не располагая ясными, современными юридическими доводами, Д. Трамп попытался парировать упреки партнеров ссылками на установившийся «несправедливый», с его точки зрения, характер торговли, при котором Канада «взимает огромные тарифы с американских фермеров, рабочих и компаний», а ЕС имеет положительное сальдо в размере 151 млрд долл в торговле с США. Д. Трамп, разумеется, может приводить подобные доводы, но это еще не значит, что они должны убедить партнеров. Существующая в развитых странах Запада либеральная рыночная модель функционирует на основе десятилетиями отработанных процедур, которые в свою очередь основываются на выработанных демократическим путем правилах. Манера вчерашнего бизнесмена, который привык решать дела путем «наезда» и давления на партнера с последующими возможными частичными уступками трудно сочетается с действующими в западных обществах процедурами.

Доверие к экономическим аргументам главы Белого дома еще больше падает, когда вдруг выясняется, что пошлины в отношении ЕС могут быть предметом торга. Общаясь не так давно с канцлером Германии А. Меркель, Д. Трамп заявил, что готов отменить пошлины на сталь и алюминий, если Берлин откажется от поддержки «Северного потока — 2». Выходит, борьба Д. Трампа за снижение торгового дефицита США может отступить на второй план, если есть вопросы поважнее.

В январе 2017 г., непосредственно перед приходом Д. Трампа в Белый дом, известный американский политолог и философ Фрэнсис Фукуяма опубликовал статью, в которой говорилось, что Д. Трамп — это первый несистемный президент за всю историю Соединенных Штатов, и что ни один из лидеров США никогда не стремился подорвать существующие нормы и правила. В тот момент многим казалось, что рассуждения о «несистемности» нового американского президента скорее для политологов и аналитиков, но не для повседневной жизни. Теперь самые близкие зарубежные партнеры США в полной мере ощутили «несистемность» Д. Трампа на практике. Они явно стараются, но пока не могут подобрать «пароль» для входа в «персональную систему» нынешнего хозяина Белого дома. И в дальнейшем это будет сделать непросто, пока сам Д. Трамп может непредсказуемо «менять пароли» ежедневно, не слишком контролируя себя в этом. Таков «фирменный стиль» нынешнего главы американской администрации, к которому вынуждены приспосабливаться ближайшие партнеры Соединенных Штатов.

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju