Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Иван Паничкин

Преподаватель кафедры правовых проблем ТЭК МИЭП МГИМО МИД России, эксперт РСМД

Снижение мировых цен на нефть, начавшееся летом 2014 г., несет риски для реализации целого ряда крупных проектов в нефтегазовой сфере, включая проекты по добыче нефти и газа из сланцевых пород, глубоководных шельфовых проектов и проектов на арктическом шельфе. В 2040 г. значительная доля потребления нефти и газа придется на месторождения, которые еще не разведаны. Морские нефтегазовые ресурсы Арктики в среднесрочной и долгосрочной перспективе могут занять значительное место в поддержании как текущего уровня добычи нефти и газа, так и его роста.

Снижение мировых цен на нефть, начавшееся летом 2014 г., несет риски для реализации целого ряда крупных проектов в нефтегазовой сфере, включая проекты по добыче нефти и газа из сланцевых пород, глубоководных шельфовых проектов и проектов на арктическом шельфе.

В настоящее время уровень добычи нефти в мире по-прежнему превышает уровень ее потребления. Тем не менее актуальным остается вопрос об источниках поддержания в среднесрочной и долгосрочной перспективе текущего уровня добычи нефти и газа и обеспечения его роста для удовлетворения потребностей мировой экономики.

По оценкам ОПЕК и Международного энергетического агентства, к 2040 г. потребление первичной энергии населением Земли вырастет по сравнению с 2010 г. на 40–60%. При этом нефть в мировом энергобалансе по-прежнему будет занимать ведущее место — на ее долю будет приходиться 25–27%, а на долю газа — 24–26% против нынешних 35% и 26% соответственно1.

В 2040 г. значительная доля потребления нефти и газа придется на месторождения, которые еще не разведаны. Прогнозируемый объем неразведанных запасов арктического континентального шельфа сегодня оценивается в 90 млрд баррелей нефти и 47 трлн куб. м природного газа. С учетом этих оценок морские нефтегазовые ресурсы Арктики в среднесрочной и долгосрочной перспективе могут занять значительное место в поддержании как текущего уровня добычи нефти и газа, так и его роста.

Рекомендации

1. Необходимо приступить к созданию экономически оправданных технологий и техни­ческих решений, способных обеспечить безопасную и эффективную добычу нефти и газа, а также к строительству сопутствующей инфраструктуры, учитывая, что от реше­ния о проведении геологоразведочных работ до начала промышленной добычи нефти в Арктике может пройти 5–10 и более лет. Принимая во внимание масштабность задач, работу на данном направлении целесообразно выстраивать на основе механизмов государственно-частного партнерства.

2. Приарктическим государствам следует также приступить к выработке единых стандар­тов и правил. Это позволит нефтегазовым компаниям разрабатывать и использовать единообразные технические решения во всех государствах региона без необходи­мости тратить время и средства на их адаптацию под требования и правила каждой конкретной страны. Работа по этим направлениям в настоящее время ведется, но носит по большей части фрагментарный и несистемный характер.

3. Возрастает актуальность укрепления сотрудничества приарктических государств и заинтересованных нефтегазовых компаний в выработке совместных подходов по раз­работке необходимых технологий, единых стандартов и правил. В качестве площадки для такой работы целесообразно продолжать опираться на зарекомендовавший себя межправительственный форум высокого уровня — Арктический совет.

4. Укрепление международного арктического сотрудничества позволило обеспечить высокий уровень безопасности и низкий уровень конфронтации в регионе. Приарктическим государствам необходимо и в дальнейшем избегать политизированности сотрудничества в Арктике в контексте общей геополитической ситуации, иначе это существенным образом отразится на перспективах проведения согласованной поли­тики и реализации совместных проектов. Перенос международной напряженности в Арктику в условиях сохранения санкционной политики будет способствовать рассмотрению Россией вопроса о привлечении к сотрудничеству внерегиональных государств, прежде всего из Азии. В этих условиях международное сотрудничество в Арктическом регионе может быть серьезно переформатировано, а объем заказов у западных производителей оборудования для разработки арктического шельфа существенно снижен.

Разработка морских нефтегазовых ресурсов Арктики: текущее состояние и перспективы, 1,26 Мб

Смотрите также:

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся