Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Василий Кузнецов

К.и.н., заместитель директора по научной работе Института востоковедения РАН, член РСМД

Каких решений можно ожидать от новой команды Д. Трампа на ближневосточном направлении? Актуальными вопросами ближневосточной повестки остаются дальнейшее нагнетание ситуации в Сирии, политика Соединенных Штатов в отношении союзников, а также проблема ядерной программы Ирана. Эксперт РСМД Василий Кузнецов, руководитель Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН, обрисовывает контуры новой политики США на Ближнем Востоке.

Каких решений можно ожидать от новой команды Д. Трампа на ближневосточном направлении? Актуальными вопросами ближневосточной повестки остаются дальнейшее нагнетание ситуации в Сирии, политика Соединенных Штатов в отношении союзников, а также проблема ядерной программы Ирана. Эксперт РСМД Василий Кузнецов, руководитель Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН, обрисовывает контуры новой политики США на Ближнем Востоке.

Избрание Д. Трампа президентом США — полнейшая неожиданность для всех: и американского политического истеблишмента, и дипломатического истеблишмента, и экспертного сообщества, которые, как и все, были уверены в победе Х. Клинтон. Несмотря на то, что относительно его политического курса до сих пор почти ничего неясно (кроме того, что он будет сильно отличаться от громких лозунгов предвыборной кампании), его содержание обсуждается с упоением многими экспертами и аналитиками уже который день.

Кто в команде Д. Трампа будет заниматься ближневосточным направлением, в частности сирийским конфликтом, толком неизвестно. Сам новоизбранный президент по сирийскому кризису никаких конкретных обязательств на себя не брал и, в общем-то, ничего не обещал. Звучали лишь некоторые популистские лозунги, которые могут быть интерпретированы как угодно. В этих обстоятельствах большой вопрос, кто лучше — и для России, и для Сирии, и для всего Ближнего Востока — чрезвычайно некомфортный, но понятный партнер, каким была бы Х. Клинтон, или же партнер совершенно неизвестный, но очевидно, прагматичный и жесткий.

Понятно, что смена администрации в Белом доме позволяет несколько пересмотреть политику США на Ближнем Востоке и создает «окно возможностей», для того чтобы выйти из некоторых тупиковых ситуаций. В частности, актуальными вопросами на повестке остаются дальнейшее нагнетание ситуации в Сирии и продолжение курса США, заданного в последнее время. Эти проблемы грозят еще большим ухудшением российско-американских отношений.

В последние месяцы сирийское правительство ожидало, что после победы Х. Клинтон американцы займут более жесткую позицию по поддержке сирийской оппозиции, что будет связано с возможностью поставок ПЗРК, которые, впрочем, и без того уже осуществляются, пусть и не американцами. Далее ожидалось, что американцы смогут провести решение об установлении бесполетной зоны на севере Сирии, что создало бы угрозу прямого военного конфликта между Россией и США. Понятно, что этот конфликт никому не нужен, и сейчас с победой Д. Трампа создаются новые возможности для исключения такого сценария.

Пуск ракеты «Оникс» комплекса «Бастион»,
Сирия, 15 ноября 2016 г.

Вместе с тем российская военная активность в Алеппо, Хомсе и Идлибе, использование «Калибров» именно сейчас, когда у власти все еще находится Б. Обама, могут привести к очень тяжелым последствиям. Масштабная критика России за жертвы среди мирного населения, не стихающая в западных и арабских СМИ, вероятно, только усилится, что вынудит Белый дом к какой-то реакции. А поскольку нынешняя американская администрация лишена каких-либо обязательств перед следующей и вовсе не стремится создать команде Д. Трампа комфортные условия при вхождении в должность, она может пойти и на довольно жесткие меры в отношении Москвы, с последствиями которых разобраться будет непросто.

Что касается более широкого круга вопросов, связанных с политикой на Ближнем Востоке и ожиданиями от новой команды Д. Трампа, здесь первостепенны вопросы общей стратегии США на Ближнем Востоке, их политики в отношении союзников, прежде всего Израиля, а также проблема ядерной программы Ирана. С одной стороны, арабские союзники США — Саудовская Аравия, государства Залива — выказывали очевидное недовольство политикой администрации Б. Обамы. Они считали, что американская администрация, сближаясь с Ираном, предает союзников, уменьшая их поддержку на Ближнем Востоке и не обеспечивая их безопасность. Существовали надежды, что с новой администрацией эта политика могла бы измениться, и потому монархии Залива почти открыто поддерживали Х. Клинтон. Д. Трамп же говорит о том, что пересмотрит отношения с союзниками, сделав их менее затратными для США, то есть, в сущности, продолжит линию Б. Обамы, хотя и иначе, и по другим причинам.

Так что можно ожидать, что, с одной стороны, общий курс на уход с Ближнего Востока сохранится, открытого интервенционизма ждать нельзя. С другой стороны, вероятно, будет продолжена линия на выстраивание новой региональной системы. Впрочем, это не зависит от того, кто сидит в Белом доме — это объективная необходимость. Как именно это будет осуществляться — большой вопрос. Что касается сделки с Ираном, то, несмотря на то, что в экспертном сообществе идея ее реализации доминирует, Д. Трамп придерживается иной позиции, но сможет ли он ее отстоять — неизвестно.

В случае снижения конфликтности с Россией, возможно, Москва и Вашингтон смогут достичь определенных договоренностей. Однако главная проблема заключается в том, что пока неизвестно, кто будет в команде Д. Трампа и какой будет стратегия Вашингтона по Ближнему Востоку. Ситуация станет более ясной к апрелю следующего года.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся