Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Иванов

Президент РСМД, министр иностранных дел России (1998–2004 гг.), профессор МГИМО МИД России, член-корреспондент РАН, член РСМД

Через две недели пройдут выборы президента США. По мнению многих, нынешняя предвыборная кампания носит беспрецедентно яростный характер, а тема противостояния с Россией стала едва ли не основной. Впрочем, как заявил в интервью РИА Новости экс-глава МИД РФ, президент РСМД Игорь Иванов, кто бы ни стал президентом США — республиканец Дональд Трамп или представитель Демократической партии Хиллари Клинтон, — Москве и Вашингтону придется выстраивать прагматичный диалог, так как от этого диалога зависит не только их собственное благополучие, но и безопасность в мире в целом.

Через две недели пройдут выборы президента США. По мнению многих, нынешняя предвыборная кампания носит беспрецедентно яростный характер, а тема противостояния с Россией стала едва ли не основной. Впрочем, как заявил в интервью РИА Новости экс-глава МИД РФ, президент РСМД Игорь Иванов, кто бы ни стал президентом США — республиканец Дональд Трамп или представитель Демократической партии Хиллари Клинтон, — Москве и Вашингтону придется выстраивать прагматичный диалог, так как от этого диалога зависит не только их собственное благополучие, но и безопасность в мире в целом.

— Через несколько дней американский народ изберет нового президента США. Кто из двух кандидатов, по вашему мнению, имеет больше шансов на успех?

— Не возьмусь ответить на этот вопрос. Избирательная кампания в США проходит беспрецедентно яростно, с использованием всех допустимых и недопустимых технологий. Поэтому до самого последнего дня с обеих сторон можно ожидать сюрпризов, которые могут повлиять на результаты выборов.

— А кому бы вы лично отдали предпочтение из двух кандидатов?

— Соединенные Штаты Америки, нравится это кому-то или нет, остаются ведущей мировой державой. Кто бы ни стал новым президентом США, на него сразу же ляжет огромная ответственность не только за будущее своей страны, но и за положение дел в мире в целом. Я всегда придерживался той точки зрения, что мы должны уметь работать с той американской администрацией, которая находится у власти. Я и сейчас так считаю.

— Чтобы выстраивать конструктивные двусторонние отношения, нужна заинтересованность с обеих сторон. Если судить по тому, как разыгрывается российская карта в ходе избирательной кампании в США, то, наверное, надо готовиться к худшему сценарию?

— Избирательная кампания на то и есть избирательная, чтобы все было подчинено достижению победы на выборах. К сожалению, в ходе таких кампаний зачастую долгосрочные интересы внешней политики приносятся в жертву сиюминутным интересам политики внутренней. Именно это мы сейчас и наблюдаем в США. В последние месяцы мы видим, что американская дипломатия находится в плену внутриполитических баталий и вынуждена в своих решениях прежде всего ориентироваться на результаты предстоящих выборов. Наиболее явно такая политика проявляется в подходе к сирийскому конфликту. Хотелось бы надеяться, что после выборов картина изменится.

REUTERS
Встреча министра иностранных дел РФ
И. Иванова с госсекретарем США К.Пауэллом,
12 апреля 2001 г.

— А как все это в итоге скажется на российско-американских отношениях?

— Любая избирательная кампания заканчивается выборами, а затем тому, кто победит, придется столкнуться с суровой реальностью. А реальность такова, что Россия и США, если они, конечно, не готовятся к самоуничтожению, должны выстраивать прагматичный диалог, так как от этого диалога зависит не только их собственное благополучие, но и безопасность в мире в целом.

— А это возможно после того, сколько было наговорено в последние месяцы?

— Чтобы не быть голословным, я обращусь к собственному опыту. 20 января 2001 года Джордж Уокер Буш официально стал 43-м президентом США. Не прошло и двух месяцев, как в госдепартамент был приглашен посол России Юрий Ушаков, которому было заявлено о решении Вашингтона выслать из страны более 50 российских дипломатов. Таким демаршем новая американская администрация сразу же решила проверить на прочность Россию и показать Москве ее место в том новом мировом порядке, который Вашингтон намеревался установить.

— Как отреагировала на это Москва?

— Как только эта новость поступила в Москву, президент России Владимир Путин срочно провел совещание с руководителями силовых ведомств, на котором было принято решение реагировать незамедлительно и жестко в полном соответствии с принципом взаимности. Посол США в Москве Джеймс Коллинз был незамедлительно вызван в МИД, где ему вручили список американских дипломатов, которые должны были покинуть нашу страну.

На следующий день мне, как министру иностранных дел, сообщили, что госсекретарь США Колин Пауэлл хотел бы срочно переговорить со мной по телефону. Надо сказать, что до этого нам не доводилось лично общаться. Как только была установлена связь, Пауэлл с военной прямотой (напомню, что долгое время он был профессиональным военным, дослужившись до должности председателя Объединенного комитета начальников штабов) спросил: "Как будем выходить из этой ситуации?" Я ответил, что выбор у нас небольшой. Мы либо продолжим высылать дипломатов, и очень скоро наши посольства опустеют, либо начнем серьезный разговор о том, как строить отношения между нашими странами с учетом законных интересов сторон. В итоге была достигнута договоренность, не откладывая дело в долгий ящик, в самое ближайшее время провести личную встречу.

REUTERS
Встреча президентов России и США в
Техасе, ноябрь 2001 г.

Такая встреча состоялась в начале апреля в Париже. Разговор у нас получился откровенным и очень конструктивным. Именно в таком духе проходили в дальнейшем все мои переговоры и беседы с Колином Пауэллом, с этим незаурядным политиком и прекрасным человеком, с которым я до сих пор поддерживаю самые добрые отношения.

В ходе разговора мы пришли к выводу, что тактика малых шагов не поможет вывести наши отношения из кризиса, в котором эти отношения в очередной раз оказались. Переломить негативную динамику возможно только при помощи сильного политического импульса, и такой импульс должен поступить от президентов наших стран. Мы условились предложить нашим президентам в самое ближайшее время организовать их встречу на нейтральной территории и без жесткой повестки дня. Цель встречи состояла не в решении каких-то текущих проблем двусторонних отношений, а в том, чтобы показать, что две великие державы не собираются скатываться к временам холодной войны, а готовы к серьезному равноправному диалогу по широкому кругу двусторонних и международных вопросов. Президенты Путин и Буш нашу инициативу одобрили. И уже 17 июня 2001 года состоялась первая встреча двух президентов в столице Словении Любляне, где они, как писала пресса, смогли "заглянуть друг другу в душу" и открыть важную страницу в истории наших отношений.

— Какой из этого можно сделать вывод?

— После встречи в Любляне стало ясно, что личные отношения между Путиным и Бушем будут играть очень важную роль в двусторонних отношениях. В этом весь мир имел возможность убедиться 11 сентября 2001 года, когда Путин первым из мировых лидеров позвонил президенту США, жестко осудив беспрецедентный акт международного терроризма на американской земле. Обращаясь от имени России к народу Соединенных Штатов, Путин тогда заявил: «Мы с вами, мы целиком и полностью разделяем и чувствуем вашу боль. Мы поддерживаем вас».

А уже через два месяца Путин приехал к своему американскому коллеге лично, совершив свой первый государственный визит в США. Президент Буш, в свою очередь, принял участие в мероприятиях в Москве, посвященных 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, воздав должное великому подвигу советского народа.

Встречи двух президентов, их переговоры, телефонные беседы, обмены посланиями приобрели регулярный характер. Да, между странами было немало разногласий, и порой очень острых, достаточно вспомнить односторонний выход США из договора по ПРО или войну в Ираке. Но отношения между президентами стали тем стабилизирующим фактором, который не позволял нашим отношениям скатываться к конфронтации.

— Исторические аналогии это хорошо. Но разве можно их воспроизвести в новых реалиях?

— Приводя пример из недавнего прошлого, я лишь хотел сказать, что при наличии политической воли и ясных представлений о долгосрочных национальных интересах возможно решение самых сложных проблем. Что же касается российско-американских отношений, то к этому стоит добавить особую миссию президентов двух стран. Так в отношениях между нашими странами было раньше, так будет и теперь.

Впервые опубликовано на сайте РИА Новости.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Каким образом заявления В.В. Путина в послании Федеральному Собранию и показ новых стратегических вооружений скажется на международной безопасности в ближайшие годы?

    Следует ожидать гонки вооружений ведущих государств мира, что приведет к неконтролируемой эскалации военно-политической напряженности во всем мире  
     155 (43%)
    Сделанные заявления и показ супероружия скорее завершают начатый ранее процесс обновления Вооруженных Сил России в ответ на вызовы современности, к этому на Западе давно были готовы — существенных изменений в глобальном балансе сил не произойдет  
     142 (40%)
    На наших глазах возвращается Ялтинско-Потсдамский мировой порядок, в которой Россия определенно играет роль одного из полюсов, что позволит иметь более стабильную архитектуру международной безопасности  
     53 (15%)
    Ваш вариант ответа. В комментариях  
     8 (2%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся