Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 3.73)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Наталья Евтихевич

К.полит.н., программный менеджер РСМД

В начале июля Российский совет по международным делам (РСМД) и Представительство ЕС в России провели экспертную встречу, основной вопрос которой заключался в том, что же представляет собой Ближний Восток для отношений России и ЕС, яблоко раздора или возможность для локального взаимодействия?

Позиции стран ЕС по сирийскому вопросу и ближневосточной проблематике в целом значительно сблизились за последнее время. Некоторые французские эксперты отмечают, что приход к власти Э. Макрона открывает окно возможностей для сотрудничества России и Франции на Ближнем Востоке.

В целом, учитывая изменения в расстановке политических сил в ряде стран ЕС (прошедшие выборы во Франции, предстоящие выборы в Германии и Нидерландах), текущий момент можно было бы использовать для вывода отношений России и ЕС на новый уровень, в том числе, и по ближневосточной проблематике.

Урегулирование ситуации на Ближнем Востоке возможно только при участии трех сторон — России, ЕС и США, а также включения в процесс региональных акторов.


На прошедшей встрече в Гамбурге на полях саммита G20 президент России В. Путин и президент США Д. Трамп помимо остальных вопросов обсудили вопрос перемирия в Сирии, которое вступило в силу 9 июля 2017 г. США остается основным партнером для России в решении ближневосточных проблем, несмотря на то, что позиции России и ЕС по Ближнему Востоку более схожие, чем у России и США. Однако, стоит признать, что ЕС не вполне самостоятельный актор на Ближнем Востоке. Первостепенная, политическая роль остается за США. В распоряжении ЕС — экономические и гуманитарные инструменты.

В начале июля Российский совет по международным делам (РСМД) и Представительство ЕС в России провели экспертную встречу, основной вопрос которой заключался в том, что же представляет собой Ближний Восток для отношений России и ЕС, яблоко раздора или возможность для локального взаимодействия?

Позиции стран ЕС по сирийскому вопросу и ближневосточной проблематике в целом значительно сблизились за последнее время. Некоторые французские эксперты отмечают, что приход к власти Э. Макрона открывает окно возможностей для сотрудничества России и Франции на Ближнем Востоке. В частности, подобные предположения основаны на том обстоятельстве, что Э. Макрон не считает уход Б. Асада обязательным предварительным условием для взаимодействия. В целом, учитывая изменения в расстановке политических сил в ряде стран ЕС (прошедшие выборы во Франции, предстоящие выборы в Германии и Нидерландах), текущий момент можно было бы использовать для вывода отношений России и ЕС на новый уровень, в том числе, и по ближневосточной проблематике.

Если рассматривать регион Большого Ближнего Востока, у России и ЕС имеются совпадающие интересы по Афганистану, обе стороны заинтересованы в обеспечении безопасности и стабильности в этой стране и в разрешении ситуации с наркотрафиком. Предположительно, взаимодействие по афганскому вопросу могло бы подтянуть за собой более широкое взаимодействие России и ЕС по урегулированию ситуации на Большом Ближнем Востоке. Обе стороны считают, что сугубо военное решение проблемы Сирии и Ливии невозможно.

Тем не менее, для выстраивания полноценного взаимодействия остается немало сложностей. В частности, украинский вопрос накладывает негативный отпечаток на взаимодействие России и ЕС по вопросам ближневосточного урегулирования. Кроме того, европейская сторона не вполне понимает логику российской политики на Ближнем Востоке. Европейские эксперты и политики задаются вопросом, продолжит ли Россия быть «спойлером» всех западных начинаний (именно такой стереотип распространен на Западе), или же Москва действительно стремится играть роль «честного брокера». В свою очередь, принимая во внимание, что ЕС остается зависимым от политической линии евроатлантического партнера, дополнительную неопределенность и для России, и для ЕС создает не вполне ясная политика Д. Трампа в регионе. Большое влияние на развитие ситуации будет иметь политика США в отношении Ирана.

Очевидно, что урегулирование ситуации на Ближнем Востоке возможно только при участии трех сторон — России, ЕС и США, а также включения в процесс региональных акторов. Поиск путей выхода из ситуации идет как на политическом, так и на экспертном уровне.

Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 3.73)
 (11 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся