Оценить статью
(Голосов: 67, Рейтинг: 2.54)
 (67 голосов)
Поделиться статьей
Виктор Сумский

Д. ист.н., ведущий эксперт Центра АСЕАН при МГИМО МИД России

8 августа 2017 г. исполняется ровно 50 лет с момента подписания в Бангкоке декларации о создании АСЕАН. Объединяясь, пятеро соседей по ЮВА стремились компенсировать друг другу те или иные «слабости», включая дефицит управленческого опыта, закономерный в условиях недавно провозглашенной независимости. В своём кругу они стремились обрести то чувство защищённости и исторической перспективы, которого им так не хватало в разгар холодной войны.

Демографический и хозяйственный потенциал стран – участниц Ассоциации продолжает расти: их общее население существенно превысило 600 млн человек, а совокупный ВВП приближается во второй половине текущего десятилетия к 3 трлн долл. Вклад стран АСЕАН в поддержание экономического динамизма АТР — как и в многосторонний диалог по проблемам безопасности в этой части мира — неоспорим. Учитывая специфику АТР как региона с ярко выраженным глобальным измерением, АСЕАН правомерно рассматривать не только как регионального, но и глобального игрока — и в силу этого как претендента на самостоятельную роль в формирующемся многополярном мире.

Просматриваются ли у России и АСЕАН сходные стратегические цели? Представляется, что да, пусть они пока и не заявляют об этом прямо. Достаточно того, что на деле каждый из диалоговых партнёров ориентирован на самостоятельную роль в формирующемся многополярном мире. Каждый из них рассматривает другого как претендента, достойного подобной роли и заслуживающего поддержки в своих устремлениях. АСЕАН только проиграет, если Россия, выдвинувшаяся сегодня «в авангард» борьбы за многополярный мир, надломится в этой борьбе.


8 августа 2017 г. исполняется ровно 50 лет с того дня, когда четыре министра иностранных дел — Адам Малик (Индонезия), Синнатамби Раджаратнам (Сингапур), Танат Коман (Таиланд), Нарцисо Рамос (Филиппины) и Тун Абдул Разак, в то время вице-премьер Малайзии, — подписали в Бангкоке декларацию о создании Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Задумывались ли они о том, что ждёт их детище в обозримом будущем? Даже если так, то вряд ли кто-то из них мог представить, каким путём пойдет развитие Ассоциации и к чему она придёт спустя полвека. Договариваясь о создании АСЕАН, её отцы-основатели более всего заботились о том, чтобы приглушить взаимные противоречия и споры (в том числе территориальные) ради достижения важнейшей общей цели — отражения «коммунистической угрозы», как внутренней, так и внешней, особенно из сопредельных пространств, где шла бесконечная Индокитайская война. И, конечно, из «красного Китая», где гремела риторика «культурной революции». Кто бы вообразил тогда, что в начале XXI в. Китайская Народная Республика возглавит список ключевых торгово-инвестиционных партнёров Ассоциации, а последняя «раскроет объятия» объединённому, социалистическому Вьетнаму, доведёт число своих членов до десяти и будет повсеместно рассматриваться как образец регионального сотрудничества развивающихся стран?

Притом что достижения АСЕАН и её членов неоспоримы, успехи не давались им легко. Слаженному взаимодействию мешали то внутриполитические осложнения в отдельных странах, то системные сбои транснационального характера сразу в нескольких из них (как в случае Азиатского финансового кризиса конца ХХ – начала ХХI вв.). Приходилось сопротивляться и согласованному давлению извне (как во времена, когда США и ЕС не желали мириться с тем, что в АСЕАН принята Мьянма, где властвовал военный режим). Тем очевиднее, что феномен АСЕАН — не плод счастливого стечения обстоятельств, а результат осмысленных, последовательных усилий, и тем выше оценка достигнутого.

Слагаемые успеха «пятёрки»

На момент создания АСЕАН у каждой из стран «пятёрки» было более чем достаточно нерешённых проблем в сфере национально-государственного строительства, или, если угодно, национально-государственной интеграции. Что касается интеграции региональной (предполагающей, строго говоря, создание наднациональных институтов), то она, в лучшем случае, представлялась делом не близкого будущего. Объединяясь, пятеро соседей по ЮВА стремились компенсировать друг другу те или иные «слабости», включая дефицит управленческого опыта, закономерный в условиях недавно провозглашенной независимости. В своём кругу они стремились обрести то чувство защищённости и исторической перспективы, которого им так не хватало в разгар холодной войны.

На достижение этого эффекта работало и благоволение Запада, кровно заинтересованного в том, чтобы на азиатском юго-востоке возник межгосударственный союз, участники которого сделали выбор в пользу капитализма и противодействия «красной экспансии».

Получается, что деятельность АСЕАН с самого начала предполагала более или менее синхронное укрепление национальных государств, их сотрудничества на уровне региона и системы их глобальных связей — при приоритетности задачи национально-государственной интеграции.

Уже на ранних этапах существования АСЕАН её члены «выгородили» в пределах Юго-Восточной Азии (ЮВА) субрегиональное пространство, обособленное от «проблемной» зоны Индокитая. Общими усилиями на этом пространстве удалось обеспечить такую меру верхушечного политического контроля и стабильности, такое качество государственного регулирования хозяйственной жизни, которые, вкупе с устойчивым притоком иностранных инвестиций, дали существенное ускорение социально-экономической модернизации. Вслед за Сингапуром, ранее других членов АСЕАН «причисленным к лику» новых индустриальных стран, этой чести удостоились Малайзия, Таиланд и Индонезия, причем ещё до Азиатского кризиса. У каждой из них (как, впрочем, и у Филиппин) бывали моменты, когда экономика прирастала со скоростью, превышавшей 8% в год. Эта история успеха произвела надлежащее впечатление на правящие круги Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Мьянмы, настроила их на проведение собственных рыночных реформ, политический диалог с АСЕАН в интересах скорейшего урегулирования конфликта в Индокитае, а по большому счёту, и на вступление в Ассоциацию.

«Путь АСЕАН»

В начале 1990-х гг. преобладало мнение, что для реального сближения бывших противников понадобится целая историческая эпоха. На деле же всё обернулось иначе: АСЕАН как объединение десяти стран ЮВА стала реальностью еще до наступления ХХI в.

Феномен АСЕАН — не плод счастливого стечения обстоятельств, а результат осмысленных, последовательных усилий.

Параллельно шло расширение Евросоюза, и отличия этого процесса от расширения АСЕАН весьма поучительны. Если в первом случае претендентам на членство, представлявшим посткоммунистическую Восточную Европу, предъявляли длинные списки требований, которые им предстояло выполнить для получения «входного билета» в ЕС, то основатели АСЕАН проявили несравненно большую лояльность по отношению к индокитайским кандидатам. Когда в 1995 г. в АСЕАН принимали Вьетнам, никто не настаивал на том, чтобы тот отказался от «ложной» идеологии и демонтировал систему власти, выстроенную вокруг компартии. Удовлетворились тем, что в СРВ возрождаются рыночные отношения, и в рамках «курса обновления» (дой мой) уже началось преображение вьетнамской экономики. Сегодня, когда этот курс позволил Вьетнаму войти в категорию стран среднего уровня развития и превратил его в одну из надёжных опор АСЕАН, когда аналогичные процессы набирают силу в Камбодже, Лаосе и Мьянме, нельзя не воздать должное основателям Ассоциации (плюс Брунею, присоединившемуся к «пятерке» ещё в 1984 г.) за их великодушие. И не отметить, что мудрый, уважительный подход к недавним оппонентам, которые становятся «членами семьи», был для них естественным. Ведь в самой Ассоциации поиски общего взгляда на различные региональные и мировые проблемы всегда основывались на принципах невмешательства во внутренние дела друг друга, на безусловном уважении национального суверенитета, на соблюдении консенсуса при принятии решений. Мягкая манера переговорного общения; терпеливая готовность «ехать тише, дабы уехать дальше»; отказ от высокомерной нравоучительности, от навязывания своей точки зрения кому бы то ни было; поиски такого темпа движения к поставленной цели, который был бы оптимален для всех участников процесса; забота о «сбережении» не только собственного, но и чужого «лица» — всё это элементы политической и дипломатической практики, уже многие годы известной как «Путь АСЕАН» (ASEAN Way). По меркам четырех государств Индокитая, переживших столько невзгод в эпоху биполярного противостояния и нуждавшихся теперь, как мало кто другой, в комфортной нише на внешнеполитической арене, привлекательность АСЕАН определялась не только экономическим преуспеянием её членов, но и нормами общения, сложившимися между ними.

«Центральная роль» в АТР

На исходе ХХ в. друг на друга наложились процессы расширения АСЕАН, диверсификации её внешних связей и укрепления её морально-политического престижа уже на уровне всего Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Ещё в 1970-е гг., руководствуясь как геополитическими, так и геоэкономическими соображениями, АСЕАН приступила к формированию так называемых диалоговых партнерств с внерегиональными (по отношению к ЮВА) державами. Если в годы холодной войны это были США, Япония и другие представители западного блока, то в 1990-е гг. к их кругу присоединились Российская Федерация, КНР и Индия.

По мере становления и институционализации этой системы связей готовилась почва для закрепления принципа «центральной роли АСЕАН» (ASEAN Centrality) в многосторонних инициативах, нацеленных на углубление экономического сотрудничества, поддержание мира и безопасности в АТР. Согласно этому принципу Ассоциация, которая никому не угрожала и не имела сил принуждать кого-либо к чему-либо, получала право определять повестку дня и координировать деятельность соответствующих структур. Признание «центральной роли» АСЕАН позволило, в частности, созвать форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), функционирующий уже более четверти века. Позднее тот же принцип лег в основу работы Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ, 1994 г.), Восточноазиатских саммитов (ВАС, 2005 г.) и Совещания министров обороны АСЕАН с коллегами из восьми стран-партнеров (СМОА+, 2010 г.). Значительная часть экспертного сообщества расценила создание этих трёх многосторонних диалоговых площадок как признак движения к той «новой архитектуре безопасности», которая могла бы сформироваться в АТР в обозримом будущем.

Учитывая специфику АТР как региона с ярко выраженным глобальным измерением, АСЕАН правомерно рассматривать не только как регионального, но и глобального игрока — и в силу этого как претендента на самостоятельную роль в формирующемся многополярном мире.

По замыслу АСЕАН, экономический фундамент этой системы должна была составить ещё одна «асеаноцентричная» конструкция — Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство (РВЭП). Согласно проекту, анонсированному в 2012 г., АСЕАН предстояло состыковать свою собственную зону свободной торговли (АФТА) с пятью другими аналогичными зонами, которые она либо уже создала, либо договаривалась создать с Китаем, Японией, Республикой Корея, Индией, а также Австралией и Новой Зеландией (с последними двумя АСЕАН подписала общее соглашение). Предполагалось, что этот процесс завершится к концу 2015 г., однако до настоящего момента вопрос о сроках запуска РВЭП остаётся открытым.

Как бы то ни было, канун 50-летия АСЕАН отмечен таким знаковым событием, как официальное создание триединого Сообщества АСЕАН (2015 г.), со специализированными подразделениями, сфокусированными на сотрудничестве в сферах политики и безопасности, экономики и социально-культурного развития. Отныне инвестиционная и производственная деятельность, предложения товаров и услуг, перемещения рабочей силы и пр. регулируются в пределах АСЕАН посредством единых правил.

Тем временем демографический и хозяйственный потенциал стран – участниц Ассоциации продолжает расти: их общее население существенно превысило 600 млн человек, а совокупный ВВП приближается во второй половине текущего десятилетия к 3 трлн долл. Если бы в экономической статистике асеановская «десятка» рассматривалась как единый субъект, то это был бы шестой показатель в мире. Вклад стран АСЕАН в поддержание экономического динамизма АТР — как и в многосторонний диалог по проблемам безопасности в этой части мира — неоспорим. Учитывая специфику АТР как региона с ярко выраженным глобальным измерением, АСЕАН правомерно рассматривать не только как регионального, но и глобального игрока — и в силу этого как претендента на самостоятельную роль в формирующемся многополярном мире.

Но есть и признаки того, что на полувековом рубеже Ассоциация и её члены сталкиваются с неожиданными и всё более тревожными вызовами.

Юбилей как момент истины

Если сопоставить ситуацию, складывающуюся во второй половине 2010-х гг. в АТР, с событиями и процессами, разворачивающимися в то же самое время на Ближнем Востоке или в Северной Африке, то, кажется, двух мнений быть не может. Положение в АТР — куда, согласно господствующим представлениям, перемещается «центр тяжести» мировой экономики, — в целом выглядит значительно лучше.

Положение в АТР — куда, согласно господствующим представлениям, перемещается «центр тяжести» мировой экономики, — в целом выглядит значительно лучше.

Тем не менее основания для беспокойства есть, и в последние несколько лет они множатся. Обсуждая существо и направления перемен, эксперты и дипломаты часто пользуются формулой «Азиатский парадокс». Подразумевают, что при общем сохранении благоприятной экономической конъюнктуры в АТР и в зоне АСЕАН в частности (где темпы роста ВВП Вьетнама, Индонезии, Филиппин, Камбоджи, Лаоса колеблются в середине текущего десятилетия в диапазоне от 5 до 8% и даже выше), на азиатско-тихоокеанском пространстве наблюдаются признаки системного усиления политической напряженности. Она ощутима и во внутренних делах ряда стран, причём не самых отсталых, и по линиям двусторонних связей между ними, и в рамках региональных подсистем, и, наконец, на уровне всего АТР.

За примерами далеко ходить не надо. В сфере межгосударственных отношений (которой мы, по большей части, и касаемся здесь) режут глаз неуклонно обостряющиеся противоречия между США и КНР, как и обвальная деградация российско-американского сотрудничества. В североазиатском треугольнике Япония – Китай – Южная Корея неуступчивая полемика каждого с каждым — как по текущим, так и по историческим вопросам — вспыхивает при малейшем поводе. Не стихает вражда между двумя Кореями. Скорее крепнет, чем убывает взаимное недоверие Пекина и Дели. В бассейне Большого Меконга несколько стран ЮВА вроде бы хотят, но всё не могут договориться между собой и с Китаем о приемлемых (с точки зрения экологии) масштабах и формах эксплуатации водных ресурсов. Многосторонний спор о государственной принадлежности островных территорий в Южно-Китайском море, интересный до начала 1990-х гг. лишь узким специалистам, превращается — в немалой степени стараниями Вашингтона — в предмет всеобщей озабоченности и потенциальный детонатор опаснейшего конфликта. А есть ведь ещё и такая тема, как подъём религиозно окрашенного радикализма в странах традиционного распространения ислама и, соответственно, усиление трансграничных террористических угроз.

О чем всё это говорит? Прежде всего о том, что политический климат АТР меняется не в лучшую сторону, смазывая перспективу дальнейшего поступательного движения по пути экономического развития, наращивания товарообменов, поиска оптимальных направлений и форм региональной экономической интеграции.

Характерно, что ни намерения «перезагрузить» АТЭС, неоднократно озвученные на этом фоне, ни попытки оживить интеграционные процессы через запуск альтернативных инициатив типа РВЭП и Транстихоокеанского партнёрства (с таким энтузиазмом продвигавшегося Америкой в годы президентства Барака Обамы и столь решительно отвергнутого администрацией Дональда Трампа) пока не дают осязаемых результатов. Напоминая о неразрывных узах, связующих политику с экономикой в АТР как регионе глобального значения, эти моменты — вкупе с Brexit и острыми противоречиями, вскрывающимися внутри ЕС, — указывают на «глобальный кризис» регионализма как такового. А с ним и на кризис неолиберальной модели глобализации, которую США навязывают миру с конца ХХ в. и которая, вместо всеобщего единения, даёт «на выходе» его прямую противоположность в виде множества расколов между этносами и конфессиями, государствами и цивилизациями. Возмездием за этот курс становятся его обескураживающие последствия для самих Соединённых Штатов: судя по итогам президентских выборов 2016 г., а затем и по яростному внутриполитическому противостоянию первой половины 2017 г., он расшатывает основы их собственного могущества. Причём на этапе, когда Китай, невзирая на американские попытки поссорить его с «остальной Азией», продолжает укреплять свои конкурентные позиции в глобальной экономике; когда Россия, вместо того, чтобы «покаяться в грехах публично», ищет и находит ассиметричные ответы на санкции, введённые против неё США и ЕС; когда слабеет трансатлантическая солидарность; когда фаза эволюционного, «пошагового» продвижения к многополярному миру сменяется фазой открытой борьбы между его противниками и сторонниками.

Для АСЕАН и её членов наступает момент истины, смыслы и требования которого осознаны ещё не всеми и не в достаточной степени. Это момент прощания с иллюзиями о том, что с концом советско-американского противостояния будто бы канула в Лету и эпоха, грозившая человечеству большими войнами; что гарантия вечного мира — всеобщая экономическая взаимозависимость, которую создаст глобализация и при которой воевать можно будет лишь себе во вред. Это момент, когда глобализация по-американски всё меньше походит на процесс, в который можно и нужно вписываться с максимальной выгодой для себя (что до последнего времени асеановцам более или менее удавалось). Это момент, когда накал американо-китайского соперничества заставляет усомниться в том, что в обозримом будущем в АТР возможна и экономическая интеграция в масштабах всего региона, и всеохватная система безопасности, заслуживающая этого названия. Но если будущее и той, и другой проблематично, то где же будет реализовываться «центральная роль» АСЕАН и как её, в сущности, удержать? И есть ли будущее у «Пути АСЕАН» как линии внешнеполитического поведения, если «единственная сверхдержава» продолжит играть без правил и в Азии, и на глобальном поле?

Россия и АСЕАН: общий ответ на новые вызовы?

Политический климат АТР меняется не в лучшую сторону, смазывая перспективу дальнейшего поступательного движения по пути экономического развития, наращивания товарообменов, поиска оптимальных направлений и форм региональной экономической интеграции.

Обозревая эти проблемы из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Владивостока или иного «наблюдательного пункта» на российской территории, трудно не заметить, что сегодня и АСЕАН, и Россия сталкиваются с вызовами поистине экзистенциального характера. Что в таком случае должно составить главное содержание партнёрства России с АСЕАН? По-видимому, планирование, согласование и совместная реализация таких программ и проектов, совокупность которых отвечала бы коренным интересам каждого из партнёров — национальным, региональным, глобальным — в том понимании, которое приходит только на крутом историческом вираже, и консолидировала бы их позиции в качестве субъектов истории. Если совсем коротко, то Россия и АСЕАН должны дать совместный и обоснованно-утвердительный ответ на известный гамлетовский вопрос.

Наличествует ли у партнёров политическая воля, необходимая для того, чтобы вывести их отношения на соответствующий уровень? Если бы её не было, то вряд ли лидеры «десятки» явились бы на майский саммит 2016 г. в Сочи, посвящённый 20-летию российско-асеановского диалога, одним этим продемонстрировав, что не намерены следовать линии Запада на удушение санкциями.

Просматриваются ли у России и АСЕАН сходные стратегические цели? Представляется, что да, пусть они пока и не заявляют об этом прямо. Достаточно того, что на деле каждый из диалоговых партнёров ориентирован на самостоятельную роль в формирующемся многополярном мире. Каждый из них рассматривает другого как претендента, достойного подобной роли и заслуживающего поддержки в своих устремлениях. АСЕАН только проиграет, если Россия, выдвинувшаяся сегодня «в авангард» борьбы за многополярный мир, надломится в этой борьбе. Россия же, представленная на многосторонних форумах АТР во многом благодаря партнёрству с АСЕАН и её «центральной роли» в регионе, отнюдь не заинтересована в том, чтобы эта роль сошла на нет.

Россия и АСЕАН должны дать совместный и обоснованно-утвердительный ответ на известный гамлетовский вопрос.

В состоянии ли Россия и страны АСЕАН, объединяя усилия с другими сторонниками многополярного мира, выйти на модель глобализации, отличающуюся от неолиберальной в лучшую сторону? Во всяком случае, идея об экономическом диалоге, а затем и практическом сотрудничестве в формате ЕАЭС – ШОС – АСЕАН, опять-таки оживленно обсуждавшаяся на саммите в Сочи, создает предпосылки для продуктивных поисков в этом направлении.

Что же до обеспечения политических условий для реализации столь масштабного проекта, то в этом плане Россия, располагающая уникальным опытом борьбы с терроризмом и военно-промышленным комплексом, чьи производственно-технологические возможности хорошо известны, способна оказать разностороннюю и действенную поддержку своим партнёрам по интеграции в Большой Евразии, включая, естественно, и страны АСЕАН.


Оценить статью
(Голосов: 67, Рейтинг: 2.54)
 (67 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju